27.01.2004

С 21 по 23 января 2004 года в Нижнем Новгороде проходила Вторая конференция Российской Сети Рек.

С 21 по 23 января 2004 года в Нижнем Новгороде проходила
Вторая конференция Российской Сети Рек.
В ней приняли участие представители
64 организаций из 30 регионов РФ (Амурская область,
Алтайский край, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область,
Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область,
Липецкая область, Московская область, г. Москва, Нижегородская область, Новосибирская
область, Республика Саха, Республика Бурятия, Республика Марий-Эл, Республика
Татарстан, Республика Чувашия, Республика Удмуртия, Ростовская область, Самарская
область, г. Санкт-Петербург, Саратовская область, Свердловская область, Пермская
область, Омская область, Читинская область, Приморский край, Ярославская область)
из бассейнов рек Волга, Дон, Ока, Обь, Иртыш, Чусовая, Исеть, Ангара-Байкал,
Селенга, Амур; из Молдавии, Украины, Туркменистана, Нидерландов,
Франции, США.

Организаторами конференции выступили Координационный
центр движения «Поможем реке» (Нижний Новгород) и неправительственная организация
«Мильеконтакт Оост-Европа» (Амстердам).

На конференции обсуждались экологические проблемы
российских рек, опыт охраны рек общественностью в России, Украине, Молдавии;
взаимодействие общественных экологических организаций с органами местной и региональной
власти; опыт проведения общественных акций и кампаний в защиту рек в регионах
РФ; комплексное управление бассейном реки Амур, интеграция каспийских и волжских
зеленых в единую сеть; цели, задачи и реализация росссийско-голландского проекта
«Российская Сеть Рек»; проблемы строительства плотин; подписная кампания на
газету «Берегиня»; планировались действия РСР на 2004 год.

На конференции работали тематические группы:
— малые реки;
— плотины;
— химическое загрязнение;
— лоббирование.

Участники конференции благодарят за финансовую поддержку:

— МИД Королевства Нидерландов;
— Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области;

— Экологический фонд Нижегородской области.

За предоставленную возможность работать в Зале заседаний

Государственного Архитектурно-строительного университета
— ректора Валентина Васильевича Найденко

Участники конференции приняли следующие решения:

1. Провести в 2004 году следующие акции и кампании:
— Всероссийскую речную кампанию «Единые Дни Действий в защиту рек», начиная
с 15 мая 2004 г. Региональным координаторам подготовить предложения к 15 марта
2004 г. Координационному центру подготовить общий план действий к 1 апреля 2004
г.
Ответственные:
Координационный центр движения «Поможем реке», г. Нижний Новгород
Региональные координаторы

— 14 марта — Международный день борьбы против больших плотин. Координационному
центру и региональным координаторам согласовать планы к 1 марта 2004 г.
Ответственные:
Координационный центр движения «Поможем реке», г. Нижний Новгород
Региональные координаторы

2. Относительно российско-голландского проекта «Российская Сеть Рек», целью
которого является участие общественности в интегрированном управлении водными
ресурсами

— Одобрить проект и приступить к его реализации.
— Рекомендовать участникам РСР принять в нем посильное участие.
— Рабочим тематическим группам «Малые реки», «Плотины», «Химическое загрязнение»,
«Лоббирование» при участии организаций-участников Российской Сети Рек:
— разработать Стратегию Российской Сети Рек по решению тематических проблем;

— организовать обсуждение Стратегии среди участников сети; — донести информацию
о Стратегии до широкой общественности.
Ответственные:
Координационный центр движения «Поможем реке», г. Нижний Новгород
Мильеконтакт Оост-Европа, г. Амстердам
Рабочие группы

3. Предпринять следующие действия с целью развития информационного пространства
Российской Сети Рек:

— участникам Сети рекомендовать организовывать и направлять материалы о деятельности
речного движения в газету «Берегиня»;
— считать важнейшей задачей организацию подписной кампании на газету «Берегиня»
и проводить ее в рамках всех региональных акций;
— газете «Берегиня» готовить в каждом номере 1-2 полосы и 4 спецвыпуска о деятельности
РСР;
— Координационному центру движения «Поможем реке» (г. Нижний Новгород) создать
веб-сайт РСР;
— Координационному центру и региональным координаторам создать картотеку адресов
участников Российской Сети Рек;
— сделать регулярной информационную рассылку РСР.
Ответственные:
Координационный центр движения «Поможем реке»,
газета «Берегиня» г. Нижний Новгород
Региональные координаторы

4. Рекомендовать участникам РСР принять участие в международном форуме
«Великие реки — 2004» (Нижний Новгород, 18 -21 мая 2004 г.), в рамках форума
организовать секцию «Интегрированное управление водными ресурсами».

