Об особо охраняемых природных территориях

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности
и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и
объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое,
рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной
власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых
установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального
достояния.

Сеть ООПТ Нижегородской области — совокупность всех ООПТ Нижегородской области.

Система ООПТ — совокупность функционально и экологически связанных между собой
ООПТ разных типов, обеспечивающих возможность поддержания экологического равновесия
на уровне, дающем максимальный эколого-социально-экономический эффект.

Настоящий Закон регулирует отношения в области резервирования, организации,
охраны, обеспечения функционирования и использования ООПТ Нижегородской области
в целях их сохранения и поддержания экологозначимых свойств, изучения естественных
процессов в биосфере, экологического просвещения населения.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство Нижегородской области об ООПТ

Законодательство Нижегородской области об особо охраняемых природных территориях
основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, Законодательства
РФ об особо охраняемых природных территориях и Устава Нижегородской области
и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных
правовых актов.

Настоящим Законом регулируются отношения в области охраны и использования ООПТ
регионального (областного) и местного (районного, городского) значения. Отношения
в области охраны и использования ООПТ федерального значения, расположенных на
территории области, регулируются Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях»
и иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимаемыми
в соответствии с ним.

Статья 2. Категории и виды ООПТ

1. С учетом особенностей режима ООПТ на территории области различаются следующие
категории ООПТ регионального (областного) значения:

природные парки;

государственные природные заказники;

памятники природы;

дендрологические парки и ботанические сады;

территории, представляющие особую ценность для сохранения объектов животного
и растительного мира, внесенных в Красную книгу Нижегородской области (ключевые
местообитания видов, внесенных в Красную книгу Нижегородской области);

а также следующие категории ООПТ регионального (областного) или местного (районного,
городского) значения:

территории охраняемого ландшафта;

охраняемые природно-культовые объекты;

памятники ландшафтного искусства;

охраняемые объекты природного комплекса городов;

охраняемые геологические объекты;

лечебно-оздоровительные местности и курорты;

ресурсные заказники.

2. Органы местного самоуправления вправе устанавливать на своей территории
также и иные категории ООПТ.

3. На территории области в соответствии с Федеральным Законом «Об особо охраняемых
природных территориях» могут выделяться ООПТ федерального значения любых категорий,
допускаемых данным Федеральным Законом.

Статья 3. Охранные зоны и охранные округа особо охраняемых природных территорий

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих
к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны
или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Размеры охранных
зон не нормируются, а выделяются в каждом конкретном случае исходя из целей
обеспечения сохранности ООПТ.

Решения о создании охранных зон ООПТ принимаются в том же порядке, что и решения
о создании самих ООПТ.

Статья 4. Необходимость учета ООПТ при разработке планов и проектов

Все ООПТ в обязательном порядке учитываются при разработке территориальных
комплексных схем, проектов лесоустройства, землеустройства, районной планировки
и т.п.

Земли особо охраняемых природных территорий (за исключением территорий охраняемого
ландшафта и ресурсных заказников) относятся к природно-заповедному фонду, а
земли их охранных зон — к землям природоохранного назначения.

Статья 5. О резервировании земельных участков, которые предполагается объявить
ООПТ

В целях обеспечения сохранности земельных участков, рекомендованных к охране
в качестве различных ООПТ, а также вновь выявленных территорий, нуждающихся
в дополнительном обследовании на предмет целесообразности организации ООПТ,
на период проведения их обследования, оформления необходимой документации, ее
согласования и утверждения, Администрацией области учреждается и ведется Перечень
потенциальных ООПТ Нижегородской области. Порядок ведения Перечня, а также порядок
присвоения территориям статуса потенциальных ООПТ, утверждается Администрацией
области.

Проведение любых природопреобразующих работ (в том числе рубок леса, горнодобывающих,
дорожных, строительных, мелиоративных и других работ) на потенциальных ООПТ,
а также продажа земель этих территорий или их сдача в аренду и передача другим
юридическим и физическим лицам с изменением существующего режима использования
земель, допускается только при наличии положительного заключения государственной
экологической экспертизы, проводимой Государственным комитетом по охране окружающей
среды Нижегородской области (Нижегородгоскомэкологии).

Статья 6. Собственность и ведение

ООПТ регионального (областного) значения находятся в ведении Администрации
области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. ООПТ местного
значения находятся в ведении органов местного самоуправления.

Органы государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых
находятся ООПТ, обязаны обеспечить возможность функционирования данных ООПТ,
в том числе организовать информирование населения и заинтересованных организаций
о наличии ООПТ и режимах их охраны, проведение маркировки территории и пр. Финансирование
данных работ осуществляется за счет соответствующих бюджетов и экологических
фондов, а также любых других, не запрещенных законом источников.

