СТРАТЕГИЯ сохранения биологического разнообразия Нижегородской области
Скачать документ полостью: Постановление Администрации Нижегородской области от 20_12_2
Утверждена
постановлением Губернатора
Нижегородской области
от 20.12.2000 г. № 320
СТРАТЕГИЯ
сохранения биологического разнообразия Нижегородской области
В результате постоянного дефицита бюджета и применяемой практики финансирования природоохранных работ по остаточному принципу, централизованное управление и финансирование деятельности по охране биологического разнообразия в регионах практически прекращено. В сложившейся обстановке ряд регионов Российской Федерации пытаются самостоятельно найти пути решения проблем сохранения биоразнообразия. Одним из таких регионов является Нижегородская область, в которой на сегодня имеются все необходимые предпосылки для создания и обеспечения функционирования региональной системы управления охраной живой природы.
Современное состояние биоразнообразия Нижегородской области и его охрана
Нижегородская область (76900 кв. км), расположенная в центре Русской равнины, в бассейне крупнейшей российской реки — Волги, с одной стороны обладает уникальным природным разнообразием в силу своего географического положения на стыке нескольких природных зон, а с другой — представляет целый комплекс типичных для Европейской России проблем охраны живой природы. Данный регион обладает развитыми промышленностью, сельским и лесным хозяйством, высоким научным и культурным потенциалом, и имеет уже сложившуюся систему охраны биоразнообразия.
В то же время, несмотря на принимаемые меры, состояние биоразнообразия Нижегородской области по ряду показателей вызывает серьезные опасения. Быстрыми темпами идет обеднение биологического разнообразия. Существенно нарушено большинство коренных типов природных сообществ. К настоящему времени в неизмененном или малоизмененном виде сохранилось лишь 2,2% южнотаежных темнохвойных лесов, около 1% хвойно-широколиственных лесов, лишь 0,3% широколиственных лесов и 0,7% степей. Первичная растительность пойм сохранилась лишь на 4,4% своей былой площади. Сохранность болот составляет 40%, сосновых боров — чуть менее 10%. Большинство естественных старовозрастных лесов расчленены на мелкие участки, пространство между которыми занято производными типами леса или сосновыми культурами, а также сельскохозяйственными, промышленными и селитебными зонами.
Изменение и уничтожение местообитаний приводит и к угрозе сокращения видового богатства. Сокращают численность, ареалы и исчезают многие виды животных и растений: из 1290 видов сосудистых растений области около 20% являются в различной степени уязвимыми, около 14% нуждаются в территориальной охране, а из 298 видов наземных позвоночных животных около 50% нуждаются в охране (в том числе около 30% — в территориальной). Анализ лимитирующих факторов показал, что за последние 10 лет основной угрозой для большинства редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений остается антропогенная трансформация местообитаний, хотя в последнее время роль данного фактора несколько снизилась в связи с созданием значительного числа особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Существенно сократилось влияние такого фактора, как загрязнение окружающей среды, в основном вследствие того, что за первую половину 90-х годов использование пестицидов в Нижегородской области сократилось примерно втрое. В то же время существенно возросла роль факторов беспокойства и прямого преследования, которые обусловлены ростом браконьерства и увеличением посещения населением лесов и болот для сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
В последние годы происходит и некоторое сокращение объемов вырубки лесов. Расчетная лесосека выполняется на 50 — 70%. Создание ООПТ и увеличение возраста рубок привело к тому, что возрастная структура лесов начала несколько изменяться к лучшему. Структура породного состава лесов по-прежнему далека от оптимальной вследствие долговременной политики воспроизводства лесов и лесоразведения, направленной на замену ели, пихты и дуба сосной, березой и осиной.
За последние годы существенно снизились объемы добычи торфа в Нижегородской области (в несколько десятков раз).
В области предпринят ряд мер по регулированию использования ресурсов охотничьих животных и рыбных запасов.