Ответственные:
Координационный центр движения «Поможем реке», г. Нижний Новгород

5. Рекомендовать участникам Российской Сети Рек провести обсуждение проекта
Водного Кодекса и направить замечания в КЦ.

Ответственные:
Венецианов Е.В., г. Москва
Координационный центр движения «Поможем реке», г. Нижний Новгород
Региональные координаторы

6. Взять под общественный контроль Российской Сети Рек проект строительства
низконапорной плотины на реке Волга на участке от г. Городца до г. Нижнего Новгорода.

Ответственные:
Координационный центр движения «Поможем реке», г. Нижний Новгород

7. Предпринять следующие шаги по дальнейшему строительству Российской Сети
Рек:

— сформировать общественную речную сеть НПО в бассейне реки Лена
Ответственные:
Юрий Рожков, «Экос», Олекминск

— сформировать общественную речную сеть НПО в Татарстане
Ответственные:
Ирек Шайдуллин, Инна Самарина, «Чистый город», Казань

8. Рекомендовать участникам РСР принять участие в подготовке доклада о состоянии
крупнейших малонарушенных рек Европы в России для Третьего всемирного конгресса
по охране природы в 2004 году совместно с Центром охраны дикой природы (г. Москва).
Сформировать рабочую группу.

Ответственные:
Николай Соболев, Елена Сизых, Центр охраны дикой природы, г. Москва
Координационный центр движения «Поможем реке», г. Нижний Новгород

9. Рекомендовать участникам Российской Сети Рек продолжить общественную
паспортизацию малых рек и озер, в защиту которых действуют экологические НПО.

Ответственные:
Региональные координаторы

10. Организовать проведение межрегионального конкурса детских творческих
работ и проектов «Моя малая речка» в следующих номинациях: фото/видеосюжеты,
проекты и исследования, песни, стихи, рассказы, сказки, рисунки, плакаты.

Ответственные:
Журнал «Лазурь», г. Москва
Координационный центр движения «Поможем реке», г. Нижний Новгород
Региональные координаторы

Участники Конференции приняли следующие обращения

Участники конференции одобрили результаты работы тематических групп:

Принято на Второй конференции Российской Сети Рек Нижний Новгород, 23 января
2004 года

Обращение участников конференции к Президенту
РФ Путину В.В.
по поводу внесения поправок в Лесной кодекс РФ

Президенту РФ Путину В. В.

О новом проекте Лесного кодекса РФ

Господин Президент!

Участники международной конференции Российской Сети Рек, представители 64
общественных экологических организаций из 30 регионов РФ
(Амурская область,
Алтайский край, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область,
Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область,
Липецкая область, Московская область, г. Москва, Нижегородская область, Новосибирская
область, Республика Саха, Республика Бурятия, Республика Марий-Эл, Республика
Татарстан, Республика Чувашия, Республика Удмуртия, Ростовская область, Самарская
область, г. Санкт-Петербург, Саратовская область, Свердловская область, Пермская
область, Омская область, Читинская область, Приморский край, Ярославская область)
из Молдавии, Украины, Нидерландов, Франции, США
доводят до Вашего сведения, что проект нового Лесного кодекса разрабатывался
группой неизвестных специалистов без широкого обсуждения с общественностью.
В результате этот проект открывает большие возможности для полукриминального
использования лесных ресурсов.

Принятие такого варианта Лесного кодекса угрожает национальному достоянию нашей
страны — лесам, в том числе повлечет за собой ухудшение состояния лесов в истоках
и водоохранных зонах рек России. Водные ресурсы страны подвергнутся необратимым
изменениям и, с учетом существующего загрязнения, превратятся в невозобновимый
ресурс.

Участники конференции просят Вас обеспечить процесс разработки нового Лесного
кодекса РФ с учетом мнений общественных природоохранных организаций, работников
лесхозов, экспертов, региональных органов власти.

