ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Скачать в Word

23 ноября 1995 года N 174-ФЗ

———————————————————————————

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Принят
Государственной Думой
19 июля 1995 года

Одобрен
Советом Федерации
15 ноября 1995 года

(в ред. Федеральных законов от 15.04.1998 N 65-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 21.12.2004 N 172-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ,
от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической
экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской
Федерации на
благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных
воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную
среду.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Экологическая экспертиза

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или)
документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта
экологической экспертизы
хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным
техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей
среды, в целях
предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую
среду.

Статья 2. Законодательство об экологической экспертизе

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих
положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об
охране окружающей среды» и
состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии
с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
а также законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной
и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы
до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной
и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении
экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую
экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении
ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической
экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного
мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных
лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Статья 4. Виды экологической экспертизы

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая
экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 5. Полномочия в области экологической экспертизы Президента
Российской Федерации и федеральных органов государственной власти

1. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной власти в области экологической
экспертизы.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает соответствие
законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской
Федерации об экологической
экспертизе.
3. Правительство Российской Федерации в области экологической экспертизы:
утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы;
контролирует исполнение законодательства Российской Федерации об экологической
экспертизе федеральными органами государственной власти;
осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению
прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы;
ежегодно отчитывается о своей деятельности в области экологической экспертизы
перед Президентом Российской Федерации;
определяет федеральный орган исполнительной власти в области экологической
экспертизы, его функции и полномочия.
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Органы судебной власти Российской Федерации осуществляют свои полномочия
в области экологической экспертизы в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Статья 6. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации
в области экологической экспертизы органам государственной власти субъектов
Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов
Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области экологической
экспертизы:
принятие нормативных правовых актов в области экологической экспертизы
объектов регионального уровня с учетом специфики экологических, социальных
и экономических условий
соответствующего субъекта Российской Федерации;
организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов
регионального уровня;
осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической
экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах,
подлежащих
государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах
и об их результатах.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере охраны окружающей среды,
при осуществлении государственной политики в области отношений, связанных
с охраной окружающей среды, вправе принимать нормативные правовые акты
по вопросам, относящимся к
сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания
и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации, обязательные для исполнения.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы:
1) согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в области экологической экспертизы;
2) осуществляет надзор за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых
органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам
переданных
полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний
об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них
изменений;
3) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления
органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных
полномочий с правом
направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также
о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности
по осуществлению переданных
полномочий;
4) в случае необходимости готовит и вносит для принятия решения в Правительство
Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий
у органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) устанавливает содержание и формы представления отчетности об осуществлении
переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые
прогнозные показатели.
4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации):
1) самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности
руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющих переданные
полномочия;
2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти
в области экологической экспертизы структуру органов субъекта Российской
Федерации в области
экологической экспертизы;
3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных
полномочий в соответствии с федеральным законодательством и нормативными
правовыми актами,
предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи;
4) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный орган отчетности
по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, о достижении
целевых прогнозных
показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых
актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской
Федерации по вопросам переданных
полномочий.
5. Осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий Российской
Федерации в области экологической экспертизы передается органам государственной
власти субъектов
Российской Федерации без предоставления субвенций из федерального бюджета.
Финансирование указанных полномочий осуществляется за счет средств заказчика
документации,
подлежащей государственной экологической экспертизе, в соответствии
со статьей 28 настоящего Федерального закона.

Статья 6.1. Полномочия субъектов Российской Федерации в области экологической
экспертизы

(введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области экологической
экспертизы относятся:
получение от соответствующих органов информации об объектах экологической
экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное
воздействие на окружающую среду
в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях
экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов
экологической экспертизы в
случае реализации этих объектов на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации и в случае возможного воздействия на окружающую
среду в пределах территории
соответствующего субъекта Российской Федерации хозяйственной и иной
деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.

