Идёт планомерная работа по уничтожению системы озеленения Нижнего Новгорода
Как содержать городские парки, не причиняя убыток казне, озадачились власти Нижнего Новгорода. Концепция развития парков обсуждается с участием депутатов гордумы и даже общественности. Создана рабочая группа. Но главное, увы, остается за скобками этой дискуссии. По мнению лесопатолога Валерия Темнухина, настоящие специалисты, которые содержали бы парки в хорошем состоянии, экономив при этом бюджетные средства, городским начальникам просто не нужны. Сегодня господин Темнухин собеседник «Козы».
– Валерий, чего, по-вашему, не хватает нашим паркам?
– В парках нет хозяина. Случайные люди, не имея специальных знаний и практического опыта, но обладающие определёнными ресурсами и полномочиями, ведут хозяйство в парках как придётся. Причём надлежащего контроля за их деятельностью нет. В результате нижегородские парки превращаются во что угодно, только не в места цивилизованного отдыха. В свалки, своеобразные «бизнес-центры», распивочные и так далее. При этом самый большой ущерб наносится природе, экологии города, его бюджету, здоровью горожан. Последствия этого, однозначно, будут отрицательные, с какой стороны ни посмотри. А специалисты, которые могли бы изменить положение в лучшую сторону, как правило отстранены от практической деятельности. Администрация города их просто игнорирует.
– Какими должны быть городские парки?
– Парки должны быть разными. Либо в них должны быть разные зоны. Традиционно в советское время парки развивались как места культуры и отдыха. По сути, как места развлечений на открытом воздухе. Часть парков должна продолжить развитие в этом направлении. Но нужны и парки «тихого отдыха», детские парки, природные парки, мемориальные парки и другие. Например, парк Кулибина мог бы развиваться как мемориальный и природный парк, ведь это бывшее кладбище, где покоятся останки многих нижегородцев. Деревья здесь выросли сами по себе, как в лесу, а не по проектам человека. Сюда можно прийти почтить память предков, возложить цветы, и побыть на природе. Парк Пушкина привлекателен как парк «тихого отдыха», само название настраивает на литературный лад, где можно почитать книгу или погулять с детьми, пообщаться. Качество зеленых насаждений в нём на порядок ниже, чем в парке Кулибина (это я как специалист говорю), но достоинство парка это все равно не умаляет. Людям там также хорошо, как и в любом уголке природы в городе.
Парки «Швейцария», Сормовский, Автозаводский – это парки культуры и отдыха. Они и создавались такими. Александровский сад целесообразно развивать как рекреационно-туристический, исторический. Ведь рядом кремль (а в нём исторический парк должен быть) и парк Победы (парк военной техники). При этом и в Автозаводском парке, и в парке «Швейцария», и в Сормовском вполне уместна зона природного парка. А в кремле – игровая зона для детей (им явно не хватает лазанья по танкам и пушкам; детская площадка, стилизованная под исторические, фольклорные, сказочные персонажи была бы кстати). Кроме того, парк «Швейцария» и Александровский сад – идеальное место для искусственных водных объектов: фонтанов, водопадов, «горных озёр», каскадов. Как в Петродворцовом парке под Питером.
Как мы видим, парки все разные и требуют каждый своего подхода. И если в парках выделяются разные зоны, то и хозяйство в каждой зоне должно вестись по-своему. Например, в природной зоне должна культивироваться только естественная растительность, воспроизводиться естественная среда (лес, луг) в их первозданном качестве. В ландшафтной зоне — то, что сочтут нужным ландшафтные архитекторы (аллеи, цветники, стриженый кустарник, партерный газон и прочее). В рекреационной – только устойчивое к рекреации. В исторической – то, что, по мнению историков и музееведов, наиболее точно воспроизводит атмосферу соответствующей исторической эпохи. Кроме того, по периметру парков должны быть средообразующие и средозащитные зоны, чтобы городской шум, пыль и так далее не проникали во внутренние части парка. В защитных зонах необходимы те растения, которые устойчивы к загрязнениям, хорошо поглощают шум и восстанавливаются после механических повреждений.
Разумеется, создание и эксплуатация парков нуждается в профессионалах. Но это не означает, что другие не могут развивать и благоустраивать парк. Простые работы — прополка газона и цветников, лечение ран на деревьях, ограждение поросли деревьев, обрезка кустарника и прочее ему вполне по силам. Но под присмотром профессионала, конечно. Не говоря уже об общественной инспекции состояния территории парка. Это всё реально и необходимо.
– Сегодня принято говорить, что парки Нижнего не на что содержать. Насколько это затратное предприятие – парк?
