Отчего леса болеют?

Когда говорят о болезни, имеют в виду, прежде всего, человека. Реже – животных. Очень редко – растения. Но мало кто понимает, что болеть может и лес, да и вообще любая экосистема. Почему? Да потому, что она живая. Своего рода суперорганизм. Конечно, болезнь человека, животного, растения и леса – не одно и то же. Ведь отдельные организмы, погибая из-за болезни, не могут воскреснуть, вернуться к исходному, здоровому состоянию. А лес –может. Как бы он ни болел, как бы ни мучился, лишаясь сотен тысяч деревьев, кустарников, животных и прочего – всё это не означает его безусловную гибель, а, наоборот, ведёт к выздоровлению. На месте погибших появляются новые, более приспособленные деревья, и вокруг них снова поселяются животные и грибы ровно в таком количестве, какое может выжить именно с этими деревьями. Лес восстанавливается в новом, более экологически полноценном, качестве.

Неопытные люди полагают, что погибшие или больные деревья – верный признак болезни леса. Но это не так. В определённом количестве такие деревья должны быть в лесу всегда. Всегда погибают самые слабые, угнетённые. Другое дело, если погибающих слишком много и их число продолжает стремительно расти. Тогда и говорят о болезни леса – его усыхании. Проявляется оно по-разному. Деревья в лесу могут погибать очень быстро или очень медленно. Быстрое усыхание, названное спонтанным, возникает, как правило, после сильных погодных аномалий (например, засух) или катастроф, произошедших по вине человека (лесных пожаров и т.д.). Развивается оно в течение года. Медленное, хроническое усыхание происходит в течение нескольких лет. Причины его – почти те же самые. Но к их числу следует добавить ведение хозяйства в лесу, загрязнение лесов.

Обычно, рассуждая о болезнях деревьев, используют представления о болезнях человека. Появился нарост на стволе – значит, раковое образование; древесину поедает гриб – гнилевый процесс, гниение. А раз так, то надо, выходит, соблюдать требования санитарии, избавляться от всякой инфекции – уничтожать болезнетворные организмы, заражённые и погибшие деревья и их части. В отношении болезней леса это в корне неверно. Но как же она развивается, болезнь леса? Сначала появляется очаг инфекции – отдельные поражённые деревья или пни и другие древесные остатки, на которых имеются плодовые тела грибов, способных вызвать гибель множества деревьев. Затем возникают куртины усыхания – группы погибающих или погибших деревьев, или прогалина там, где деревья уже погибли, по периметру которой имеются ослабленные и погибающие деревья. Если болезнь и дальше набирает силу, то приходится наблюдать очаги поражения, когда погибают уже не отдельные небольшие группы деревьев, а участки леса на довольно больших площадях. При очаговом поражении говорят о распаде лесной экосистемы. Но болезнь леса – это не только гибель деревьев. По мере её развития изменяется качество и увеличивается количество древесных остатков, поскольку постоянно погибают во всё большем числе новые и новые деревья. А раз так, то изменяется состав обитающих в лесу животных и грибов, причём происходит это в строго определённой последовательности.

Поскольку на погибающих или погибших деревьях обнаруживаются грибы, вызывающие гниение древесины, или насекомые, поедающие хвою, листья, почки, молодые побеги, кору и ту же древесину, то именно их указывают как причину болезни леса. Но это – грубейшая ошибка. Ни жук, ни бабочка, ни гриб не могут причинить никакого вреда здоровому дереву. Нападают они только на ослабленные деревья. Причин ослабления много. Обычно к этому приводит угнетение дерева рядом стоящими деревьями. Они перехватывают необходимые ресурсы: свет, почву и т.д. Но ещё большей причиной ослабления является ведение хозяйства человеком: рубка леса с использованием машин и механизмов, подсочка деревьев, осушение болот и строительство плотин на реках, прокладка дорог и прочих коммуникаций, уборка «захламлённости». И даже посадка деревьев приводит не к восстановлению леса, как любят утверждать лесники, а к его ослаблению. Про обработку лесов химикатами, разведение растений и животных, не обитающих в естественных условиях наших лесов, и говорить не приходится. Между тем, в последнее время стало модным заявлять, что причина ослабления лесов – глобальные изменения климата. Но убедительно доказать это до сих пор никто не смог. Как правило, на влияние климата списывают собственное неумение вести хозяйство, незнание законов жизни леса, желание поживиться, присвоить себе признанные больными леса, древесину из которых можно выгодно продать, или занятые лесами, но пригодные для застройки земли.

©Валерий Темнухин, член Союза писателей России, 2017