С легким паром, елки-палки!
«Хорошо посидеть в русской бане, наслаждаясь добрым паром и ароматным веником, приятной беседой да квасом. Хочешь веник курчавый дубовый с терпким ароматом или классический русский, хороший во всех отношениях, березовый? Пожалуйста. А хочешь экзотики? Есть можжевеловые и пихтовые. Плати деньги, есть все и с избытком», — рассуждает корреспондент нашего агентства Иван Ковалев.
«Откуда все это зеленое пахучее берется? Из лесу, вестимо. Последствия такого промысла плачевны: гектары можжевеловых обрубков торчат в пригородных лесах. Причем площади каждый год увеличиваются. Печальная картина и с дубами, особенно в пригородном Заволжье, где их и так единицы остались.
Идешь по лесу и видишь — то у молодого дубка лет 20-30 вершина на одну треть оттяпана, то взрослый дуб обкромсан до вершины. Мало того, еще кору внизу пообрежут. Дерево, украшавшее лес лет сто, загублено в один миг. А браконьерам что, они берут не там, где много, а там, где удобнее — поближе к своей деревне или к электричке.
Какое они имеют право уродовать лес? Прав они никаких не имеют. Согласно постановлению правительства РФ предусмотрен даже штраф: от одного до десяти минимальных окладов за повреждение леса и отсутствие лицензий на заготовку и торговлю. К сведению, заготовка можжевельника в пригородной зоне в Нижегородской области запрещена еще с 1978 года.
Только пойди ж — поймай их. Может всегда отбрехаться и торговец — мол, перепродаю или нарубил не в пригороде. Да и взять с них, честно говоря, нечего. Милиция их иногда гоняет. К сожалению, проблему это не решит, находят, где и как продавать. Интересную мысль подала руководительница общества охраны природы одного из районов Нижнего Новгорода: «Вот если бы штрафовать дирекции бань или рынков, возле которых они стоят, — и на ощутимую сумму…».
Но если уменьшится спрос, не станет и предложения. Вы же, собираясь в баню, вместо можжевелового или дубового, купите традиционный березовый веник. Подготовьте его правильно — удовольствия и пользы получите не меньше. Березовые леса, к счастью, у нас не страдают от такого промысла. Подумай о лесе — отказав себе в сиюминутном капризе, ты спасешь жизнь дереву. Подумал? С легким паром!