14.01.2016

Велосипеды как средство решения проблемы транспорта и изменения климата

Новый отчет, подготовленный Институтом развития транспорта, доказывает, что продвижение велосипедов и строительство велосипедной инфраструктуры является самым лучшим способом сокращения выбросов парниковых газов и решения проблемы изменения климата.

Результаты исследования показывают, что если в городах мира будут активно развивать велосипедный транспорт и соответствующую инфраструктуру, то в период с 2015 по 2050 гг. общая экономия средств может составить около 25 триллионов долларов США. При этом к 2050 году выбросы СО2 в секторе пассажирского транспорта могут снизиться на 11% по сравнению со сценарием, в котором велосипедам не будет уделяться должного внимания.

При этом определение «сильный фокус на развитие велосипедов» в отчете вовсе не означает что-то чрезмерное. Авторы рассматривали сценарии, при которых к 2030 году 11% и к 2050 году 23% поездок будут совершаться на велосипедах. Во внимание принимались поездки на короткие дистанции. Однако, учитывая факт, что, например, в США половина всех поездок на автомобилях не превышает расстояния в пять миль, такой подход выглядит абсолютно логичным.

И, тем не менее, даже такой довольно умеренный сценарий показал, что развитие велосипедного транспорта может привести к большим положительным изменениям. «Смена акцента в городском планировании, при котором велотранспорт получит больше возможностей, будет способствовать формированию совершенно других урбанизированных территорий. В них система пассажирских перевозок будет дружелюбна для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта», — говорится в отчете.

Согласно сценарию увеличение поездок с использованием велосипедов и электровелосипедов в городах различных стран мира позволит к 2030 году снизить потребление энергии и сократить суммарные выбросы в секторе пассажирского транспорта на 7% и к 2050 году на 11%. При существующих тенденциях развития транспорта (бизнес как обычно) выбросы СО2 наоборот вырастут с сегодняшних 2,3 гигатонн до 4,3 гигатонн к 2050 году.

Авторы отчета отмечают, что развивать устойчивый велосипедный транспорт несложно. Для этого городам необходимо:

• Активное и масштабное развитие велосипедной инфраструктуры;
• Широкое внедрение программ аренды велосипедов в крупных и средних городах с привязкой к транзитному транспорту;
• Пересмотр и внесение изменений в законодательство для поддержки и защиты велосипедистов и пешеходов;
• Инвестиции в общественный транспорт, пешеходные зоны и велосипедную инфраструктуру;
• Тесная координация ведомств отвечающих за развитие городского транспорта и планирование землепользования.

Дополнительно придется предпринимать ряд мер, направленных на снижение популярности автомобилей. Городским властям нужно:

• Прекратить поддержку автомобилистов, в частности через отмену бесплатной парковки, субсидий на топливо и минимальных требований наличия парковочных мест;
• Поощрять активное использование велосипедов через создание благоприятной ценовой политики и проведение информационных кампаний;
• Внедрять для владельцев авто такие меры, как плата за проезд в определенные зоны или плата за каждый пройденный километр, а также другие финансовые механизмы, помогающие решить вопрос внешних негативных издержек;
• Направлять получаемые за счет сбора с автомобилистов средства на поддержку более устойчивого и экологически дружелюбного транспорта.

Мегаполисы тратят миллиарды долларов на борьбу с последствиями, но не причинами транспортной проблемы. Представьте, если хотя бы небольшая часть этих средств шла на развитие велосипедной инфраструктуры. Отчет Института развития транспорта еще раз подтверждает факт, что велосипеды – это самый быстрый, дешевый и эффективный способ сократить выбросы парниковых газов и разгрузить городские дороги и улицы.

Тимур Идрисов, Экологическая организация «Маленькая Земля»
По материалам Treehugger

 

P.S. 26 декабря 2014 года Правительством Нижегородской области Нижегородская региональная общественная организация «Экологический центр „Дронт“ включена в Реестр некоммерческих организаций, реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные  (социальные) проекты (программы) либо мероприятия социально ориентированной некоммерческой организации, а 22 мая 2015 года Министерством юстиции РФ, вопреки здравому смыслу, при отсутствии у организации иностранного финансирования, эта же организация включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.