Существующая сеть особо охраняемых природных территорий за последнее десятилетие также претерпела серьезные изменения. В суммарной площади ООПТ существенно снизилась доля охотничьих заказников, которые преобладали 10 лет назад. Благодаря созданию в Нижегородской области государственного природного заповедника «Керженский», ряда комплексных природных заказников и большого числа памятников природы с режимом охраны, предусматривающем ограничение большинства видов хозяйственной деятельности; доля территорий с таким режимом охраны сейчас составляет около 2/3 от общей площади ООПТ. Существующая и спроектированная к настоящему времени сеть ООПТ (в случае ее реализации) в состоянии обеспечить охрану основных центров биоразнообразия области и послужить основой для экологического каркаса. Однако помимо этого требуется принятие целого комплекса мер по охране живой природы на преобразованных, хозяйственно используемых территориях, с целью предотвращения их дальнейшей деградации.
Основные принципы и приоритеты в сфере сохранения биоразнообразия Нижегородской области
В настоящее время в сфере сохранения биоразнообразия Нижегородской области выделяются следующие приоритеты:
— Необходимость предотвращения дальнейшего сокращения разнообразия экосистем и видового богатства: сохранение последних участков старовозрастных лесов, степей, пойм и других природных сообществ, а также видов флоры и фауны, находящихся в той или иной степени под угрозой.
— Восстановление утраченного разнообразия, разрушенных природных сообществ и исчезнувших с территории области видов живых организмов.
— Создание правовых, управленческих, экономических механизмов, позволяющих обеспечить сохранение максимально возможного естественного биоразнообразия на хозяйственно освоенных, интенсивно используемых человеком, а также урбанизированных территориях.
В соответствии с указанными приоритетами Стратегия опирается на следующие принципы:
— Учет особенностей отдельных природно-территориальных комплексов (рис. 1), отличающихся как природно-зональными свойствами и состоянием природы, так и характером освоения и современной хозяйственной деятельности, при планировании мероприятий по сохранению биоразнообразия.
— Обеспечение создания нормативных правовых документов, позволяющих выработать и реализовать единую для органов государственной власти и местного самоуправления систему управления охраной биоразнообразия.
— Использование экономических механизмов, направленных на учет интересов сохранения биоразнообразия и финансирование мероприятий в данной сфере.
— Обеспечение разработки и широкого внедрения целевых программ по экологическому образованию и просвещению, ориентированных на охрану биологического разнообразия.
— Широкое информирование общественности, в том числе через СМИ, о современном состоянии и проблемах охраны биоразнообразия, а также обеспечения участия общественности в принятии решений в сфере сохранения и использования живой природы.
— Ориентация научных исследований на приоритетность разработки научных основ охраны живой природы и обязательное включение этих разработок в практику принятия управленческих решений.
— Сохранение традиционных видов хозяйственной деятельности, наносящих минимальный ущерб природе.
Реализация Стратегии сохранения биоразнообразия в Нижегородской области, опирается на международные принципы, положенные в основу Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия (прилагаются).
Основная цель Стратегии — обеспечение согласованного и эффективного использования всех возможных способов и средств сохранения биоразнообразия, их совершенствование в соответствии с выбранными принципами и приоритетами.
В связи с данной целью ставятся следующие конкретные задачи:
— Предотвращение дальнейшего сокращения богатства видов и природных сообществ, сохранение природного и культурного наследия.
— Восстановление утраченного разнообразия, разрушенных природных сообществ и уничтоженных видов.
— Оптимизация взаимоотношений человека и живой природы на хозяйственно освоенных и интенсивно используемых человеком территориях.
— Обеспечение учета интересов сохранения биоразнообразия во всех отраслях хозяйственной деятельности.
— Изменение общественного сознания от антропоцентризма в сторону экоцентризма.
Нормативными правовыми актами, на основе которых реализуется Стратегия, являются следующие:
— Международные конвенции («Конвенция о биологическом разнообразии», «Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе», «Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных», «Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц», «Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения»).
— Общеевропейская стратегия в области биологического и ландшафтного разнообразия.
— Конституция Российской Федерации.
— Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральные законы «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии», «Об экологической экспертизе», Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, другие нормативные правовые акты в сфере сохранения биоразнообразия.
— Устав Нижегородской области.