Напоминаем, что вы, являясь гарантом исполнения Российской Конституции, обязаны
обеспечить права граждан на экологически благоприятную окружающую среду и не
поддерживать безответственные решения, несущие угрозу здоровью и национальной
безопасности населения России.

Требуем учесть мнение общественности, особенно по таким важным вопросам, как
возможность приватизации лесов, изъятие лесных земель в целях индустриальной
застройки, существование низовых звеньев лесной службы (лесхозы и лесничества)
и др.

Просим дать ответ о принятых мерах по обсуждению проекта Лесного Кодекса по
адресу: 603134, Нижний Новгород, ул. Костина, д.2, комн.164, Координационный
центр РСР.

Принято на Второй конференции Российской Сети Рек
Нижний Новгород, 23 января 2004 г.

Обращение участников конференции к Президенту
РФ, Правительству РФ, Министерству транспорта, Министерству природных ресурсов,
губернатору Нижегородской области о необходимости общественного обсуждения проекта
строительства низконапорной плотины на реке Волге

Губернатору Нижегородской области Г.М. Ходыреву

Председателю Законодательного собрания Нижегородской области Е.Б. Люлину

О необходимости общественного обсуждения проекта строительства низконапорной
плотины на реке Волга

Участники международной конференции Российской Сети Рек, представители 64
общественных экологических организаций из 30 регионов РФ
(Амурская область,
Алтайский край, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область,
Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область,
Липецкая область, Московская область, г. Москва, Нижегородская область, Новосибирская
область, Республика Саха, Республика Бурятия, Республика Марий-Эл, Республика
Татарстан, Республика Чувашия, Республика Удмуртия, Ростовская область, Самарская
область, г. Санкт-Петербург, Саратовская область, Свердловская область, Пермская
область, Омская область, Читинская область, Приморский край, Ярославская область,
из Молдавии, Украины, Нидерландов, Франции, США отмечая:
— рост массовых конфликтов и протестов общественности вследствие негативного
воздействия плотин на экологическую, социальную и экономическую ситуацию в бассейнах
рек и здоровье населения;
— те факты, что строительство плотин, как правило, сопровождается коррупцией,
а основным приоритетом является приоритет энергетиков или судоходных компаний,
которые соблюдают только свои экономические интересы

требуют обеспечить доступ к информации о предполагаемом проекте строительства
плотины и провести открытое общественное обсуждение необходимости и эффективности
строительства данной плотины, а также всесторонне оценить технические, финансовые,
экономические, тем более, социальные и природоохранные факторы.

Открытое обсуждение даст возможность высказаться всем сторонам, затронутым
строительством плотины.

На основании ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «Об охране окружающей среды»,
Положения об ОВОС требуем представить Координационному центру Сети Российских
Рек, экологическому центру «Дронт» (г. Нижний Новгород) и инициативной группе
по проведению общественной экологической экспертизы Концепцию или Декларацию
о намерениях по проекту строительства низконапорной плотины на реке Волге (Балахнинский
район Нижегородской области) для обсуждения с широкой общественностью, а также
предоставить материалы ОВОС на экологическую экспертизу.

Принято на Второй конференции Российской Сети Рек
Нижний Новгород, 23 января 2004 г.

Обращение Российской Сети Рек к Правительствам
стран мира о введении Моратория на лов, занесенных в Красную книгу осетровых
рыб Азовского и Каспийского бассейнов

Участники международной конференции Российской Сети Рек, представители
64 общественных экологических организаций из 30 регионов РФ (Амурская область,
Алтайский край, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область,
Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область,
Липецкая область, Московская область, г. Москва, Нижегородская область, Новосибирская
область, Республика Саха, Республика Бурятия, Республика Марий-Эл, Республика
Татарстан, Республика Чувашия, Республика Удмуртия, Ростовская область, Самарская
область, г. Санкт-Петербург, Саратовская область, Свердловская область, Пермская
область, Омская область, Читинская область, Приморский край, Ярославская область
учитывая:
— негативные тенденции в состоянии природной среды, деградацию экосистем рек
и бассейнов, потерю биоразнообразия, утрату рыбных ресурсов проходных видов
рыб;
— недееспособность органов власти стран бассейнов осуществить эффективные мероприятия
по охране среды обитания, наведению порядка в природопользовании;
— ликвидацию природоохранных служб и хищническую эксплуатацию природных ресурсов,
в том числе рыбных

вынуждены обратиться к Правительствам стран с требованием о немедленном
и безоговорочном введении моратория на лов, куплю и продажу всех видов осетровых
рыб, входящих в Красную книгу России и иные списки редких и исчезающих видов,
в том числе и международные, включая икру из Азово-Каспийского региона, включая
и так называемый «научный лов».