Содержание права государственной собственности на ООПТ, в том числе на находящиеся
на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренным
Гражданским Кодексом РФ, если иное не следует из Федерального Закона «Об особо
охраняемых природных территориях».

Статья 7. Реестр ООПТ

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив
развития сети и формирования системы ООПТ области, повышения эффективности управления
функционированием и контроля за соблюдением режима охраны ООПТ, а также обеспечения
их учета при проведении экологической экспертизы программ и проектов и при планировании
социально-экономического развития области, учреждается и ведется реестр ООПТ
Нижегородской области.

Реестр ООПТ Нижегородской области включает в себя сведения о количестве и статусе
ООПТ, их размерах, географическом положении и границах, состоянии, значении,
природопользователях, режиме охраны.

Порядок ведения реестра ООПТ Нижегородской области устанавливается Администрацией
области совместно с Нижегородгоскомэкологией.

Сведения, включенные в реестр ООПТ, предоставляются для включения в Федеральный
кадастр ООПТ, порядок ведения которого определяется законодательством РФ.

Статья 8. Полномочия Законодательного собрания в сфере организации, охраны,
обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны
ООПТ

К полномочиям Законодательного собрания в сфере организации, охраны, обеспечения
функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ относятся:

— принятие в соответствии с Законодательством РФ и настоящим Законом нормативных
правовых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, обеспечения
функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ;

— участие в разработке и реализации Федеральных программ в области организации,
охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима
охраны ООПТ;

— участие в разработке и утверждение областных программ в области организации,
охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима
охраны ООПТ;

— установление налоговых льгот ООПТ, являющимся юридическими лицами, а также
владельцам, собственникам, пользователям земель, на которых располагаются ООПТ;

а также другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ и Нижегородской
области.

Статья 9. Полномочия Администрации области в сфере организации, охраны, обеспечения
функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ

К полномочиям Администрации области в сфере организации, охраны, обеспечения
функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ относятся:

— принятие в соответствии с Законодательством РФ и настоящим Законом нормативных
правовых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, обеспечения
функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ;

— участие в разработке и реализации Федеральных программ в области организации,
охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима
охраны ООПТ;

— разработка и реализация областных программ в области организации, охраны,
обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны
ООПТ;

— принятие решений об организации ООПТ регионального (областного) значения;

— утверждение документации (паспортов, положений) на ООПТ регионального (областного)
значения, а также внесение в такую документацию изменений и дополнений;

— представление в Правительство РФ предложений по организации на территории
области ООПТ федерального значения, а также по изменению их границ и территорий;

— принятие решений о выделении охранных зон ООПТ федерального значения, находящихся
на территории области, и утверждение Положений об охранных зонах таких ООПТ;

— определение порядка ведения и ведение реестра ООПТ Нижегородской области;

— определение порядка ведения Перечня потенциальных ООПТ, а также принятие
решений о присвоении территориям статуса потенциальных ООПТ;

— утверждение типовых положений об ООПТ регионального (областного) значения;

— обеспечение учета ООПТ при разработке территориальных комплексных схем, проектов
лесоустройства, землеустройства, районной планировки и т.п.;

— утверждение такс возмещения ущерба, причиненного особо охраняемым природным
территориям регионального (областного) значения;

а также другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ и Нижегородской
области.

Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации,
охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима
охраны ООПТ

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации, охраны,
обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны
ООПТ относятся:

— принятие решений об организации ООПТ местного (районного, городского) значения
и утверждении документации (паспортов, положений) на них;

— введение в соответствии с настоящим Законом дополнительных категорий ООПТ
местного (районного, городского) значения и утверждение типовых положений о
них;

— согласование проектов документации (паспортов, положений) на ООПТ регионального
(областного) значения;

— участие в разработке и реализации областных программ в области организации,
охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима
охраны ООПТ;

а также другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ и Нижегородской
области.

Статья 11. Компетенция Государственного комитета по охране окружающей среды
Нижегородской области в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования,
контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ

Область компетенции Государственного комитета по охране окружающей среды Нижегородской
области в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля
за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ Нижегородской области определяется
Законодательством РФ, Законодательством Нижегородской области, а также Положением
о Государственном комитете по охране окружающей среды, утверждаемом в установленном
порядке.

В целях усиления контрольно-инспекционной деятельности, проводимой Нижегородгоскомэкологии
на территории Нижегородской области, администрация области осуществляет дополнительное
финансирование в соответствии с законодательством области.

Статья 12. Проектирование ООПТ. Порядок оформления документации на ООПТ

Работы по проектированию новых ООПТ, а также по составлению документации (паспортов,
положений) на ООПТ, организуются Администрацией области совместно с Государственным
комитетом по охране окружающей среды Нижегородской области в соответствии с
Законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, настоящим Законом
и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми актами.