— Законы Нижегородской области «Об экологической безопасности», «Об особо охраняемых природных территориях», постановления Законодательного собрания, постановления и распоряжения администрации Нижегородской области в сфере сохранения биоразнообразия.
Механизмы реализации Стратегии
Наиболее важными механизмами реализации Стратегии являются следующие:
— Правовой:
утверждение Плана действий по сохранению биоразнообразия, основанного на настоящей Стратегии;
принятие нормативных правовых актов для реализации Стратегии и Плана действий;
обязательный учет интересов сохранения биоразнообразия при проведении экологических экспертиз проектов хозяйственной деятельности.
— Экономический: реализация принципа платности природопользования, использование штрафных санкций, методик оценки и возмещения ущерба, нанесенного живой природе, налоговых и иных льгот, основанных на экономической оценке элементов биоразнообразия.
— Финансовый: создание условий полной открытости и обоснованности процессов формирования и расходования средств, выделяемых на сохранение биоразнообразия.
— Координационный: взаимодействие различных организаций, координация действий, планирование и реализация совместных мероприятий.
— Управленческий: создание единой системы управления сохранением и контролем за состоянием биоразнообразия и экологического каркаса.
— Просветительский: повышение уровня экологической грамотности, пропаганда экологических знаний, формирование общественного мнения по вопросам сохранения биоразнообразия; широкое привлечение общественности к реализации конкретных мероприятий в данной сфере.
Организационные принципы реализации Стратегии
С целью осуществления управления и координации в процессе реализации Стратегии создается Координационный Совет по сохранению биоразнообразия с включением в его состав представителей заинтересованных организаций.
Реализация приоритетов Стратегии
В целях предотвращения дальнейшего сокращения разнообразия экосистем и видового богатства необходимо
— Разработать комплекс мер, регламентирующих хозяйственную деятельность на последних сохранившихся участках коренных природных сообществ (в старовозрастных лесах, на луговых степях и пр.).
— Обеспечить сохранение основных центров биоразнообразия на территории Нижегородской области.
— Обеспечить сохранение природных комплексов и объектов, имеющих международное и (или) общероссийское значение (например, водно-болотные угодья международного значения, ключевые орнитологические территории, важнейшие пути миграций животных, ключевые местообитания видов, занесенных в Красную книгу РФ и Нижегородской области).
— Обеспечить формирование системы особо охраняемых природных территорий, совершенствовать экологический каркас области; разработать систему мониторинга особо охраняемых природных территорий.
— Провести инвентаризацию природных сообществ, флоры и фауны Нижегородской области; при этом первоочередными задачами следует считать изучение разнообразия природных сообществ, сбор сведений о наименее изученных группах живых организмов (низшие растения, лишайники, грибы, беспозвоночные животные) и их внутривидовом разнообразии.
— Обеспечить сохранение находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, обитающих в естественной природной среде, в том числе видов, традиционно вызывающих незаслуженно негативные ассоциации у большинства населения (змеи, жабы, летучие мыши), а также видов, имеющих символическое значение (северный олень, серый журавль, лебедь).
— Провести изучение последствий влияния видов — вселенцев, появившихся на территории области прямо или косвенно в результате хозяйственной деятельности человека, на нативное биоразнообразие и при необходимости разработать комплекс компенсационных мероприятий.
— Обеспечить систему мониторинга биоразнообразия наземных и водных экосистем.
— Обеспечить поддержку существующих (а также создание новых) региональных депозитариев ботанических и зоологических материалов.
В целях восстановления утраченного биоразнообразия необходимо
— Разработать научную программу лесовосстановления и лесотехнических мероприятий, ориентированную на восстановление коренных природных сообществ, в том числе создание смешанных лесных культур и обеспечение условий для их нормального развития.
— Обеспечить восстановление речных пойм, в первую очередь на малых реках области.
— Провести работы по реставрации природных сообществ, находящихся в наиболее критическом состоянии (дубравы и степи).
— Провести исследования возможности реинтродукции исчезнувших с территории области видов живых организмов; создать на базе ведущих природоохранных и научных организаций центр реинтродукции редких видов.