Статья 7. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 8. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления городских округов
и муниципальных районов в области экологической экспертизы
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов
и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей
территории относятся:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях
экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов
экологической экспертизы в
случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае
возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и
иной деятельности, намечаемой
другой административно-территориальной единицей;
принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам
экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений,
опросов, референдумов,
заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений,
информации об объектах экологической экспертизы;
организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов
среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая
подлежит экологической
экспертизе;
организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;
информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической
экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории
соответствующего
муниципального образования;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной
власти в области охраны окружающей природной среды и органов государственной
власти субъектов
Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы
без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации
иных полномочий в данной области.
2. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных
районов имеют право:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию
об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать
воздействие на окружающую
природную среду в пределах территории соответствующего муниципального
образования, и о результатах проведения государственной экологической
экспертизы и общественной
экологической экспертизы;
направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти
в области экологической экспертизы аргументированные предложения по
экологическим аспектам реализации
намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Статья 10. Государственная экологическая экспертиза

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится
федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы
и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

———————————————————————————

Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ в абзац девятнадцатый и
двадцатый статьи 11 были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января
2007 года. В связи с тем, что
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, вступившим в силу также
с 1 января 2007 года, статья 11 полностью изложена в новой редакции,
изменения, внесенные Федеральным
законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ, в статье 11 не учтены.

———————————————————————————

Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального
уровня

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня
являются:
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов
в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной
власти Российской Федерации;
2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство
и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие
на окружающую среду, в
части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3) проекты соглашений о разделе продукции;
4) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая
может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится
в соответствии с
законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов
исполнительной власти;
5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование
которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической
документации на
новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий,
обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых
природных территорий
федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной
экологической ситуации;
7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном
законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе
Российской Федерации»,
Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от
31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних
морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей
статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической
экспертизы, в
случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной
экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей
положительное заключение государственной экологической экспертизы, и
(или) в случае внесения изменений в
указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической
экспертизы;
внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение
государственной экологической экспертизы.

———————————————————————————

Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ в абзац двадцать первый
статьи 12 были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2007
года. В связи с тем, что Федеральным
законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, вступившим в силу также с 1 января 2007
года, статья 12 полностью изложена в новой редакции, изменения, внесенные
Федеральным законом от
04.12.2006 N 201-ФЗ, в статье 12 не учтены.

———————————————————————————

Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы регионального
уровня

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня
проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации
в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы
регионального уровня являются:
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов
в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной
власти субъектов Российской
Федерации;
2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих
строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих
воздействие на
окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима
охраны природных объектов;
3) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая
может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится
в соответствии с
законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий,
обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых
природных территорий
регионального значения;
5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня,
указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение
государственной
экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной
экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей
положительное заключение государственной экологической экспертизы, и
(или) в случае внесения изменений в
указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической
экспертизы;
внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное
заключение государственной экологической экспертизы.

Статья 13. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная,
проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых
заказчиком материалов требованиям
настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной
экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в
соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, в объеме,
который определен в
установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на
окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая
подлежит государственной
экологической экспертизе;
положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального
надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в
установленном
законодательством Российской Федерации порядке;
заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной
экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами
и заключений
общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы
с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных
органами местного
самоуправления.
2. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее
предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной
экологической экспертизе, в
полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной
власти в области экологической экспертизы.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы
устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки
комплекта необходимых материалов
и документов в полном объеме и в количестве, соответствующих требованиям
пунктов 1 и 2 настоящей статьи.
4. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется
сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой
в соответствии с
нормативными документами федерального органа исполнительной власти в
области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией,
образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической
экспертизы или
органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения
экологической экспертизы конкретного объекта.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Проведение государственной экологической экспертизы должно осуществляться
в соответствии со статьями 7, 8, 15, 16 и 17 настоящего Федерального
закона, а также в
соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является
заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям
статьи 18 настоящего
Федерального закона.
8. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется
на основании решения суда или арбитражного суда.