Документация на ООПТ (паспорта, положения) составляются в соответствии с утверждаемыми
Администрацией области типовыми положениями на ООПТ. Перед представлением на
утверждение в органы государственной власти и местного самоуправления документация
(паспорта, положения) на ООПТ подлежит обязательному согласованию с Нижегородгоскомэкологией.

Финансирование деятельности по проектированию ООПТ и оформлению документации
на них осуществляется из средств областного, районных и городских бюджетов,
областного, районного и городских экологических фондов, из других источников.

Статья 13. Управление заповедным делом

Государственное управление и государственный контроль в области организации
и функционирования ООПТ регионального значения осуществляются Администрацией
области и специально уполномоченными на то государственными органами Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Для обеспечения деятельности Администрации области по организации, охране,
обеспечению функционирования, контролю за состоянием и соблюдением режима охраны
ООПТ, руководству деятельностью администраций конкретных ООПТ регионального
(областного) значения в структуре Департамента по охране природы и управлению
природопользованием Администрации области создается специализированная служба
по управлению заповедным делом и охране ООПТ. Положение о такой службе утверждается
Губернатором области.

Для координации деятельности в области организации, охраны, обеспечения функционирования,
контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ, создается Координационный
Совет по ООПТ, состав и положение о котором утверждаются Губернатором области.

Управление и контроль в области организации ООПТ местного значения осуществляются
органами местного самоуправления.

Статья 14. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и обеспечении
функционирования ООПТ

Граждане и юридические лица, а также общественные объединения и религиозные
организации, не имеющие статуса юридического лица, оказывают содействие органам
государственной власти и местного самоуправления, государственным организациям
в осуществлении мероприятий по организации, охране, обеспечению функционирования,
контролю за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ, в том числе имеют право:

— получать от органов государственной власти и местного самоуправления, государственных
организаций соответствующую информацию, если иное не установлено Законодательством
РФ и Нижегородской области;

— проводить общественную экологическую экспертизу проектов хозяйственной деятельности,
влияющей на состояние ООПТ;

— выходить в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями
о создании новых ООПТ;

— осуществлять общественный контроль за состоянием и соблюдением режима охраны
ООПТ в соответствии с действующим законодательством;

— по согласованию с органами государственной власти и местного самоуправления,
администрациями ООПТ и другими государственными организациями, в ведении которых
находятся ООПТ, проводить мероприятия по охране и обеспечению функционирования
ООПТ.

Органы государственной власти и местного самоуправления, государственные организации
при осуществлении своих полномочий в области организации, охраны, обеспечения
функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ, учитывают
предложения граждан и юридических лиц.

Раздел 2. Природные парки
Статья 15. Общие положения

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, территории
(акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную
экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных,
просветительских и рекреационных целях.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное
(постоянное) пользование, в отдельных случаях — на землях иных пользователей,
а также собственников.

На природные парки возлагаются следующие задачи:

— сохранение природной среды, природных ландшафтов;

— создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных
ресурсов;

— разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического
баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Статья 16. Порядок образования природных парков

Решение об образовании природных парков регионального (областного) значения
принимает Администрация области по представлению Государственного комитета охраны
окружающей среды Нижегородской области и по согласованию с соответствующими
органами местного самоуправления.

Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных
пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется Администрацией
области по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Особенности правового положения природных парков

Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели
своей деятельности извлечение прибыли, то есть, являются некоммерческими организациями
и создаются в форме финансируемого за счет средств областного бюджета природоохранного
учреждения.

Средства природных парков, которыми они распоряжаются в установленном законом
порядке, формируются также из:

— доходов, полученных от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности,
не противоречащей задачам природных парков;

— средств, полученных в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности
юридических и физических лиц;

— безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных
граждан и международных организаций.

Природные парки, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков
в границах территорий природных парков, имеющие ограничения в их использовании
в связи с соблюдением режима охраны природных парков, пользуются налоговыми
льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством
Нижегородской области.

Статья 18. Режим особой охраны природных парков. Зонирование территории

На различных участках природных парков может устанавливаться различный режим
охраны и использования в зависимости от их экологической и рекреационной ценности.
Исходя из этого, на территориях природных парков могут быть выделены различные
функциональные зоны (природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные, зоны
охраны историко-культурных комплексов и объектов и иные).

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой
изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение
экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение
режима охраны расположенных на их территории памятников истории и культуры.

В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности,
влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной
ценности их территорий.

С администрациями природных парков согласовываются вопросы социально-экономической
деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков
и их охранных зон, а также проекты развития прилежащих населенных пунктов.

Задачи и особенности режима охраны и использования конкретного природного парка
определяются положением о нем, утверждаемым в том же порядке, в котором принимается
решение об организации природного парка. Положение о конкретном природном парке
разрабатывается в соответствии с Типовым положением о природных парках в Нижегородской
области и утверждается Администрацией области по согласованию с Нижегородгоскомэкологии.