– Если все парки сделать ландшафтными, каждое дерево и кустарник высаживать, все газоны сеять, пропалывать, выкашивать, да ещё ежегодно (ежемесячно) заниматься «цветочным оформлением», плюс дорожки, скульптура и прочее, то затраты будут очень велики. Достаточно сказать, что даже в благополучное советское время идея всеобщего «города-сада», т.е. повсеместного ландшафтного парка, завершилась крахом. Денег не хватило даже при практически неограниченном финансировании и даже в крупнейших городах страны. Иное дело природный парк, где растительность появляется и живёт по законам природы. Какое-то время (несколько лет) такой парк может и вовсе обойтись без финансирования. Затраты на «дикую» растительность стремятся к нулю — она же сама размножается и сама растёт, лишь бы Солнце светило, ведь его свет нам ничего не стоит. Разумеется, в любом случае придётся нести затраты на безопасность, то есть удаление аварийных деревьев, но такие затраты невелики по сравнению с ландшафтными. При этом экологическая составляющая природного парка значительно выше парка ландшафтного. Качество отличается в разы.
Конечно, для создания и развития «экономного» и «экологического» парка нужно пересмотреть многие нормативы. Например, требуется не вырубать, а оставлять часть поросли деревьев (кустики, которые растут у основания дерева и рядом с ним); не вывозить на свалку, а оставлять часть крупных древесных остатков; не вывозить, а компостировать опавшие листья и так далее. Ландшафтники заниматься этим не хотят, для них важна финансовая составляющая: сделали красиво – получили за свой труд, какое-то время попользовались, затем снова нужно наводить красоту и нанимать ландшафтников. Сегодня все парковые нормативы так или иначе придуманы ими для своего же удобства. Мозг ландшафтного архитектора как бы заточен на эстетику. А экономия, экология – это не их дело. Но времена меняются. Бюджетные деньги расходуются, а должной отдачи нет. Между тем потребность в парках как местах общения с природой увеличивается, поскольку в ходе уплотнительной застройки города уничтожается внутриквартальное озеленение, а пригородные (и не только) леса пройдены пожарами и массовыми рубками и часто по факту существуют лишь на бумаге. Такая ситуация наблюдается даже в некоторых государственных заповедниках. Но бесконечно так продолжаться не может.
– Какие ошибки допускают городские службы при содержании наших парков?
– Я бы не назвал это ошибками, настолько часто и продуманно совершаются действия, которых не должно быть в принципе. Например, в парках разъезжают самосвалы, а снег убирают тяжёлые фронтальные погрузчики. Их веса не выдерживает даже асфальт и брусчатка, что уж толковать о корнях деревьев. Дорожки посыпают солью, и даже складируют на них песко-соляную смесь, но мероприятий по рассолению почвы не проводят. Полива деревьев (даже посадок) не видел никогда (кроме кремля). Стволы деревьев сплошь и рядом используются в качестве афишных тумб. В парке Пушкина к деревьям умудрились прибить таблички-указатели подземных коммуникаций, что является грубым нарушением. Газоны не пропалываются, но скашиваются «под ноль». Поросль деревьев вырезается целиком. А ведь это та самая зеленая масса, которая дает городу кислород. Древесные крупные остатки вывозятся на сто процентов. Мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями растений не проводится вовсе.
В последнее время даже вырубка аварийных деревьев проводится не везде. А нормы, обеспечивающие сохранность деревьев в парках, грубо нарушаются. Так было при так называемом «благоустройстве» парка Кулибина, когда брусчатку уложили вплотную к деревьям, при этом более 100 крупных старых деревьев получили разного рода повреждения. Ответственности за это никто не понёс. В том числе и тогдашний мэр Вадим Булавинов, благословивший эти работы.
Вообще, проводимое администрацией «благоустройство» озелененных территорий – самое тяжкое испытание для растительности. Чего стоит одно только «поднятие крон», когда у старых деревьев срезают почти все ветви, кроме макушки, а срезы либо вообще не обрабатывают либо кое-как замазывают любой краской. Фактически идёт планомерная многолетняя работа по уничтожению системы озеленения города. В том числе и в парках. Объяснение этому простое: в администрации города нет никого, кто бы представлял, что такое парк и как с ним следует обращаться. Да и к ответственности за нарушение норм содержания зелёных насаждений если и привлекаются, то подрядчики идёт планомерная многолетняя работа по уничтожению системы озеленения – «стрелочники», – но никак не главы администраций и не их заместители. Природоохранная прокуратура от контроля за озеленением города устранилась. Но ведь и администрация города не самостоятельна в принятии решений, за ней маячит фигура уважаемого губернатора области, который, судя по всему, на дух не переносит всего, что связано с лесом, деревьями и природой. Во всяком случае строительство бизнес-объектов и спорткомплексов ему куда как ближе.