Статья 15. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

1. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы
включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях,
определенных нормативными
правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области
экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной
экологической экспертизы
его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии
государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии
государственной
экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее
персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной
власти в области экологической
экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 16. Эксперт государственной экологической экспертизы

1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист,
обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому
вопросу и привлеченный в
соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона федеральным
органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации к проведению государственной экологической
экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть
представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической
экспертизе, или
разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин,
состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком
или с разработчиком
объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель
юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком
объекта государственной
экологической экспертизы в таких договорных отношениях.
3. Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении
в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием, выданным
федеральным органом
исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной
экологической экспертизы имеет право:
заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической
экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации
о необходимости
представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу
дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов
государственной экологической
экспертизы;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
формулировать особое мнение по объекту государственной экологической
экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической
экспертизы.
5. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:
осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ
представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов
с учетом передовых достижений
отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие
нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, нормативным
правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения
по таким материалам;
соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической
экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической
экспертизе;
соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в
области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной
экологической экспертизы;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения
по объекту экологической экспертизы;
участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении
государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической
экспертизы, а также
поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций
(объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим
аспектам хозяйственной и иной
деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных
на государственную экологическую экспертизу.
6. Оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы
производится федеральным органом исполнительной власти в области экологической
экспертизы или
органами государственной власти субъектов Российской Федерации на договорной
(контрактной) основе в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Оплата труда штатных сотрудников, участвующих в проведении государственной
экологической экспертизы, производится в установленном законодательством
Российской Федерации
порядке.

Статья 17. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической
экспертизы

1. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы
обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным
законом и заданием
на проведение государственной экологической экспертизы, выдаваемым федеральным
органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или
органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы:
участвует в формировании федеральным органом исполнительной власти в
области экологической экспертизы или органами государственной власти
субъектов Российской Федерации
указанной экспертной комиссии и согласовывает ее состав;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
участвует в подготовке федеральным органом исполнительной власти в области
экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов
Российской Федерации для
членов указанной экспертной комиссии задания на проведение государственной
экологической экспертизы и согласовывает его;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивает качественное проведение государственной экологической экспертизы
по ее конкретному объекту;
организует подготовку сводного заключения указанной экспертной комиссии
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
нормами и правилами в области
экологической экспертизы.

Статья 18. Заключение государственной экологической экспертизы

1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ,
подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы,
содержащий
обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации,
обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической
экспертизы хозяйственную и иную
деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими
регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды,
одобренный квалифицированным
большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий
заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным
органом исполнительной
власти в области экологической экспертизы или органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной
экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее
экспертов, не согласных с принятым
этой экспертной комиссией заключением.
3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической
экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее
ответственным секретарем
и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.
4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической
экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной
власти в области
экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов
Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической
экспертизы. Утверждение
заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической
экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения
государственной
экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона
и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам,
указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением
проектов нормативных правовых
актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является
одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной
экологической
экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы
имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом
исполнительной власти в
области экологической экспертизы или органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную
экологическую экспертизу.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет
юридическую силу в случае:
доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям
проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной
власти в области охраны окружающей природной среды;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями
от документации, получившей положительное заключение государственной
экологической экспертизы, и
(или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической
экспертизы;
внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного
заключения государственной экологической экспертизы.
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической
экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической
экспертизы.
Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической
экспертизы проекта международного договора является основанием для признания
его
недействительным.
Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных
правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти
акты органами государственной
власти.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Заключение государственной экологической экспертизы направляется
заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация
о заключении государственной
экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального
органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды
(в случае проведения
государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной
власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти
субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых
федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы,
— банковским организациям,
которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной
экологической экспертизы.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В случае отрицательного заключения государственной экологической
экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную
экологическую экспертизу при
условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном
заключении.
8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены
в судебном порядке.

Глава IV. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ) В
ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Статья 19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в
области экологической экспертизы

1. Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической
экспертизы имеют право:
выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным
законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности,
реализация которой
затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной
территории;
направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти
и органам государственной власти субъектов Российской Федерации аргументированные
предложения по
экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
получать от федерального органа исполнительной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, организующих проведение государственной
экологической
экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию
о результатах ее проведения;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие
законодательству Российской Федерации.
2. При подготовке заключения государственной экологической экспертизы
экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при
принятии решения о реализации
объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться
материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической
экспертизы и отражающие
общественное мнение.