Раздел 3. Государственные природные заказники
Статья 19. Общие положения

Государственными природными заказниками объявляются территории (акватории),
имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов
или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Объявление территории государственным природным заказником допускается как
с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных
участков.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе
быть:

— комплексными (ландшафтными) — предназначенными для сохранения и восстановления
природных комплексов (природных ландшафтов);

— биологическими (ботаническими и зоологическими) — предназначенными для сохранения
и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе
ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

— палеонтологическими — предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

— гидрологическими (болотными, озерными, речными) — предназначенными для сохранения
и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

— геологическими — предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов
неживой природы.

Государственные природные заказники регионального (областного) значения находятся
в ведении Администрации области и финансируются за счет средств областного бюджета,
областного экологического фонда и других не запрещенных законом источников.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в
границах государственных заказников, предоставляются налоговые льготы, предусмотренные
законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

Для обеспечения функционирования государственных природных заказников регионального
(областного) значения создаются их Администрации. Структура, подчиненность и
порядок финансирования администрации заказника определяются в каждом конкретном
случае Администрацией области по согласованию с соответствующими органами местного
самоуправления.

Статья 20. Порядок образования государственных природных заказников

Решение об образовании государственных природных заказников регионального (областного)
значения принимает Администрация области по согласованию с соответствующими
органами местного самоуправления.

Создание государственных природных заказников, связанное с изъятием земельных
участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд,
осуществляется постановлением Администрации области по согласованию с Правительством
Российской Федерации.

Статья 21. Режим особой охраны государственных природных заказников. Зонирование
территории

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно
запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям
создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам
и их компонентам.

С целью сохранения типичных биоценозов, редких видов животных и растений, восстановления
экологического равновесия, устойчивости и способности к саморегуляции всех природных
комплексов, в заказниках могут выделяться особо защитные участки и другие функциональные
зоны, отличающиеся более строгим, чем на всей территории заказника, режимом
охраны.

Задачи и особенности режима охраны конкретного государственного природного
заказника определяются положением о нем, которое утверждается в том же порядке,
в котором принимается решение об организации заказника. Положение о заказнике
разрабатывается в соответствии с типовым положением о государственных природных
заказниках в Нижегородской области.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены
в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный
в государственных природных заказниках режим охраны и несут ответственность
за его нарушение в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 4. Памятники природы
Статья 22. Общие положения

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном,
культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного
и искусственного происхождения.

Объявление территории памятником природы допускается как с изъятием, так и
без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Памятники природы регионального (областного) значения находятся в ведении Администрации
области и финансируются за счет средств областного бюджета, областного экологического
фонда и других не запрещенных законом источников.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в
границах памятников природы, могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные
законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

Статья 23. Порядок образования памятников природы

Решение об образовании памятников природы регионального (областного) значения
принимает Администрация области по согласованию с соответствующими органами
местного самоуправления.

Создание памятников природы, связанное с изъятием земельных участков или водных
пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением
Администрации области по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Статья 24. Режим особой охраны памятников природы

На территориях памятников природы и их охранных зон запрещается или ограничивается
всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Задачи и особенности режима охраны конкретного памятника природы определяются
его паспортом, который утверждается в том же порядке, в котором принимается
решение об организации памятника природы. Паспорт на памятник природы разрабатывается
в соответствии с типовым положением о памятниках природы в Нижегородской области.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых расположены
памятники природы, обязаны соблюдать установленный в памятниках природы режим
охраны и несут ответственность за его нарушение в соответствии с действующим
законодательством.

Раздел 5. Дендрологические парки и ботанические сады
Статья 25. Общие положения

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями,
в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения
разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной,
учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков
и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач,
при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование
дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским
или образовательным учреждениям, либо лесхозам, в ведении которых находятся
дендрологические парки и ботанические сады.

Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания,
сооружения и помещения приватизации не подлежат.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков дендрологических
парков и ботанических садов могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные
законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

Статья 26. Порядок образования дендрологических парков и ботанических садов

Решение об образовании дендрологических парков и ботанических садов регионального
(областного) значения принимает Администрация области по согласованию с соответствующими
органами местного самоуправления.

Статья 27. Режим особой охраны дендрологических парков и ботанических садов.
Зонирование территории

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается или
ограничивается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая
за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены
на различные функциональные зоны, в том числе:

— экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определяемом дирекциями
дендрологических парков и ботанических садов;

— научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники
дендрологических парков и ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских
или образовательных учреждений;

— административную.

Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационного
устройства, зонирования и режима охраны конкретного дендрологического парка
или ботанического сада определяются положением о нем, которое утверждается в
том же порядке, в котором принимается решение о его организации. Положение о
конкретном дендрологическом парке или ботаническом саде разрабатывается в соответствии
с типовым положением о дендрологических парках и ботанических садах в Нижегородской
области.

Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется
за счет средств областного бюджета и экологического фонда и других не запрещенных
законом источников.

Средствами дендрологических парков и ботанических садов, которыми они распоряжаются
в установленном порядке, являются все получаемые дендрологическими парками и
ботаническими садами средства:

— в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности юридических
и физических лиц;

— от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей
задачам дендрологических парков и ботанических садов;

— в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе
иностранных граждан и международных организаций.

Раздел 6. Территории охраняемого ландшафта
Статья 28. Общие положения

Территории охраняемого ландшафта — природные комплексы, имеющие важное средообразующее
значение, как правило, имеющие значительную площадь, включающие объекты как
естественного, так и искусственного происхождения, цель охраны которых заключается
в обеспечении сохранности принципиальной структуры ландшафтов.

Объявление участков суши территориями охраняемого ландшафта производится без
изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Территории охраняемого ландшафта регионального (областного) значения находятся
в ведении Администрации области и финансируются за счет средств областного бюджета,
областного экологического фонда и других не запрещенных законом источников.
Территории охраняемого ландшафта местного (районного, городского) значения находятся
в ведении соответствующих органов местного самоуправления и финансируются за
счет соответствующих бюджетов и экологических фондов и других не запрещенных
законом источников.

Статья 29. Порядок образования территорий охраняемого ландшафта

Решение об образовании территорий охраняемого ландшафта регионального (областного)
значения принимает Администрация области по согласованию с Нижегородгоскомэкологии
и с соответствующими органами местного самоуправления, а об организации территорий
охраняемого ландшафта местного (районного, городского) значения — соответствующие
органы местного самоуправления.

Статья 30. Режим особой охраны территорий охраняемого ландшафта

В границах территорий охраняемого ландшафта запрещается или ограничивается
всякая деятельность, влекущая за собой принципиальное нарушение структуры природных
комплексов (в том числе сплошные рубки леса с последующей распашкой или застройкой
земель, либо созданием монокультур леса, мелиорация и осушение болот, другие
работы, влекущие за собой принципиальное изменение гидрологического режима и
геопластики территории и др.).

Задачи и особенности режима охраны конкретной территории охраняемого ландшафта
определяются положением о ней, которое утверждается в том же порядке, в котором
принимается решение об организации территории охраняемого ландшафта. Положение
о территории охраняемого ландшафта разрабатывается в соответствии с типовым
положением о территориях охраняемого ландшафта в Нижегородской области, которое
утверждается Администрацией области.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, в границах территорий
охраняемого ландшафта, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны и
несут ответственность за его нарушение в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 7. Охраняемые природно-культовые объекты
Статья 31. Общие положения

Охраняемые природно-культовые объекты — объекты и комплексы естественного происхождения,
исторически связанные с народными поверьями и преданиями, служащие, либо служившие
в прошлом, местом религиозного поклонения, совершения религиозных культов и
обрядов (священные рощи, священные деревья, родники, валуны и пр.).

Объявление территории охраняемым природно-культовым объектом производится без
изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Охраняемые природно-культовые объекты регионального (областного) значения находятся
в ведении Администрации области и финансируются за счет средств областного бюджета,
областного экологического фонда и других не запрещенных законом источников.
Охраняемые природно-культовые объекты местного (районного, городского) значения
находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправления и финансируются
за счет соответствующих бюджетов и экологических фондов и других не запрещенных
законом источников.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, на которых расположены
охраняемые природно-культовые объекты, могут предоставляться налоговые льготы,
предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской
области.

Статья 32. Порядок образования охраняемых природно-культовых объектов

Решение об образовании охраняемых природно-культовых объектов регионального
(областного) значения принимает Администрация области по согласованию с Нижегородгоскомэкологии
и с соответствующими органами местного самоуправления, а об организации охраняемых
природных объектов культового назначения местного (районного, городского) значения
— соответствующие органы местного самоуправления.

Статья 33. Режим особой охраны охраняемых природно-культовых объектов

На территориях охраняемых природно-культовых объектов и их охранных зон запрещается
или ограничивается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.

