Давно мечтаю опубликовать коллекцию самых забавных и нелепых писем, полученных нашей организацией из различных государственных органов. Очередной перл поступил только что…


Но, стоп. Надо по порядку.

Итак, в сфере экологической экспертизы общественным организациям дано право проведения общественной экологической экспертизы проектов намечаемой хозяйственной деятельности. Не всем организациям и не всех проектов, конечно. Но если в Уставе организации такая деятельность записана, да если заявление в орган местного самоуправления подано, да если проект является объектом государственной экологической экспертизы — тогда «ДА», есть такое право. И в результате появляется документ — заключение общественной экологической экспертизы проекта.

Но задумывался ли кто-нибудь над вопросом: а что это за документ-то такой? Какой он имеет статус, для чего он нужен?

На этот вопрос в законодательстве есть ответ. Во-первых, этот документ обязателен для рассмотрения государственной экологической экспертизой, если проект таковую проходит. Приятно, конечно. Но ведь государственная экологическая экспертиза обязана рассмотреть любые документы, которые в нее поступят в период экспертизы проекта — письма, обращения, мнения, заключения общественных экспертиз…

Но ведь есть еще и во-вторых. В статье 25 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ) сказано: «Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.» Золотые слова!

Вроде бы теперь все понятно: провела общественная организация общественную экспертизу, подала заключение на утверждение — вот и появился документ, имеющий юридическую силу.

Именно так мы и рассуждали, когда, проведя общественную экологическую экспертизу проекта «Завершение разработки проектной документации „Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волга“ в части, касающейся поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки нормального подпорного уровня 68 метров», обратились в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с просьбой утвердить наше заключение. Ну, то есть, действовали строго по закону.

Однако, все оказалось совсем не так. В полученном из Росприроднадзора ответе нам подтвердили, что «да», именно так по закону. Однако, далее нам рассказали, что «административные процедуры, касающиеся утверждения заключений общественной экологической экспертизы, нормативными правовыми актами не определены». И с учетом этого, «удовлетворить ходатайство экологического центра „Дронт“ не представляется возможным».

То есть, мало ли что там в законе написано… Инструкции-то нету…

Хотя, мне почему-то кажется, что за 18 лет существования закона можно было бы как-то уже и написать инструкцию-то…

Асхат Каюмов,

Председатель Совета Экологического центра «Дронт»