Статья 20. Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по
инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также
по инициативе органов местного
самоуправления общественными организациями (объединениями), основным
направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является
охрана окружающей природной среды,
в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые
зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.

Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении
объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона,
за исключением объектов
экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную,
коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы

1. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной
экологической экспертизы или одновременно с ней.
2. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо
от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов
экологической экспертизы.
3. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную
экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом
порядке, имеют право:
получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе,
в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального
закона;
знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей
требования к проведению государственной экологической экспертизы;
участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях
экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать
в проводимом ими
обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
4. На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической
экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются
требования,
предусмотренные в пункте 2 и абзацах втором, третьем, пятом, седьмом
пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы

1. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии
государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений)
о ее проведении.
При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы
одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных
организаций (объединений)
допускается создание единой экспертной комиссии.
2. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления
о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать
или отказать в его
регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы,
в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается
зарегистрированным.
3. В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной
экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический
адрес, характер
предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной
комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте
общественной экологической экспертизы,
сроки проведения общественной экологической экспертизы.
4. Общественные организации (объединения), организующие общественную
экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах
ее проведения.

Статья 24. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении
общественной экологической экспертизы

1. В государственной регистрации заявления о проведении общественной
экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:
общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в
отношении объекта общественной экологической экспертизы;
общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта,
сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую
законом тайну;
порядок государственной регистрации общественной организации (объединения)
не соответствует установленному порядку;
устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей
общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям
статьи 20 настоящего Федерального
закона;
требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической
экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона,
не выполнены.
2. Перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления
о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в пункте
1 настоящей статьи, является
исчерпывающим.
3. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность
за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении
общественной экологической
экспертизы.

Статья 25. Заключение общественной экологической экспертизы

1. Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному
органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или
органу государственной
власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную
экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной
экологической экспертизе,
органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы,
органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным
лицам.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую
силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти
в области экологической
экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае придания юридической силы заключению общественной экологической
экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной
экологической экспертизы
распространяются требования статей 30 — 34 настоящего Федерального закона.
4. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться
в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления,
органам государственной
экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной
экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Глава V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКОВ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЕ

Статья 26. Права заказчиков документации, подлежащей экологической
экспертизе

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, имеют
право:
получать от федерального органа исполнительной власти в области экологической
экспертизы или органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
организующего
проведение государственной экологической экспертизы, информацию о сроках
проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
получать для ознакомления от федерального органа исполнительной власти
в области экологической экспертизы или органа государственной власти
субъекта Российской Федерации,
организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно-технические
и инструктивно-методические документы о проведении государственной экологической
экспертизы;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обращаться в федеральный орган исполнительной власти в области экологической
экспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации,
организующий
проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями
устранения нарушений установленного порядка проведения государственной
экологической экспертизы;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной
форме относительно объектов государственной экологической экспертизы;
оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном
порядке;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением
законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Статья 27. Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической
экспертизе

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:
представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии
с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 настоящего Федерального закона,
в том числе на повторное проведение
государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8
статьи 14 настоящего Федерального закона;
оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;
передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической
экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации
и общественным
организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы,
необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки
относительно объектов
экологической экспертизы;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии
с документацией, получившей положительное заключение государственной
экологической экспертизы;
передавать данные о выводах заключения государственной экологической
экспертизы в банковские организации для открытия финансирования реализации
объекта государственной
экологической экспертизы.

Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Статья 28. Финансирование государственной экологической экспертизы

