Региональная стратегия сохранения биоразнообразия

Региональная
стратегия сохранения биоразнообразия

В результате произошедших за последние
10 лет в России кардинальных политических и экономических перемен, централизованная
система охраны биологического разнообразия, сложившаяся и функционировавшая
в условиях тоталитарного режима, практически прекратила действовать. Становление
же новой системы в силу экономических трудностей и постоянных политических катаклизмов
в центральных органах власти идет крайне медленно, и катастрофически отстает
от происходящих в стране перемен. В результате постоянного дефицита бюджета
и применяемой практики финансирования природоохранных работ по остаточному принципу,
централизованное управление и финансирование деятельности по охране биоразнообразия
в регионах практически прекращено.

В сложившейся обстановке ряд наиболее
прогрессивных субъектов Российской Федерации (в первую очередь — доноров федерального
бюджета) пытаются самостоятельно найти пути решения проблем сохранения биологического
разнообразия. Одной из наиболее продвинутых в этом плане оказалась Нижегородская
область, в которой уже сейчас сложились оптимальные предпосылки для создания
и обеспечения функционирования региональной системы управления охраной живой
природы. Именно поэтому, когда в ходе подготовки и реализации на территории
Российской Федерации проекта Глобального Экологического Фонда «Сохранение биоразнообразия»,
в составе его стратегического компонента зашла речь о необходимости разработки
модели региональной стратегии сохранения биоразнообразия, в качестве модельного
региона была выбрана именно Нижегородская область. Это обусловлено, с одной
стороны, типичностью стоящих в этом регионе экологических и социальных проблем,
а с другой стороны, разнообразием и уникальностью природных комплексов и сложившейся
оптимальной ситуацией в деятельности экологических структур области, как государственных,
так и неправительственных.

Выбор исполнителя задания на разработку
региональной модели стратегии был проведен на конкурсной основе; по результатам
конкурса эта работа была поручена лаборатории охраны биоразнообразия при экологическом
центре «Дронт». Несмотря на то, что стратегия разрабатывается неправительственной
организацией, в эту работу вовлечены очень многие партнеры, среди которых как
властные структуры, так и госконтрольные органы и научные учреждения. В целом
разработка стратегии проходит под эгидой областной администрации: в начале реализации
проекта было подписано специальное распоряжение Губернатора области (от 13.08.98
╧ 1273-р), посвященное данному вопросу, определен головной исполнитель и курирующая
структура внутри самой администрации — Департамент по охране природы и управлению
природопользованием.

В основу разработки стратегии был положен
детальный анализ современного состояния биоразнообразия и его динамики за последнее
столетие. Мы во многом сознательно (хотя во многом и из-за недостатка времени,
отведенного на реализацию проекта) исключили из плана работ проведение специальных
дополнительных полевых исследований, посвященных изучению состояния биоразнообразия.
Анализ опирался на уже опубликованные в литературе данные исследований живой
природы, которые когда-либо проводились на территории области, более чем двадцатилетние
материалы полевых исследований участников рабочей группы проекта, фондовые материалы
зоологических коллекций и гербариев крупнейших научных центров страны и области,
материалы лесоустройства, землеустройства, охотустройства, архивов торфразведки,
документации на существующие и находящиеся в стадии проектирования ООПТ и т.п.
Конечно, по целому ряду групп живых организмов вследствие их малой изученности
достаточно трудно было оценить состояние и тенденции динамики биоразнообразия.
Тем не менее, на примере позвоночных животных, высших сосудистых растений, основных
типов природных сообществ были выявлены основные закономерности и получена достаточно
реальная картина, которая, кстати, помимо собственно состояния биоразнообразия
отражает и степень его изученности.

В ходе анализа было проведено зонирование
территории Нижегородской области и выделено 5 основных природно-территориальных
комплексов, различающихся по своим физико-географическим и природно-зональным
особенностям, характеру освоения и современного ведения хозяйства, современному
состоянию живой природы; при этом в расчет брался также фактор географической
изоляции за счет крупных естественных преград (рек). В последующем это зонирование
легло в основу стратегического планирования мероприятий по охране биоразнообразия.

Результаты анализа были доложены на
специальном семинаре-совещании с участием представителей всех заинтересованных
организаций. По результатам обсуждения был выработан комплекс основных принципов
и приоритетов в сфере сохранения биоразнообразия Нижегородской области. Зная
приоритеты, мы могли приступить к следующему этапу работы: анализу и оценке
существующей в области нормативно-правовой базы и системы управления в сфере
охраны биоразнообразия на предмет их соответствия выбранным принципам и приоритетам.
Данный анализ проводился с широким привлечением к нему представителей органов
государственной представительной и исполнительной власти. Рекомендации по совершенствованию
правовой базы и системы управления составили соответствующие разделы стратегии.

Особенно важным был для нас этап формулирования
конкретных положений стратегии — целей, задач, механизмов реализации, критериев
оценки ее эффективности, на котором мы постарались организовать максимально
широкое обсуждение данной проблемы. Был проведен круглый стол, посвященный стратегии,
который проходил в рамках 10-й Международной конференции «Дни Волги — 99», благодаря
чему в нем приняли участие не только нижегородцы, но и наши коллеги из других
регионов. Мы постарались, письменно либо устно, собрать замечания и предложения
к стратегии со всех заинтересованных организаций. В результате к настоящему
времени появился текст, содержащий основные положения стратегии. Пока еще мы
рассматриваем данный документ как проект, поскольку надеемся, что он еще подвергнется
доработке на заключительном этапе работ.

Особо хотелось бы сказать несколько
слов о механизмах реализации стратегии. Нам представляется особенно важным,
чтобы стратегия и план действий по сохранению биоразнообразия (перечень конкретных
мероприятий с ориентировочными сроками их выполнения, предполагаемыми исполнителями,
объемами и источниками финансирования), который предстоит разработать на основе
стратегии на предстоящем завершающем этапе проекта, были утверждены на областном
уровне в качестве нормативных документов. Только в этом случае мы будем уверенны
в том, что у стратегии есть шанс быть воплощенной в конкретные действия, а не
остаться только на бумаге. Только в этом случае есть надежда, что в дальнейшем
появятся реальные нормативные и экономические механизмы, управленческие структуры,
образовательные и социальные программы, которые позволят реализовать выбранные
приоритеты.

И, наконец, в заключение, несколько
слов о том, почему изначально ставился вопрос о реализации модельного проекта.
Главной задачей проекта является не только (и не столько) собственно разработка
стратегии для одного отдельно взятого региона (хотя для Нижегородской области
этот результат весьма немаловажен). В ходе проекта необходимо выработать общие
принципы, методические подходы, методологию, инструменты подобной деятельности,
пригодные для использования в других субъектах федерации. Проект ГЭФ «Сохранение
биоразнообразия» предполагает не останавливаться только лишь на разработке Нижегородской
областной стратегии; в дальнейшем выработанный в ходе реализации модельного
проекта опыт будет широко внедряться в других регионах страны. Быть может, выработанные
нами документы и будут далеки от совершенства, однако разработка и широкое внедрение
региональной модели сохранения биоразнообразия позволит дать субъектам федерации,
заинтересованным в решении проблем сохранения живой природы и оптимизации взаимоотношений
человека и природы, эффективный механизм планирования и координации внутрирегиональной
и межрегиональной деятельности в этой сфере.