Задачи и особенности режима охраны конкретного охраняемого природно-культового
объекта определяются его паспортом, который утверждается в том же порядке, в
котором принимается решение об организации охраняемого природно-культового объекта.
Паспорт на охраняемый природно-культовый объект разрабатывается в соответствии
с типовым положением о государственных охраняемых природно-культовых объектах
в Нижегородской области.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых расположены
охраняемые природно-культовые объекты, обязаны соблюдать установленный в охраняемых
природно-культовых объектах режим охраны и несут ответственность за его нарушение
в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 8. Территории, представляющие особую ценность для сохранения объектов
животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу Нижегородской области
(критические местообитания для организмов, занесенных в Красную книгу Нижегородской
области)
Статья 34. Общие положения

Территории, представляющие особую ценность для сохранения объектов животного
и растительного мира, внесенных в Красную книгу Нижегородской области, выделяются
в соответствии с Положением о Красной книге Нижегородской области и Приложением
3 к Красной книге Нижегородской области (Критерии присвоения территориям статуса
представляющих особую ценность для сохранения объектов животного и растительного
мира, внесенных в Красную книгу Нижегородской области).

Присвоение территории статуса представляющей особую ценность для сохранения
объектов растительного и животного мира, внесенных в Красную книгу Нижегородской
области, производится без изъятия у пользователей, владельцев и собственников
земельных участков.

Территории, представляющие особую ценность для сохранения объектов растительного
и животного мира, внесенных в Красную книгу Нижегородской области регионального
(областного) значения находятся в ведении Администрации области и финансируются
за счет средств областного бюджета, областного экологического фонда и других
не запрещенных законом источников.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в
границах территорий, представляющих особую ценность для сохранения объектов
животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу Нижегородской области,
могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные законодательством Российской
Федерации и законодательством Нижегородской области.

Статья 35. Порядок образования территорий, представляющих особую ценность
для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную
книгу Нижегородской области

Статус территории, представляющей особую ценность для сохранения объектов животного
и растительного мира, внесенных в Красную книгу Нижегородской области, присваивается
Администрацией области в соответствии с критериями согласно Приложению 3 к Красной
книге Нижегородской области.

Статья 36. Режим особой охраны территорий, представляющих особую ценность
для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную
книгу Нижегородской области

На территориях, представляющих особую ценность для сохранения объектов животного
и растительного мира, внесенных в Красную книгу Нижегородской области, могут
быть запрещены или ограничены любые виды хозяйственной деятельности, способные
нанести ущерб объектам животного и растительного мира, занесенным в Красную
книгу Нижегородской области, обитающим на данной территории.

Задачи и особенности режима охраны конкретной территории, представляющей особую
ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в
Красную книгу Нижегородской области определяются ее паспортом, который утверждается
в том же порядке, в котором принимается решение о присвоении территории статуса
представляющей особую ценность для сохранения объектов животного и растительного
мира, внесенных в Красную книгу Нижегородской области. Паспорт составляется
в соответствии с Положением о Красной книге Нижегородской области, Приложением
3 к Красной книге Нижегородской области и типовым положением о территориях,
представляющих особую ценность для сохранения объектов животного и растительного
мира, внесенных в Красную книгу Нижегородской области.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, в границах территорий,
представляющих особую ценность для сохранения объектов животного и растительного
мира, внесенных в Красную книгу Нижегородской области, обязаны соблюдать установленный
для этих территорий режим охраны и несут ответственность за его нарушение в
соответствии с действующим законодательством.

Запрещение или ограничение хозяйственной деятельности на вновь выявленных территориях,
представляющих особую ценность для сохранения объектов животного и растительного
мира, внесенных в Красную книгу Нижегородской области, вводится предписанием
Нижегородгоскомэкологии по инициативе любых заинтересованных организаций и граждан
на основании акта обследования территории организацией-куратором, научным консультантом
или экспертом Красной книги Нижегородской области, на период до официального
присвоения территории данного статуса.

Раздел 9. Памятники ландшафтного искусства
Статья 37. Общие положения

Памятники ландшафтного искусства — природно-антропогенные объекты и комплексы,
включающие элементы как естественного происхождения, так и искусственно созданные
человеком и предназначенные для рекреации и сохранения исторических приемов
и принципов ландшафтного искусства.

Объявление территории памятником ландшафтного искусства производится без изъятия
у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Памятники ландшафтного искусства регионального (областного) значения находятся
в ведении Администрации области и финансируются за счет средств областного бюджета,
областного экологического фонда и других не запрещенных законом источников.
Памятники ландшафтного искусства местного (районного, городского) значения находятся
в ведении соответствующих органов местного самоуправления и финансируются за
счет соответствующих бюджетов и экологических фондов и других не запрещенных
законом источников.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, на которых расположены
памятники ландшафтного искусства, могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные
законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

Статья 38. Порядок образования памятников ландшафтного искусства

Решение об образовании памятников ландшафтного искусства регионального (областного)
значения принимает Администрация области по согласованию с Нижегородгоскомэкологии,
комитетом по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода
и области и с соответствующими органами местного самоуправления, а об организации
памятников ландшафтного искусства местного (районного, городского) значения
— соответствующие органы местного самоуправления.