Принято на Второй конференции Российской Сети Рек
Нижний Новгород, 23 января 2004 г.

Результаты работы тематической группы «Малые
реки»

Тематическая группа работала в течение двух дней — 22-23 января 2004 г.

В работе приняли участие представители 35 общественные организации, всего более
40 человек.

Учитывая высокую значимость малых рек и родников в формировании стока великих
рек России, участники группы обсудили экологические проблемы водосборов малых
рек и путей их решения.

В результате проведенных обсуждений участники:

1. Обсудили и составили список проблем малых рек:
— загрязнение
— вырубка лесов
— обмеление
— мойка автомобилей
— сброс ядохимикатов
— водопой скота
— свалки
— скотомогильники в водоохранных зонах
— эрозия берегов
— отсутствие или несоблюдение режимов водоохранных зон
— строительство дамб
— заболачивание
— низкая культурная ценность рек в глазах людей
— уничтожение редких видов растений
— рекреационная нагрузка на ООПТ
— застройка прибрежных зон
— несовершенство природоохранного законодательства
— сокращение биоразнообразия малых рек и родников
— низкий уровень экологической культуры населения и властей
— несовершенство законодательства и правоприменительной практики.

2. Решили считать приоритетными следующие экологические проблемы
малых рек:

— низкий уровень экологической культуры населения и чиновников
— несовершенство законодательства и правоприменительной практики
— проблемы водоохранных зон (их отсутствие в большинстве регионов, нарушение
их режима там, где они есть)
— загрязнение малых рек.

3. Обсудили возможности сбора информации о проблемах малых
рек и рекомендовали Рабочей группе «Малые реки» обратить внимание на следующую
информацию:

— официальная государственная информация (государственные доклады о состоянии
окружающей среды, данные статистической отчетности, нормативно-правовые акты,
данные государственного мониторинга и др.);
— результаты социологического опроса населения;
— «сигналы» местных жителей;
— опубликованные и фондовые материалы научно-исследовательских институтов;
— публикации в журналах и газетах, теле- и радиопередачи;
— результаты общественного и научного мониторинга;
— результаты общественного контроля (акты);
— информация об успешном опыте работы НПО;
— юридические нормы и правила, определяющие создание водоохранных зон
— права общественных организаций по контролю за соблюдением режима водоохранных
зон;
— информация о загрязнении воды и донных отложений;
— информация о предприятиях-источниках загрязнения;
— информация об успешном опыте решения проблем малых рек;
— информация о союзниках;
— информация о причине неэкологического поведения населения.

4. Рекомендовали Рабочей группе провести анализ соответствующих
нормативно-правовых актов.

5. Рекомендовали при сборе информации обратиться:
— в органы местной и региональной власти;
— комитеты государственной статистики;
— научно-исследовательские институты;
— средства массовой информации;
— интернет;
— общественные организации;
— библиотеки.

6. Сформулировали следующие критерии для выдвижения в члены
Рабочей группы «Малые реки»:

— знание проблемы и способов ее решения;
— опыт работы по проблеме и ее решению;
— желание работать;
— возможность выделить время для работы;
— бесперебойно работающая электронная почта и другая связь;
— коммуникабельность; ╥ умение добыть информацию;
— наличие контактов с представителями государственных органов, бизнес-структур,
экологических НПО, политиками;
— по возможности учитывать гендерный баланс

и выдвинули в состав Рабочей группы следующих представителей:

— Абелинскас Даниил, движение «Поможем Исети», г. Каменск-Уральский;
— Русанов Александр Владимирович, Природоохранный фонд «Верховье», Московская
область;
— Колеватова Юлия, «Сибирский экологический центр», г. Новосибирск.

Поддержать деятельность Рабочей группы вызвались:
— Крылов Федор, г. Нижний Новгород;
— Анацкий Сергей, г. Санкт-Петербург;
— Токман Леонид, г. Брянск;
— Семенков Анатолий, г. Николаев, Украина.

