Ход кампании. Что было сделано.
Угроза поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров вновь нависла над Нижегородской областью в 2010 году, и понадобилось 5 лет упорной работы, в том числе сотрудников и волонтёров экоцентра «Дронт», чтобы в 2015 году добиться решения в пользу сохранения природы. Надеемся, что это решение окончательное.
В случае подъема уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров подпор по реке Волге простирался бы до плотины Нижегородской ГЭС. Подъем воды у плотины Чебоксарской ГЭС достиг бы 15 метров, у Нижнего Новгорода вода поднялась бы на 4 метра, у плотины Нижегородской ГЭС — на 0,7 м. Это было бы единственное водохранилище на Волге, у которого полностью отсутствовал бы речной участок. Подпор воды распространился бы по Оке на 83 км, Суре — на 90 км, Ветлуге — на 123 км. В зонах подпора на реках усилились бы процессы заиления, снизились бы скорости течения рек.
Подъем уровня воды до 68 м вызвал бы общее резкое ухудшение экологической обстановки в Нижегородской области и Республике Марий Эл, потребовал бы переселения жителей, значительных затрат на изменение инфраструктуры и инженерной защиты Нижнего Новгорода в результате подъема грунтовых вод.
История проблемы
Проект строительства Чебоксарской ГЭС был разработан Куйбышевским филиалом «Гидропроекта» в 1963 году. В январе 1967 года его утвердил Совет Министров СССР. Пуск первого гидроагрегата Чебоксарской ГЭС был осуществлен при пониженной отметке Чебоксарского водохранилища (61,0 м) 31 декабря 1980 года. В целях обеспечения навигации весной 1981 года уровень был повышен до 63 м. При этом окончательный срок работ по зоне затопления водохранилища до проектной отметки 68 м был запланирован на 1987 год. Однако в связи с недостаточным финансированием работ из государственного бюджета, неполной готовностью зоны затопления и незавершенными работами по защите земель и населенных пунктов, реализация проекта была приостановлена.
Заполнение Чебоксарского водохранилища до уровня 63 м и его продолжительная эксплуатация нанесли большой ущерб природе и хозяйству Нижегородской области и Республики Марий Эл в результате затопления и подтопления территорий, потери сельхозугодий и лесов, вынужденного переселения населения, нарушения транспортных связей. Произошло ухудшение химического состава и санитарных показателей воды вследствие снижения её проточности, наблюдается деградация экосистем и ухудшение кислородного режима. Снизилось качества питьевой воды. Был нанесен значительный ущерб рыбному хозяйству. Усилились экзогенные геологические (оползневые) процессы.
Вопрос об уровне Чебоксарского водохранилища неоднократно был предметом рассмотрения разного уровня экспертиз. В 1989 году ГЭК Госплана СССР, Управлением государственной экспертизы Госстроя СССР и Главгосэкспертизой Госкомприроды СССР была проведена экспертиза материалов по обоснованию целесообразности перехода от отметки водохранилища Чебоксарской ГЭС в 63 м к проектному подпорному уровню – 68 м. В постановлении Госэкспертизы (№ 7/76/79 от 26.04.1989) отмечалось: «ГЭС экономически неэффективна как при отметке НПУ водохранилища 63 м, так и при НПУ 68 м; необходимо принять отметку НПУ водохранилища для постоянной работы Чебоксарской ГЭС 63 м».
Нижегородская область и Республика Марий Эл неоднократно высказывались о недопустимости подъёма уровня Чебоксарского водохранилища выше отметки 63 м. Такое решение дважды принимал Горьковский (Нижегородский) областной Совет народных депутатов в 1990 году (в апреле и в ноябре). 3 сентября 1992 года Нижегородский областной Совет народных депутатов принял обращение к Верховному Совету РФ о недопустимости подъёма уровня Чебоксарского водохранилища выше отметки 63 м.
К 1992 году общественности, казалось, удалось добиться победы – распоряжения Правительства РФ 486-р «Об установлении подпорного уровня Чебоксарской ГЭС «, где был зафиксирован уровень 63 м.