— Обеспечить систему биотехнических мероприятий по воссозданию условий обитания исчезнувших и исчезающих видов флоры и фауны на антропогенно нарушенных территориях.
В целях создания экономических, правовых, управленческих и иных механизмов, позволяющих обеспечить сохранение биоразнообразия на хозяйственно освоенных, интенсивно используемых человеком, а также урбанизированных территориях, необходимо
— Реализовать комплекс мер по учету, регулированию и сведению к минимуму отрицательного воздействия «стихийного природопользования», которое в последнее время приводит к истощению ресурсов и разрушению естественных сообществ, включая природные объекты и территории, представляющие особую ценность для сохранения биоразнообразия.
— Разработать правовые и экономические механизмы преодоления противоречий между интересами отдельных групп населения, хозяйствующих субъектов, ведомств и интересами живой природы.
— Обеспечить приоритетное соблюдение интересов местных сообществ при использовании природных ресурсов.
— Приоритетно развивать комплексное использование природных ресурсов, поддерживать развитие долгосрочной аренды природных комплексов с условием обязательного восстановления используемых ресурсов.
— Разработать и внедрить конкретные мероприятия, направленные на оптимизацию взаимодействия и учет интересов сохранения биоразнообразия при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности (в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве, туризме и рекреации, на транспорте, в городском и сельском планировании, водохозяйственной деятельности).
Реализация приоритетов Стратегии имеет ряд особенностей в зависимости от природно-территориальных комплексов, выделенных в ходе проведения анализа современного состояния биоразнообразия Нижегородской области, в том числе
Для Северного Заволжья первоочередными являются мероприятия по
— сохранению последних участков южнотаежных темнохвойных лесов;
— охране бассейнов малых рек, сохранившихся до настоящего времени в наиболее сохранившемся состоянии (р. Ижма);
— сохранению крупных неразработанных болотных массивов на севере области;
— проведению мероприятий по восстановлению елово-пихтовых лесов;
— восстановлению участков произрастания лиственницы сибирской;
— оптимизации взаимодействия человека и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия в лесной сфере, а также в сферах охотпользования и рыболовства;
— сохранению марийской традиционной экологической культуры;
— развитию экологического туризма (в районах бассейнов рек Ветлуги и Унжи).
Для Южного Заволжья первоочередными являются мероприятия по
— сохранению Камско-Бакалдинской группы болот, включая государственный природный заповедник «Керженский», как объекта, имеющего международное значение в соответствие с Рамсарской конвенцией об охране водно-болотных угодий;
— экологической реставрации и восстановлению нарушенных природных сообществ в западной части данного природно-территориального комплекса;
— изучению проблем, связанных с влиянием Горьковского и Чебоксарского водохранилищ на биоразнообразие, планированию и проведению необходимых компенсационных мероприятий;
— оптимизации взаимодействия человека и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия в сельском хозяйстве, а также в городском и сельском планировании;
— исследованию влияния промышленных предприятий на состояние биоразнообразия, планированию и проведению мероприятий, направленных на преодоление отрицательных последствий этого влияния;
— развитию экологического туризма на р. Керженец.
В целом для Северного и Южного Заволжья актуальной является задача создания Заволжского биосферного комплекса как ассоциации организаций природоохранной и природопользовательской направленности, объединяющихся для совместного решения задач охраны, восстановления и рационального использования Нижегородской южной тайги.
Для Волжско-Окского Междуречья первоочередными являются мероприятия по
— изучению возможностей восстановления биоразнообразия на сильно нарушенных и освоенных территориях, планированию и проведению необходимых работ;
— охране последних сохранившихся в данном регионе неразработанных болот и старовозрастных лесов, а также уникальных природных сообществ, сформировавшихся на водоемах выработанных торфяных месторождений;
— оптимизации взаимодействия человека и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия на селитебных территориях и в зоне влияния Нижегородской городской агломерации;
— изучению и контролю влияния промышленности на состояние биоразнообразия, проведению необходимых компенсационных мероприятий;
— поддержанию экологического баланса в условиях рекреационного использования пригородных лесов г. Нижнего Новгорода.
