ДЕКЛАРАЦИЯ «О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ»

ПРОЕКТ (вариант на 12 сентября)

ДЕКЛАРАЦИЯ
«О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ»

В настоящее время и так не быстрое движение России на пути построения гражданского
общества замедлилось, а в отдельных секторах прекратилось и пошло вспять.

Вместо демократической системы, построенной на основе институтов гражданского
общества, в России создается «управляемая демократия», при которой граждане
все больше отстраняются от непосредственного принятия решений, прямо затрагивающих
их интересы, а общество исключается из системы контроля за деятельностью власти.
Повторяется советская ситуация, когда не власть служит обществу и подотчетна
ему, а общество во все в большей степени ставится на службу власти. Основные
причины сложившегося положения нам видятся в следующем:
— слабая и зависимая судебная власть в большей степени защищает корпоративные
интересы силовых структур и органов исполнительной власти, чем закон, государственные
интересы, общественные институты, права и свободы человека;
— коррупция и криминализация разъедает основы общества и государства, повышая
зависимость граждан от чиновников; скомпрометировавшие себя, и даже подозреваемые
в преступлениях, высшие чиновники продолжают работать в органах власти;
— реализуется тенденция все большего ограничения доступа общественности к информации,
ограничения свободы слова и гласности, растет официальная секретность, расширяются
практика нарушения спецслужбами фундаментальных гражданских прав и свобод; распространяется
практика фабрикации «шпионских» дел;
— несовершенное избирательное законодательство (отсутствие механизмов обеспечения
независимости членов избирательных комиссий и т.д.) не обеспечивает проведения
истинно свободных выборов и референдумов, не препятствует фальсификации их результатов,
и, тем самым, не обеспечивает конституционное право граждан на участие в управлении
делами государства;
— средства массовой информации, принадлежавшие ранее различным финансово-промышленным
группам, и, хотя и в далеко не полной мере, представлявшие разные точки зрения,
оказались зависимы от исполнительной власти, что привело к унификации представляемой
информации и оценок; манипулирование общественным мнением ангажированными средствами
массовой информации достигло опасных размеров;
— фактически разрушенным оказался механизм диалога общества и власти, ранее
существовавший, в том числе, благодаря присутствию общественных лидеров в государственных
органах.; на смену диалогу с реальным гражданским обществом пришли ритуальные
встречи власти с назначенной ею же «общественностью»;
— существенную поддержку в стране приобрели идеи возвращения к авторитаризму
и вождизму; идет опасная милитаризация высшего государственного управления;
— в должной мере не поддерживается развитие среднего и малого бизнеса; значительная
часть населения вынуждена работать в теневой экономике; замедлилось формирование
среднего класса;
не создано условий для развития общественных организаций, что приводит к их
прозябанию, либо финансовой зависимости от спонсоров ; четко обозначились попытки
замены существующих неправительственных организаций их лояльными власти псевдоструктурами;

— не встречает должного отпора и распространяется фашистская и националистическая
идеология, антисемитизм;
— размывается принцип отделения церкви от государства; поддерживаемая на государственном
уровне, РПЦ во все большей степени становится политической силой;
— под видом «антитеррористической операции» в стране ведутся военные действия,
уносящие тысячи жизней, причиняющие страдания сотням тысяч, разрушающие государство
и отравляющие нравственное здоровье всего общества.

БЕЗ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ДВИЖЕНИЕ СТРАНЫ ПО ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ
ПУТИ НЕВОЗМОЖНО.

РАЗВИТИЕ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ОЗНАЧАЕТ:
— власти служат обществу, и общество имеет возможность контролировать их деятельность;
реализуется конституционное право граждан на непосредственное участие в управлении
делами государства;
— защищаются права человека и гражданина, обеспечение прав каждого становится
залогом защиты прав всех;
— неукоснительно соблюдается законодательство о разделении властей : представительная,
исполнительная и судебная власти исполняют свои функции, подчиняясь лишь закону;
законы выполняются не только гражданами, но и властными структурами;
— поддерживаются, развиваются и укрепляются органы местного самоуправления;
— формируется мощный средний класс, поддерживается предпринимательство и общественная
инициатива;
— природные ресурсы страны используются так, что не создается ограничений для
будущего развития общества;

Для развития в России гражданского общества необходимо:


проведение судебной реформы в полном объеме, с целью формирования независимой
от других ветвей власти, доступной и эффективной судебной власти.

— распространение заявительной, а не разрешительной формы организации деловой
активности. ограничение федеральным законом (закрытым перечнем) случаев, когда
необходимо получать какие-либо разрешения, а также документов, требуемых для
их получения;

— ратификация Орхусской Конвенции о доступе к информации, участии общественности
в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам , касающимся
окружающей среды (1998); определение федеральным законом не только перечня сведений
составляющих государственную тайну, но и отнесенных к ней, установление ответственности
за преследование граждан и организаций за сбор, анализ и распространение сведений,
не подлежащих засекречиванию (в том числе экологической информации, угрозах
безопасности и здоровью граждан, нарушениях прав и свобод );

— законодательное закрепление :

  • механизмов обеспечения независимости СМИ ;
  • механизмов обеспечения независимости членов избирательных комиссий и устрожение
    наказаний за нарушение избирательного законодательства;
  • механизма публичного обсуждения всех принимаемых решений органами власти
    на стадии подготовки, и обязательности учета результатов такого обсуждения;
  • создания постоянно действующих общественных советов при органах власти;
  • обязательности регулярных открытых встреч с общественностью всех высших
    должностных лиц;
  • механизма финансирования и эффективной поддержки деятельности правозащитных,
    женских, экологических, молодежных, профессиональных и других общественных
    и некоммерческих организаций за счет благотворительных и других источников;
  • эффективных механизмов поддержки науки, искусства и культуры;

— отказ от использования армии для действий против народа;

— резкое расширение возможностей реализация потенций молодежи, как главного
человеческого ресурса строительства гражданского общества;

— усиление социальной защиты пожилых людей, и граждан с ограниченной трудоспособностью;

— налаживание устойчивого использования и жесткий контроль за пользованием
природными ресурсами; осуществление экологически опасных проектов только после
положительного заключения государственной и общественных экспертиз, с учетом
мнения и интересов всех заинтересованных сторон;

— создание эффективной системы общественного контроля за межгосударственными
и международными программами на территории России.

МЫ ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ :

Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства, органов
государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления,
всех политических и общественных организаций и движений, профессиональных и
творческих союзов, средств массовой информации, деятелей науки, культуры, образования,
предпринимателей

НА НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА , КАК УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ
СВОБОДНОЙ, НЕЗАВИСИМОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ РОССИИ, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЕЕ ГРАЖДАН.