Но это распоряжение не было выполнено. Энергетики подождали несколько лет, и в начале двухтысячных снова начали лоббировать подъем водохранилища, одновременно осуществляя жесткое давление на оппонентов.
В 2006 году ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья» по заказу ОАО «РусГидро» разработало «Обоснование инвестиций завершения строительства Чебоксарского гидроузла», в котором сравнило стоимость четырех вариантов: существующая отметка и строительство низконапорного гидроузла с мостовым переходом (90,95 млрд.); подъем уровня на 2 метра и строительство низконапорного гидроузла с мостовым переходом (88,245 млрд.); подъем до 68-й отметки и строительство автодорожного моста (54,106 млрд.); просто подъем до 68-й отметки (35,736 млрд.). Загадочным образом получилось, что самый дешевый вариант — поднять уровень водохранилища до 68 метров. В 2007 году по просьбе Правительства Нижегородской области Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет с привлечением 18 специализированных организаций провел экспертно-исследовательскую работу «Оценка последствий подъема уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68,0 м для г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области». При этом были проверены суммы, указанные в «Обосновании инвестиций завершения строительства Чебоксарского гидроузла». Выяснилось, что по 63-й отметке они существенно (на десятки млрд.) завышены, а по 68-й отметке — в разы занижены.
Однако «РусГидро» продолжало продвигать идею подъема уровня по московским кабинетам, оперируя этими своими цифрами. В конечном итоге, собрав согласования в различных профильных министерствах, ОАО «РусГидро» и добилось своего. 21 апреля 2010 года было принято распоряжение Правительства Российской Федерации № 600-р. Всего семь строк, но эти строки могут кардинально изменить жизнь Нижегородской области. Вот они:
«Принять предложение Минэкономразвития России, согласованное с Минприроды России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минэнерго России и Правительством Чувашской Республики, о подготовке в 2010 году изменений в проектную документацию «Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге“, предусматривающих возможность установления нормального подпорного уровня Чебоксарского водохранилища на отметке 68 метров.»
И понадобилось 5 лет упорной работы, чтобы в 2015 году добиться от Президента решения в пользу сохранения природы.
Что было сделано
Сразу после выхода распоряжения Правительства РФ в 2010 году в Нижегородской области на базе экоцентра «Дронт» был создан общественный штаб по недопущению дальнейшего подъема уровня Чебоксарского водохранилища.
Была организована компания по сбору подписей под письмом Президенту против подъема уровня водохранилища. В результате было собрано и передано Президенту около 300 тысяч подписей жителей.
Проводилась разъяснительная работа — активисты-экологии читал лекции по проблеме и выступали с докладами на различных мероприятиях, перед трудовыми коллективами, в библиотеках, образовательных учреждениях и т.д.
В 2010-2012 годы было организовано 18 уличных пикетов против 68 отметки, в том числе один — в Москве, совместно с партией ЯБЛОКО у офиса компании «РусГидро» (5.06.2012).
Руководитель экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов принимал участие в деятельности рабочих групп Правительства Нижегородской области и Законодательного собрания Нижегородской области, участвовал в различных совещаниях и круглых столах на различных уровнях – областном, региональном и федеральном, в том числе в совещаниях с руководством «РусГидро», в подготовке докладов и информационных материалов для руководства Нижегородской области и для представления проблемы на федеральный уровень. В итоге органы власти Нижегородской области были очень активными участниками процесса, особенно по сравнению с руководством республики Мари Эл, также серьезно затрагиваемой проблемой.
В 2011 г. Экологическим центром «Дронт» была проведена оценка современного состояния и прогноз функционирования растительного и животного мира в зоне влияния Чебоксарского водохранилища на территории водно-болотного угодья «Камско-Бакалдинская группа болот» и государственного природного заповедника «Керженский» при подпорном уровне 68,0 м.