1. Финансирование государственной экологической экспертизы объектов
государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение,
осуществляется за счет
средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической
экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной
экологической
экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу федеральным
органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в
порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области
экологической экспертизы.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Финансовые средства на осуществление государственной экологической
экспертизы объектов государственной экологической экспертизы перечисляются
заказчиком документации,
подлежащей государственной экологической экспертизе, в том числе федеральными
органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной
власти субъектов
Российской Федерации, представляющими в соответствии с настоящим Федеральным
законом материалы на государственную экологическую экспертизу, на специальный
счет федерального
органа исполнительной власти в области экологической экспертизы в случае
организации и проведения государственной экологической экспертизы федеральным
органом исполнительной
власти в области экологической экспертизы и на специальный счет органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической
экспертизы в случае
организации и проведения государственной экологической экспертизы органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической
экспертизы.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Перечисленные заказчиком финансовые средства расходуются исключительно
на проведение государственной экологической экспертизы. Федеральный
орган исполнительной власти в
области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов
Российской Федерации несут ответственность за целевое использование
этих средств.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Использование финансовых средств на проведение государственной экологической
экспертизы, за исключением средств на проведение государственной экологической
экспертизы
объектов регионального уровня, осуществляется в порядке, утвержденном
Правительством Российской Федерации, на основе предложений федерального
органа исполнительной власти в
области экологической экспертизы.
Использование финансовых средств на проведение государственной экологической
экспертизы объектов регионального уровня осуществляется в порядке, утвержденном
высшим
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
на основе предложений органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации в области
экологической экспертизы.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 29. Финансирование общественной экологической экспертизы

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется
за счет собственных средств общественных организаций (объединений),
общественных экологических и других
фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций,
а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих
органов местного
самоуправления.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Статья 30. Виды нарушений законодательства Российской Федерации об
экологической экспертизе

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической
экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе,
и заинтересованными лицами
являются:
1) непредставление документации на экологическую экспертизу;
2) фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую
экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
3) принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо
ложного заключения экологической экспертизы;
4) создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
5) уклонение от представления федеральным органом исполнительной власти
в области экологической экспертизы, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и
общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим
экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения
государственной экологической экспертизы;
7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей
документации, которая получила положительное заключение государственной
экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической
экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти
и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и руководителями экспертных комиссий
государственной экологической экспертизы являются:
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка
проведения государственной экологической экспертизы;
2) нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных
комиссий государственной экологической экспертизы;
3) неисполнение установленных настоящим Федеральным законом для федерального
органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или
органов государственной
власти субъектов Российской Федерации обязанностей;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств
на проведение
государственной экологической экспертизы;
5) несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
6) необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической
экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных
организаций
(объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим
аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной
экологической экспертизе.
Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической
экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы
и экспертами экологической
экспертизы являются:
1) нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической
экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране
окружающей природной среды,
стандартов и иных нормативно-технических документов;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
3) фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;
4) сокрытие от федерального органа исполнительной власти в области экологической
экспертизы, органов государственной власти субъектов Российской Федерации
или от общественной
организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы,
сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N
199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе
должностными лицами государственных органов исполнительной власти и
органов федерального надзора
и контроля, а также органов местного самоуправления являются:
1) фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической
экспертизы;
2) выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление
иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие
на окружающую природную
среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
3) организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными
на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);
4) прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных
государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных
комиссий и экспертов
экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты
проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической
экспертизы;
5) незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении
общественной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе
банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими
лицами, а также гражданами
являются финансирование и кредитование реализации объекта экологической
экспертизы без положительного заключения государственной экологической
экспертизы.
Законодательством Российской Федерации могут быть установлены иные виды
нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 31. Уголовная ответственность

Лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации
об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие
прямые или косвенные
экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в
соответствии с Уголовным кодексом РСФСР.

Статья 32. Административная ответственность

Лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30
настоящего Федерального закона, если эти нарушения не влекут за собой
уголовную ответственность,
привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом
РСФСР «Об административных правонарушениях».

Статья 33. Материальная ответственность

Должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической
экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы
и заказчик
документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в
связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в
области экологической экспертизы,
несут материальную ответственность в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации о труде и законодательством субъектов Российской
Федерации о труде.

Статья 34. Гражданско-правовая ответственность

1. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической
экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе,
и иными
заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства
Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения
им убытков в порядке,
установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями
в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем
в порядке, предусмотренном
гражданским законодательством Российской Федерации.

Глава VIII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Статья 35. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава IX. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 36. Международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные
правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены
настоящим Федеральным законом,
применяются правила международного договора.

Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.

Статья 38. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
23 ноября 1995 года
N 174-ФЗ