Screenplay

     
 

Заявка на документальный фильм или синопсис
— это не сценарий, где все расписано до мелочей. В документальном кино,
если оно действительно документально, это не всегда возможно. Заявка это
замысел, короткий текст, из которого, однако, все ясно о будущем фильме.
В классическом кинопроизводстве за заявкой следует литературный сценарий,
а за ним режиссерский сценарий.
 
     
 
В
идеале в Заявке есть — тема, герой, и сценарный ход (то есть принцип драматургического
построения) раскрывающий тему и героя. Замысел это большая часть успеха.
Он должен умещаться на нескольких страницах или в пятиминутном рассказе,
что соответствует 2-2,5 страницам машинописного текста.
 
 

Возможно,
вам будет интересно узнать, что в рамках престижного Амстердамского
документального кинофестиваля проводится, так называемый, Амстердамский
форум, на котором собираются ведущие продюсеры, руководители телеканалов
и где любой кинематографист может выйти на сцену и в течение пяти минут
рассказать свой замысел. Случалось, продюсеры, студии и телеканалы,
заинтересованные в будущем фильме и готовые участвовать в производстве
находились в этом же зале либо были собраны вместе в течение одного
дня.

Итак,
Заявка это еще и то, подо что в принципе продюсер может собрать деньги,
а вещатель даст эфир.

 
 
Я
позволю себе привести вам несколько примеров.
 
 
Например:
В свое время, открытие темы » челноков», мелкооптовых российских торговцев
по всему миру, было способно привлечь внимание зрителя, это яркий мир
с множеством противоречий, экзотики, жанровых сцен, черного юмора, словом
есть что снимать. Но при этом герой может быть просто информативным, публицистичным
он будет долго рассказывать, зрителю о проблемах и трудностях мелкооптовй
«мешочной» торговли. Тогда это будет более или менее интересная журналистская
работа, которую уже через пару лет смотреть уже невозможно.
 
 
Поэтому
первая фраза заявки была: «… Это фильм о человеке, а не о социальном
явлении» Рассказ о человеке, его чувствах противоречиях, сомнениях и любви
это уже более верный, может быть не самый оригинальный, но очень надежный
драматургический ход.
 
 
Другой
пример: Тема утилизации бытовых отходов, сокращения их количества, необходимость
изменения сознания общества в этой области. Тема важная, но вроде бы тягомотная,
и неподъемная, но немецкие кинематографисты нашли неповторимый ход, для
того, чтобы раскрыть эту тему и героя, дождевого червя, и естественную
для восприятия детей к которым обращен фильм форму — рассказ ведущего.
 
 
У
дождевого червя есть имя, он симпатичный и «правильные» бытовые отходы
с его точки зрения — те, которые в принципе этот герой способен съесть,
блестящий ход для того, чтобы объяснить детям (да и многим взрослым тоже)
принцип устойчивого развития, возможность безотходного производства, экологичность
той или иной упаковки товара и т.д.
 
 
Следующий
пример: 10 лет назад автору хотелось рассказать о поколении, собственно
это было поколение его родителей, которые остались там, в советской эпохе,
и которым в новом капиталистическом пространстве просто нет места, печальная
судьба поколения. Но для того чтобы преодолеть банальность газетность
в этой теме, которую сегодня не тронул только ленивый политик или журналист,
необходимо было найти яркий и в то же время документальный образ.
 
 
Он
был найден, когда мы увидели на окраине города полу деревенский двор,
в котором под ореховым деревом стоял памятник Сталину. Во дворе же жила
пожилая семья рабочих, проработавших на цементном заводе лет по 40. При
этом бабка оказалась знахаркой и лечила заговорами от ночных страхов и
рожистого воспаления, дед любил, ясное дело выпить горилки. За спиной
бетонного Иосифа Виссарионовича, в загородке сидел здоровенный лопоухий
кабанчик, которого к Рождеству зарежут, рыжие пацаны внуки лазали по ореху
и спускались на плечи бетонного вождя. Двор располагался на горе, далеко
внизу была бухта и нефтяной порт, где время от времени проплывали супертанкеры
«Маршал Жуков», «Маршал Баграмян» и диктатор смотрел в их сторону. В процессе
общения оказывалось, что эти герои — наивны и порядочны и, что люди делятся
не на тех, у кого во дворе памятник Сталину и тех, у кого памятник Горбачеву.
И материал этот и ход давали возможность сделать интересную работу.
 
 
Не
так давно, проезжая по шоссе в глухом предгорном районе на Юге России,
мы увидели стандартный дорожный указатель названия поселка, знаете, такой
синий фон белые буквы. На нем было написано «Свободный мир» 1км, В самом
этом названии уже заложена некоторая драматургическая энергия. Вы имеете
шанс снять интересный фильм об этом поселке независимо от того, живут
там необычайно свободные люди или наоборот.
 
 

В приложении к этому письму я для верности посылаю две заявки, обе они
в свое время выиграли конкурс и были отобраны продюсерами для финансирования.
Заявка «Славянский танец» экспертным жюри профессионалов, которых подобрал
«Институт Открытое общество» (фильм был таки снят) и заявка «Нестор» экспертным
жюри Госкино РФ.
 
 
Разумеется,
и эти заявки и все вышесказанное не догма, а повод к Вашему размышлению
и творчеству. Есть другие жанры другие подходы, есть еще научно-популярное,
учебное кино, монтажное…
 
 
Нет
только такого фильма, чей замысел нельзя выразить в нескольких страницах
текста.
 
     
 
В.
Тимощенко