7. Рекомендовали Рабочей группе при разработке Стратегии
деятельности РСР по теме «Малые реки»:

— активно привлекать организации-участники РСР;
— организовывать сборы участников региональных сетей для обсуждения проекта
и Стратегии
— обеспечить оперативный и регулярный обмен информации о процессе и результатах
работы
— проводить консультации по возникающим проблемам;
— оказывать участникам РСР помощь в подборе соответствующих нормативно-правовых
актов, проводить их анализ, давать оперативные ответы на юридические вопросы;

— организовать соответствующую рубрику на сайте РСР;
— организовать систему небольшой финансовой поддержки, возможно, через помощь
в поиске грантодателей и в подготовке заявок в дополнение к проекту.
— принять участие в тренинге для тематических групп.

учесть при разработке Стратегии:
— необходимость разработки методических рекомендаций по работе с детьми по проблемам
малых рек, которые должны быть простыми для реализации в сельской школе и нацелены
на практические действия;
— целесообразность организации семинаров для формирования сети местных «взрослых»
координаторов по работе с детьми ╥ необходимость обеспечения «бумажными» экземплярами
методических указаний по экологической работе со школьниками (особенно представителям
Череповецкого района, у которых нет доступа к электронной почте);
— организацию системы небольшой финансовой поддержки, возможно, через помощь
в поиске грантодателей и в подготовке заявок в дополнение к проекту;
— проведение детских творческих конкурсов по речной тематике.

8. Отметили некоторые возможные проблемы в деятельности
Рабочей группы:

— невозможность оперативного получения достаточной информации;
— низкая исполнительская дисциплина;
— неэффективное распределение функций и обязанностей между членами РГ;
— недостаточное ресурсное обеспечение;
— недостаточное согласование действий по выработке стратегии.

9. Рекомендовали всем организациям РСР:
— активно информировать об акциях и кампаниях РСР через СМИ;
— проводить агитационно-пропагандистские выезды/рейды в сельские районы;
— размещать информацию о деятельности РСР в специализированных экологических
и педагогических журналах, например «Биология в школе», «География в школе»
и др. СМИ;
— распространять информационные материалы РСР на экологических конференциях
и других мероприятиях;
— организовать ежегодное проведение конкурса детских творческих работ по охране
малых рек в рамках Сети;
— принять участие в Единых Днях Действий в защиту рек в 2004 г.

Принято на Второй конференции Российской Сети Рек
Нижний Новгород, 23 января 2004 г.

Результаты работы тематической группы «Плотины»

Тематическая группа работала в течение двух дней — 22-23 января 2004 г.

В работе приняли участие 12 человек.

Участники группы:

1. Заслушали сообщения:
— о методах сохранения рыбных запасов на примере осетровых Азово-черноморского
бассейна;
— о проблемах, связанных с подтоплением городов, на примере г. Липецка;
— о водохранилищах, препятствующих миграциям наземных животных, на примере бассейна
р. Амур;

2.Обсудили экологические и социальные проблемы строительства больших
плотин.

Участники группы пришли к выводам, что строительство больших плотин приводит
к следующим негативным последствиям:
— уничтожение лесов и среды обитания животных и растений;
— сокращение биоразнообразия и деградации водосборов верховий рек вследствие
затопления территорий при образовании водохранилищ озерного типа;
— утрата или негативное изменение ихтиофауны, возможностей рыбного хозяйства
в верховьях и низовьях рек, а также деградации пойменных долин, болот, речных,
устьевых и прилегающих морских экосистем;
— образование в ряде водохранилищ газов, вызывающих парниковый эффект;
— накопление соединений ртути в ряде водохранилищ и включение их в пищевые цепи
гидробионтов, в т.ч. рыб, которые могут быть пищей для человека;
— отрицательное воздействие каскадов водохранилищ на качество воды, естественный
гидрологический режим и биоразнообразие;
— социально-экономический ущерб местному населению.

В целом, в воздействии плотин на экосистемы больше негативного, чем позитивного,
что во многих случаях привело к существенной и невосполнимой потере как биологических
видов и экосистем. Однако имеют место и положительные последствия, выражающиеся
в возникновении новой водной среды обитания, новых районов рыболовства и возможностей
для отдыха населения

3. Рекомендовали Рабочей группе:

Вести сбор информации о проблеме воздействия плотин (больших и малых) на
окружающую среду и людей:

— в электронном виде — бумажные источники (например, карты, схемы и фотографии
ГЭС);
— переводить зарубежные материалы.

