Screenplay
Заявка на документальный фильм или синопсис — это не сценарий, где все расписано до мелочей. В документальном кино, если оно действительно документально, это не всегда возможно. Заявка это замысел, короткий текст, из которого, однако, все ясно о будущем фильме. В классическом кинопроизводстве за заявкой следует литературный сценарий, а за ним режиссерский сценарий. |
||
В
идеале в Заявке есть — тема, герой, и сценарный ход (то есть принцип драматургического построения) раскрывающий тему и героя. Замысел это большая часть успеха. Он должен умещаться на нескольких страницах или в пятиминутном рассказе, что соответствует 2-2,5 страницам машинописного текста. |
||
Возможно, Итак, |
||
Я
позволю себе привести вам несколько примеров. |
||
Например:
В свое время, открытие темы » челноков», мелкооптовых российских торговцев по всему миру, было способно привлечь внимание зрителя, это яркий мир с множеством противоречий, экзотики, жанровых сцен, черного юмора, словом есть что снимать. Но при этом герой может быть просто информативным, публицистичным он будет долго рассказывать, зрителю о проблемах и трудностях мелкооптовй «мешочной» торговли. Тогда это будет более или менее интересная журналистская работа, которую уже через пару лет смотреть уже невозможно. |
||
Поэтому
первая фраза заявки была: «… Это фильм о человеке, а не о социальном явлении» Рассказ о человеке, его чувствах противоречиях, сомнениях и любви это уже более верный, может быть не самый оригинальный, но очень надежный драматургический ход. |
||
Другой
пример: Тема утилизации бытовых отходов, сокращения их количества, необходимость изменения сознания общества в этой области. Тема важная, но вроде бы тягомотная, и неподъемная, но немецкие кинематографисты нашли неповторимый ход, для того, чтобы раскрыть эту тему и героя, дождевого червя, и естественную для восприятия детей к которым обращен фильм форму — рассказ ведущего. |
||
У
дождевого червя есть имя, он симпатичный и «правильные» бытовые отходы с его точки зрения — те, которые в принципе этот герой способен съесть, блестящий ход для того, чтобы объяснить детям (да и многим взрослым тоже) принцип устойчивого развития, возможность безотходного производства, экологичность той или иной упаковки товара и т.д. |
||
Следующий
пример: 10 лет назад автору хотелось рассказать о поколении, собственно это было поколение его родителей, которые остались там, в советской эпохе, и которым в новом капиталистическом пространстве просто нет места, печальная судьба поколения. Но для того чтобы преодолеть банальность газетность в этой теме, которую сегодня не тронул только ленивый политик или журналист, необходимо было найти яркий и в то же время документальный образ. |
||
Он
был найден, когда мы увидели на окраине города полу деревенский двор, в котором под ореховым деревом стоял памятник Сталину. Во дворе же жила пожилая семья рабочих, проработавших на цементном заводе лет по 40. При этом бабка оказалась знахаркой и лечила заговорами от ночных страхов и рожистого воспаления, дед любил, ясное дело выпить горилки. За спиной бетонного Иосифа Виссарионовича, в загородке сидел здоровенный лопоухий кабанчик, которого к Рождеству зарежут, рыжие пацаны внуки лазали по ореху и спускались на плечи бетонного вождя. Двор располагался на горе, далеко внизу была бухта и нефтяной порт, где время от времени проплывали супертанкеры «Маршал Жуков», «Маршал Баграмян» и диктатор смотрел в их сторону. В процессе общения оказывалось, что эти герои — наивны и порядочны и, что люди делятся не на тех, у кого во дворе памятник Сталину и тех, у кого памятник Горбачеву. И материал этот и ход давали возможность сделать интересную работу. |
||
Не
так давно, проезжая по шоссе в глухом предгорном районе на Юге России, мы увидели стандартный дорожный указатель названия поселка, знаете, такой синий фон белые буквы. На нем было написано «Свободный мир» 1км, В самом этом названии уже заложена некоторая драматургическая энергия. Вы имеете шанс снять интересный фильм об этом поселке независимо от того, живут там необычайно свободные люди или наоборот. |
||
В приложении к этому письму я для верности посылаю две заявки, обе они в свое время выиграли конкурс и были отобраны продюсерами для финансирования. Заявка «Славянский танец» экспертным жюри профессионалов, которых подобрал «Институт Открытое общество» (фильм был таки снят) и заявка «Нестор» экспертным жюри Госкино РФ. |
||
Разумеется,
и эти заявки и все вышесказанное не догма, а повод к Вашему размышлению и творчеству. Есть другие жанры другие подходы, есть еще научно-популярное, учебное кино, монтажное… |
||
Нет
только такого фильма, чей замысел нельзя выразить в нескольких страницах текста. |
||
В.
Тимощенко |