Статья 39. Режим особой охраны памятников ландшафтного искусства

На территориях памятников ландшафтного искусства и их охранных зон запрещается
или ограничивается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.

Задачи и особенности режима охраны конкретного памятника ландшафтного искусства
определяются его паспортом, который утверждается в том же порядке, в котором
принимается решение об организации памятника ландшафтного искусства. Паспорт
на памятник ландшафтного искусства разрабатывается в соответствии с типовым
положением о памятниках ландшафтного искусства в Нижегородской области.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых расположены
памятники ландшафтного искусства, обязаны соблюдать установленный в них режим
охраны и несут ответственность за его нарушение в соответствии с действующим
законодательством.

Раздел 10. Охраняемые объекты природного комплекса городов
Статья 40. Общие положения

Охраняемые объекты природного комплекса городов — природные и природно-антропогенные
объекты и комплексы, представляющие собой лесные и лесопарковые массивы, речные
и овражные системы и другие участки природной среды, расположенные на территориях
городских и сельских поселений и их зеленых зон и имеющие рекреационное, эстетическое,
средообразующее и оздоровительное значение.

Отнесение территории к охраняемым объектам природного комплекса городов производится
без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Охраняемые объекты природного комплекса городов регионального (областного)
значения находятся в ведении Администрации области и финансируются за счет средств
областного бюджета, областного экологического фонда и других не запрещенных
законом источников. Охраняемые объекты природного комплекса городов местного
(районного, городского) значения находятся в ведении соответствующих органов
местного самоуправления и финансируются за счет соответствующих бюджетов и экологических
фондов и других не запрещенных законом источников.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, на которых расположены
охраняемые объекты природного комплекса городов, могут предоставляться налоговые
льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством
Нижегородской области.

Статья 41. Порядок образования охраняемых объектов природного комплекса городов

Решение об образовании охраняемых объектов природного комплекса городов регионального
(областного) значения принимает Администрация области по согласованию с Нижегородгоскомэкологии
и соответствующими органами местного самоуправления, а об организации охраняемых
объектов природного комплекса городов местного (районного, городского) значения
— соответствующие органы местного самоуправления.

Статья 42. Режим особой охраны охраняемых объектов природного комплекса городов

На территориях охраняемых объектов природного комплекса городов и их охранных
зон запрещается или ограничивается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение
их сохранности. Задачи и особенности режима охраны конкретных охраняемых объектов
природного комплекса городов определяются его паспортом, который утверждается
в том же порядке, в котором принимается решение об организации охраняемых объектов
природного комплекса городов. Паспорта на охраняемые объекты природного комплекса
городов разрабатываются в соответствии с типовым положением об охраняемых объектах
природного комплекса городов в Нижегородской области.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых расположены
охраняемые объекты природного комплекса городов, обязаны соблюдать установленный
в них режим охраны и несут ответственность за его нарушение в соответствии с
действующим законодательством.

Раздел 11. Охраняемые геологические объекты
Статья 43. Общие положения

Охраняемые геологические объекты — уникальные, невосполнимые, ценные в научном,
культурном и эстетическом отношениях геологические образования и комплексы.
Охраняемыми геологическими объектами объявляются природные объекты, не включающие
иных объектов охраны, кроме ценных геологических образований, а также требующие
проведения комплекса мероприятий по их сохранению и поддержанию.

Объявление территории охраняемым геологическим объектом производится без изъятия
у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Охраняемые геологические объекты регионального (областного) значения находятся
в ведении Администрации области и финансируются за счет средств областного бюджета,
областного экологического фонда и других не запрещенных законом источников.
Охраняемые геологические объекты местного (районного, городского) значения находятся
в ведении соответствующих органов местного самоуправления и финансируются за
счет соответствующих бюджетов и экологических фондов и других не запрещенных
законом источников.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, на которых расположены
охраняемые геологические объекты, могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные
законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

Статья 44. Порядок образования охраняемых геологических объектов

Решение об образовании охраняемых геологических объектов регионального (областного)
значения принимает Администрация области по согласованию с Нижегородгоскомэкологии
и соответствующими органами местного самоуправления, а об организации охраняемых
геологических объектов местного (районного, городского) значения — соответствующие
органы местного самоуправления.

Статья 45. Режим особой охраны охраняемых геологических объектов

На территориях охраняемых геологических объектов и их охранных зон запрещается
или ограничивается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности,
целостности, утрату ими научных или эстетических качеств.

Задачи и особенности режима охраны конкретного охраняемого геологического объекта
определяются его паспортом, который утверждается в том же порядке, в котором
принимается решение об его организации. Паспорт на охраняемый геологический
объект разрабатывается в соответствии с типовым положением об охраняемых геологических
объектах в Нижегородской области.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых расположены
охраняемые геологические объекты, обязаны соблюдать установленный в охраняемых
геологических объектах режим охраны и несут ответственность за его нарушение
в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 12. Лечебно-оздоровительные местности и курорты
Статья 46. Общие положения

Территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а
также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные
воды, лечебные грязи, лечебный климат, другие природные объекты и условия),
могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального
использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных
свойств.