Разработать способ информирования НПО об имеющихся материалах, а также о
том, какая информация необходима.

Создать методические ресурсы для показа возможности снижения негативного эффекта
воздействия плотин: web-сайт, а также видеофильм о том, как это реально можно
делать в наших (российских) реалиях. создать информационную и дискуссионную
рассылки по плотинам

При разработке Стратегии:
— дать определение основных терминов и понятий
— определить круг НПО, заинтересованных в «плотинной» тематике
— составить план действий для НПО на 3 года.
— поддерживать постоянные контакты со СМИ.
— определить союзников и противников
— разработать образовательную часть Стратегии.
— использовать материалы Всемирной комиссии по плотинам
— систематизировать данные по плотинам
— разработать рекомендации как провести экономическую оценку ущерба от строительства

— предложить НПО механизм демонтажа малых плотин (аварийных или не имеющих законных
хозяев)
— дать прогноз возможности восстановления нарушенных плотинами экосистем

4. Определили критерии выбора в Рабочую тематическую группу
«Плотины» на период реализации российско-голландского проекта «Российская Сеть
Рек»:

— наличие электронной почты.
— желание.
— опыт работы по проблеме.
— опыт работы с НПО.
— коммуникабельность
— наличие времени
— умение искать нужную информацию, проводить анализ и обобщение информации.

— ответственность.

и провели выборы Рабочей группы. В нее вошли:
— Анацкий Сергей
— Лагутов Владимир
— Вакансия

5. Обсудили:

Возможности вовлечения в проект участников Сети
— распространение информации об экологический проблемах, связанных с плотинами
и, главное, показывать, что есть возможность решать эти проблемы (или снижать
их негативный эффект) в российских реалиях.
— проведение акций против плотин или проектов их строительства.
— «капание на мозги» — работа с людьми, принимающими решения и властью.

Возможности и перспективы работы РГ
— подготовка и обсуждение собственных публикаций группы
— привлечение экспертов из других регионов (стран)
— проведение общественных слушаний и экспертиз.

Ожидаемые проблемы в работе Рабочей группы
— разный уровень знания данной проблематики
— разное видение проблем и путей их решения
— отсутствие информации и времени
— человеческий фактор.

Результаты работы группы «Стойкие органические
загрязнители»

Тематическая группа работала в течение двух дней — 22-23 января 2004 г.

В работе группы приняли участие 18 человек.

Участники группы обсудили приоритетные проблемы регионов и возможности сбора
информации о СОЗ и пришли в выводу, что тематической Рабочей группе необходимо
иметь следующую информацию:

— о влиянии СОЗ на здоровье человека;
— о влиянии СОЗ на окружающую среду;
— об источниках загрязнения СОЗ;
— о путях распространения загрязнения;
— об экологических группах, работающей по данной тематике.

Участники группы рекомендовали обратить внимание на такие источники
информации, как выставки, доклады, отчеты, неофициальные «официальные» источники,
службы «Зеленого телефона», публикации в СМИ, медицинская статистика (в том
числе обследование детей), Интернет, интервьюирование бывших работников предприятий.

Сформулировали следующие критерии для выдвижения в члены
Рабочей группы:

— наличие электронной почты;
— опыт работы по проблеме;
— опыт работы с НПО;
— коммуникабельность;
— желание;
— наличие времени;
— умение добывать, анализировать и обобщать информацию;
— ответственность.

Выдвинули кандидатов:
— Дмитрий Левашов, г. Дзержинск;
— Александра Королева, г. Калининград;
— Андрей Затока, Туркменистан;
— Андрей Ожаровский, г. Москва;
— Ирек Шайдуллин, г. Казань;
— Юрий Федорин, г. Череповец;
— Екатерина Борисова, г. Чита.

Рассмотрели соответствие каждого претендента критериям.
Заслушали видение кандидатов по написанию Стратегии,
в результате в рабочую группы избраны:

— Дмитрий Левашов;
— Андрей Ожаровский;
— Александра Королева.

Для поддержки основной группы сформирована группа поддержки
— Ирек Шайдуллин;
— Юрий Федорин;
— Екатерина Борисова.