Для привлечения внимания к проблеме совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области в 2012 году был проведен посвященный проблеме областной конкурс рисунков и фотографий «Вода. Сбереги!», на конкурс подано более тысячи работ.
В рамках Международного научно-промышленного форума «Великие реки-2012» организован и проведен 18 мая 2012 года круглый стол на тему «Экологические и социально-экономические последствия подъема уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров», в котором приняли участие более 250 человек, для всех участников были подготовлены информационные материалы, а также предварительный вариант ОВОС проекта, заслушано свыше 20 докладов. Этот круглый стол был единственным мероприятием Форума, в котором губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев участвовал лично и даже сделал обстоятельный доклад о негативных последствиях для региона подъема уровня. По итогам круглого стола принята резолюция и обращение к Президенту России В.В. Путину, Председателю Правительства России Д.А. Медведеву о недопустимости повышения уровня Чебоксарского водохранилища.
26 сентября 2012 года в Общественной палате РФ были проведены общественные слушания «Экологические и социальные аспекты повышения уровня Чебоксарского водохранилища до уровня 68 м». В слушаниях приняли участие представителей Нижегородской области, Республики Марий Эл и Чувашии, на слушания были также приглашены разработчики проекта, представители федеральных органов исполнительной власти и контрольно-надзорных органов, федеральные СМИ – в целом более 100 человек; подавляющее число участников слушаний рекомендовали Правительству и Президенту РФ не допустить подъема уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров.
К лету 2013 года был подготовлен проект подъема уровня Чебоксарского водохранилища и началось его обсуждение. В Нижегородской области состоялись общественные слушания по оценке воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС) в затрагиваемых проектом муниципальных районах и городских округах Нижегородской области: г. Балахна, г. Богородск, г. Бор, пос. Васильсурск Воротынского района, пос. Воротынец, г. Городец, г. Дзержинск, г. Кстово, с. Курмыш Пильнинского района, г. Лысково, с. Михайловское Воротынского района, г. Нижний Новгород, г. Павлово, п.г.т. Пильна. Во всех этих слушаниях сотрудники экологического центра «Дронт» выступали с докладами. В слушаниях приняли участие более 3000 человек, было задано свыше 1000 вопросов по проекту. Проект 68 отметки был категорически отвергнут на всех 16 слушаниях.
Экологическим центром «Дронт» была зарегистрирована общественная экологическая экспертиза, сформирована общественная комиссия из высоко квалифицированных специалистов, причем не только нижегородских, но и из других регионов, к участию в экспертизе был привлечен член-корреспондент Академии наук РФ А.В.Яблоков. Асхат Каюмов был ответственным секретарем общественной экологической экспертизы, он обобщал мнения экспертов и готовил проект окончательного заключения. Общественная экспертиза вынесла отрицательное заключение по проекту. Заключение было направлено в Государственную экологическую экспертизу, и было учтено при рассмотрении, в итоге государственная экологическая экспертиза также дала отрицательное заключение на проект, сочтя его противоречащим действующему экологическому законодательству. Это остановило проект и не позволило ему идти далее на утверждение в правительство РФ.
Однако компания «РусГидро» продолжала настаивать на реализации проекта, несмотря на отрицательное заключение государственной экологической экспертизы.
Асхат Каюмов был включен в Рабочую группу Правительства Нижегородской области по оценке воздействия повышения уровня Чебоксарского водохранилища. В результате работы Рабочей группы была сделана оценка ущерба Нижегородской области, который складывается из затрат на переселение населения, строительство инфраструктуры, строительство инженерных защит по Нижегородской области, и составляет 1,7 триллиона рублей (без учета колоссального ущерба окружающей среде, особо охраняемым природным территориям, объектам культурного наследия). Эта оценка в конце 2014 года была доведена до Минэкономразвития России.
Итоги кампании
Далее, после длительных обсуждений федеральными ведомствами, Правительство России предложило Президенту оставить и обустроить существующий уровень водохранилища 63 м, и 13 июля 2015 года Президент принял соответствующее решение, которое можно считать окончательным.