Для Западного Предволжья первоочередными являются мероприятия по
— охране и восстановлению хвойно-широколиственных лесов;
— сохранению не разработанных болотных массивов;
— проведению мероприятий, направленных на сохранение Пустынского заказника, включая планирование и организацию экологического туризма, регулирование рекреационной нагрузки;
— сохранению малонарушенных участков поймы реки Оки в Выксунском, Навашинском, Вачском и Павловском районах.
Для Восточного Предволжья первоочередными являются мероприятия по
— экологической реставрации наиболее пострадавших типов природных сообществ — плакорных дубрав и луговых степей;
— оптимизации взаимодействия человека и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия в сельскохозяйственной сфере; развитие благоприятно влияющих на степные сообщества видов сельскохозяйственной деятельности, например, коневодства;
— восстановлению пойм малых рек;
— охране уникального для Русской равнины природного объекта Ичалковского бора и регулированию рекреационной нагрузки;
— развитию экологического туризма в бассейне реки Пьяны;
— сохранению традиционной экологической культуры мордвы и других народов региона.
В нормативно-правовой сфере необходимо
— Разработать комплекс нормативных правовых актов по вопросам создания экономических механизмов сохранения биоразнообразия на основе стоимостной оценки природных ресурсов и оценки ущерба, наносимого биологическому разнообразию при различных видах хозяйственной деятельности.
— Разработать отраслевые программы сохранения биоразнообразия (в первую очередь — в сельском и лесном хозяйстве) и планы межотраслевой координации с соответствующим методическим обеспечением.
— Разработать комплекс нормативных правовых актов по вопросам создания финансовых механизмов охраны живой природы.
— Обеспечить включение элементов биоразнообразия в систему гарантированных государством минимальных социальных стандартов.
— Завершить разработку нормативных правовых документов, предусмотренных Положением о Красной книге Нижегородской области и Законом Нижегородской области «Об особо охраняемых природных территориях».
— Разработать и принять комплексную межведомственную программу «О государственной поддержке и развитии особо охраняемых природных территорий в Нижегородской области до 2005 года».
— Разработать и принять нормативные акты по следующим направлениям:
о разработке кадастра животного мира и кадастра растительного мира Нижегородской области;
о порядке добывания общераспространенных видов животных и растений;
о разработке отраслевых программ по сохранению биоразнообразия в сферах лесопользования, охотпользования и рыболовства;
о новых правилах охоты и рыболовства;
о сохранении участков коренных природных сообществ;
о создании системы мониторинга ООПТ;
о порядке вовлечения в хозяйственную деятельность природных территорий и ответственности за его нарушение;
о создании на базе ГПЗ «Керженский» научно-методического центра по экологическому образованию и воспитанию в области охраны биологического разнообразия;
о целевых программах по экологическому образованию и воспитанию в сфере охраны биологического разнообразия.
В сфере управления необходимо
— Четкое разграничение полномочий и функций органов государственной власти и специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды в сфере их совместного ведения (межведомственные соглашения).
— Внедрение практики разработки и реализации совместных планов действий органов государственной власти и специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды в сфере их совместного ведения.
— Создание координационных структур по вопросам совместного ведения (при координации региональной исполнительной властью).
— Реализация конкурсного подхода при предоставлении права пользования природными ресурсами.
— Разделение функций природопользования и контроля за ним.
В сфере пропаганды экологических знаний и формирования общественного мнения необходимо
— Создать на базе ГПЗ «Керженский» научно-методический центр по экологическому образованию и воспитанию в области охраны биологического разнообразия.
— Разработать и принять пакет целевых программ по экологическому образованию и воспитанию в сфере охраны биологического разнообразия.
— Ориентировать работу со школьниками на практические мероприятия по изучению и сохранению живой природы.
— Развивать программы, направленные на сохранение и распространение знаний о традиционной экологической культуре народов, населяющих Нижегородскую область.
— Развивать систему подготовки и переподготовки кадров в сфере сохранения биоразнообразия и природопользования.
— Осуществлять пропаганду идей и разъяснение целей сохранения биоразнообразия.
Скачать документ полостью: Постановление Администрации Нижегородской области от 20_12_2