Статья 47. Порядок отнесения территорий к лечебно-оздоровительным местностям
и курортам

Решение об отнесении территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам
регионального (областного) значения принимает Администрация области по представлению
Государственного комитета по охране окружающей среды Нижегородской области по
согласованию с соответствующими органами местного самоуправления, а к лечебно-оздоровительным
местностям и курортам местного (районного, городского) значения — соответствующие
органы местного самоуправления.

Статья 48. Режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов

В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается)
деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных
ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. В целях сохранения природных
факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения,
на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа
санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные
ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи), устанавливаются
округа горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной
охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Порядок
организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима
их функционирования определяются законодательством Российской Федерации и законодательством
Нижегородской области.

Раздел 13. Ресурсные заказники
Статья 49. Общие положения

Ресурсными заказниками объявляются территории, имеющие особое значение для
сохранения или восстановления запасов ресурсов живой природы (например, охотфауны,
ягодников, лекарственных растений и т.п.).

Объявление территории ресурсным заказником производится без изъятия у пользователей,
владельцев и собственников земельных участков.

Ресурсные заказники находятся в ведении ведомств-природопользователей, выступивших
с инициативой их создания. Ресурсные заказники функционируют в соответствии
с законодательством РФ, законодательством Нижегородской области, а также ведомственными
нормативно-правовыми документами.

Статья 50. Порядок образования ресурсных заказников

Решение об образовании ресурсных заказников регионального (областного) значения
принимает Администрация области по представлению соответствующего ведомства
— природопользователя по согласованию с Нижегородгоскомэкологии и с соответствующими
органами местного самоуправления, а об организации ресурсных заказников местного
(районного, городского) значения — соответствующие органы местного самоуправления.

Статья 51. Режим особой охраны ресурсных заказников

На территориях ресурсных заказников может постоянно или временно запрещаться
или ограничиваться любая деятельность, противоречащая целям сохранения и восстановления
ресурсов живой природы, являющихся объектом охраны.

Задачи и особенности режима охраны конкретного ресурсного заказника определяются
положением о нем, которое утверждается в том же порядке, в котором принимается
решение об организации заказника. Положение о ресурсном заказнике разрабатывается
в соответствии с ведомственными нормативно-правовыми документами.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены
в границах ресурсных заказников, обязаны соблюдать установленный в заказниках
режим охраны и несут ответственность за его нарушение в соответствии с действующим
законодательством.

Раздел 14. Организация охраны ООПТ
Статья 52. Охрана ООПТ федерального значения

Охрана ООПТ федерального значения, расположенных на территории области, осуществляется
в соответствии с Федеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях»,
другими нормативно- правовыми актами РФ, положениями о конкретных ООПТ.

Статья 53. Охрана ООПТ регионального (областного) значения

Охрану особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения
на территории области в соответствии со ст.13 настоящего Закона осуществляет
областная служба по управлению заповедным делом и охране ООПТ.

Статья 54. Охрана ООПТ местного (районного, городского) значения

Охрана ООПТ местного (районного, городского) значения осуществляется соответствующими
органами местного самоуправления, в ведении которых находятся данные ООПТ. Для
этого могут создаваться специальные структурные подразделения органов местного
самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями.

Раздел 15. Ответственность за правонарушения в сфере охраны и использования
ООПТ
Статья 55. Ответственность за нарушение режима охраны особо охраняемых природных
территорий

Нарушение установленного режима охраны ООПТ и их охранных зон, или иных правил
охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории
ООПТ и их охранных зон, влечет за собой ответственность в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

Статья 56. Возмещение вреда, причиненного природным объектам и комплексам
в границах особо охраняемых природных территорий регионального (областного)
и местного (районного, городского) значения

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых
природных территорий регионального (областного) и местного (районного, городского)
значения, подлежит возмещению в соответствии с таксами и методиками исчисления
ущерба, утверждаемыми Администрацией области, а при их отсутствии — по фактическим
затратам на восстановление или возмещение причиненного ущерба.

Раздел 15. Заключительные положения
Статья 57. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Администрации области привести в соответствие с настоящим Законом нормативные
правовые акты.

Председатель Законодательного собрания
Нижегородской области
А.А.Козерадский

Губернатор Нижегородской области
И.П.Скляров

К
началу документа

Вернуться
на заглавную страничку

Выполним проект ландшафтного дизайна для вашего участка за короткие сроки. Студия Арт Грин Дизайн. . http://eds24.ru/ услуги японские автовышки аренда москва.