Парк, по мнению губернатора (слышал это своими ушами), – это рекреация. И только. А раз так, то и нечего огород городить: захотим-построим, захотим-снесём. И не важно что: дом или трамвайную линию, элеватор или деревья, автовокзал… Главное, чтобы не хуже, чем в Москве, и смахивало на привлечение инвестиций. Тогда и сам президент России с вниманием отметит, и доходно-выгодно. Остальное же мелочи. Культура, природа, экология, интересы населения – болтовня. Нормы, законы – да это же бумажки, нужные разве что для бедных, дураков и простофиль. Да и что дерево, что кирпич — всё едино. Архитектура же и там, и там. Только успевай складывай-перекладывай кубики как в детской игре. Занимайся, так сказать, инвестиционным развитием области. А дальше хоть потоп.
– Подготовка концепции развития парков увязывается с подготовкой города к чемпионату мира по футболу. Что нам нужно сделать, чтобы не стыдно было показать наш парки иностранным туристам?
– Как-то не очень представляю себе нижегородский парк как объект туризма. Увязывать решение проблем городских парков с подготовкой города к Чемпионату мира по футболу очень большая ошибка. За короткое время создать качественные парки при том уровне технического оснащения, кадрового обеспечения и культуры в целом, какими сейчас располагает город, невозможно. Нам нужна очередная ура-патриотическая пиар-компания, или грамотное и качественное, планомерное развитие городских озеленённых территорий? Начинать надо не с установления неких политических сроков, а с элементарного приведения в порядок существующих парков. Причём при минимальном финансировании этих работ из бюджета. При тщательном планировании и широком обсуждении целесообразности, эффективности каждого планируемого мероприятия.
Парки города существуют не столько для приезжих туристов, сколько в первую очередь для горожан. Поэтому прежде всего необходимо учесть их мнение. План работы с парками должен широко обсуждаться всем городом, а не создаваться скоропалительно и полулегально под заказ властей и лишь отдельными специалистами, угодными власти. Именно план, а не концепция, которая суть плод теоретической научной мысли. Нет сейчас в Нижнем серьёзных учёных, способных создать такую концепцию. Вот и переписываются документы москвичей, выдаваемые за нечто оригинально нижегородское.
Время создания добротного парка – несколько десятков лет. К этому надо быть готовыми. Вот если бы к 2018 году удалось починить систему дренажа городских парков, то это позволило бы стабилизировать состояние имеющихся в парках зелёных насаждений. В противном случае будет потеряна значительная часть существующего зелёного массива Автозаводского парка, парка Пушкина, нижней площадки кремля и других. Одновременно нужно работать над улучшением качества природной составляющей парков. В частности, возрастной и горизонтальной структуры древостоев. Потребуются биотехнические мероприятия. Например, для привлечения птиц. Эти работы должны сопровождаться улучшением всей инженерной инфраструктуры парков, созданием навигации по ним. Где сейчас можно ознакомиться с расположением парков, проезду к ним, их услугами и достопримечательностями?
В самих же парках либо вообще ничего нет, либо находится в крайне запущенном состоянии. В части парков нет освещения даже центральных аллей. По газонам снуют крысы. Деревья так и грозят упасть на прохожих. Нет туалетов. Нет кнопок вызова экстренных служб. Стыдно ли это? Безусловно. Но я не слышал от властей города каких-либо извинений и сожалений по данному поводу. Очевидно, те, кто развалил городское зелёное хозяйство, никаких угрызений совести не испытывают. Но уж если власти действительно озабочены состоянием городских парков, то должны начать с формирования команды профессионалов, с передачи ей необходимых полномочий по ведению хозяйства. С организации производства специальной техники для работы в парках. Техники своей, нижегородской. С привлечения самих горожан-нижегородцев для работы в парках. Причём, не листики сгребать и красить бетонный бордюр на показушных субботниках, а регулярно, исходя из потребности, лечить деревья, разрабатывать и устанавливать информационные стенды, полоть газоны и цветники, следить за общественным порядком и так далее. Неплохо бы и общественный фонд организовать, чтобы направить деньги строго в парки. На зелёные насаждения парков, а не куда-либо ещё. Работы хватит на всех.
Беседовала Ирина Славина
Справка
Валерий Темнухин – выпускник Ленинградской лесотехнической академии, автор более 40 научных работ, посвященных экологии леса, опубликованных в России и Великобритании, научно-популярных публикаций, вызвавших интерес ученых из исследовательских центров США, Канады, Индии, Аргентины, стран Европы.