Участники группы предложили учесть для будущего планирования
национальной кампании следующие критерии эффективности:

— массовость;
— максимальное участие каждого члена сети;
— вовлечение разных слоев населения и других секторов (власть, бизнес, СМИ);
— конкретные результаты;
— информативность;
— возможность тиражирования;
— планирование деятельности;
— создание оргкомитета;
— использование существующего опыта организации кампании;
— стабильное информационное обеспечение;
— целенаправленное вовлечение СМИ;
— обеспечение ресурсами.

Участники выработали следующие рекомендации Рабочей группе:

— считать миссией сети сохранение водного богатства страны;
— при разработке Стратегии учитывать существующие два уровня сети:
координаторы и активисты регионов;
учителя, школьники и др.;

— усилить партнерство общественности с государственными учреждениями;
— предложить способы повышения эффективности деятельности членов сети;
— поддержать инициативы участников сети и сторонников;
— продумать взаимную информационную поддержку;
— максимально привлечь экспертов;
— проанализировать методы работы сети и дать их обзор;
— разработать стратегический план сети;
— предложить устав сети;
— предложить образ РСР;
— оказывать консультации НПО сети по тематическому направлению;
— создать базу данных о группах, действующих против СОЗ.

Участники обсудили ожидаемые проблемы Рабочей группы:
— удаленность от центра;
— новизна направлений тематической группы;
— трудность в учете специфики ситуаций;
— индивидуальные особенности членов группы;
— недостаточность времени для рассылки и приема информации;
— недостаточная компетентность по проблеме;
— работа с «чистого листа» во взаимоотношениях группы и сети;
— отсутствие систематической рассылки хотя бы раз в месяц по проблеме.

Результаты работы группы «Лоббирование»

Тематическая группа работала в течение двух дней — 22-23 января 2004 г.

В работе приняли участие представители общественных организаций России, Украины
Молдавии, США.

Участники группы отметили, что современная ситуация характеризуется абсолютной
властью на местах и усилением роли транснациональных организаций.

Участники группы считают, что в настоящей ситуации:
— полезно распространять ключевые идеи и концепции через членов сети;
— важно воспитывать и посылать в органы власти своих представителей;
— необходимо искать и использовать разные пути влияния на власть;
— использовать СМИ;
— учитывать в своей работе полезные юридические структуры, которые могут поддержать
правовые изменения (Союз потребительских обществ, правозащитные организации
и т.д.);
— легче влиять на принятие решений, когда проблема лежит на пересечении интересов;
— уметь четко определяться с целями и проявлять профессионализм и четкость.

НПО должны стремиться к тому, чтобы расширить зону пересечения
интересов путем привлечения цивилизованного бизнеса.

К ресурсам лоббирования можно отнести:
— правовые знания и опыт, в том числе и международный;
— беспокойство населения за свое здоровье;
— информационные возможности;
— финансовые возможности;
— наличие авторитета организации;
— технические возможности;
— интеллектуальные возможности.

К проблемам/ объектам лоббирования относятся:
— законодательство, в том числе планы и стратегии;
— местные планы действий;
— отдельные решения на местном уровне.

Возможные методы лоббирования:
— создание законов и протест против «плохих» проектов, направленный на политиков,
органы власти, бизнес;
— поиск общих интересов;
— действия через чиновников;
— кампании в СМИ;
— действия через правозашитников.

Для малых рек возможно:
— лоббирование контроля выполнения законодательства (например, водоохранные
зоны);
— лоббирование улучшения законодательства на местном, региональном и федеральном
уровнях;
— распределение бюджетных средств;
— местные планы действий, программы;
— ликвидация источников загрязнения.

Ключевым моментом является общая стратегия, учитывающая:
— бассейновый подход;
— стремление пропагандировать включение в процесс принятия решений всех заинтересованных
ведомств и общественности;
— создание бассейновые советов;
— перенос идеи Европейской Директивы и успешного опыта ЕС в отношении интегрированного
управления водными ресурсами на регионы.

Участники группы сформулировали следующие критерии для выдвижения
в члены Рабочей группы «Лоббирование»:

— налаженные связи в РФ, СНГ и НПО;
— знакомство с международным опытом;
— собственный положительный опыт лоббирования;
— компетентность.

Для контактов: телфакс: (8312) 34-31-42, e-mail: pomreke@dront.ru