Зачем бизнесу, главная задача которого — получение выгоды, переживать об изменении климата? Дело в том, что не только исследования, но и жизненная практика показывают, что климатические катастрофы оборачиваются прямым ущербом для коммерсантов.

Если глобальная температура поднимется за предстоящий век на четыре градуса — а именно об этом говорят климатологи — тайфуны, засухи и наводнения приведут к таким потерям, что ни большому, ни малому бизнесу мало не покажется.

Университет Кембриджа в своем отчете предсказывает снижение стоимости акционерных портфелей на 45% по мере того как волны страхов, связанных с изменениями климата, прокатятся по мировым рынкам. – пишет «Коммерсант». Некоторые компании уже ощутили это на себе. В прошлом году представитель СЕО Unilever заявил, что из-за вызванных изменениями климата природных катаклизмов его компания теряет около $330 млн в год.

В свете этих данных не кажется странным, что инициаторами создания Глобальной комиссии по бизнесу и устойчивому развитию стали президент компании Unilever Пол Полман и бывший заместитель генерального секретаря ООН Maрк Мэлох-Браун.

«Бизнес ожидают существенные материальные выгоды, но только в случае если он успешно вступит в эпоху роста устойчивости», — заявил сопредседатель комиссии Maрк Мэлох-Браун. «Правительства и международные организации не могут в одиночку создать то будущее, которое мы хотим. В то время как бизнес является ключевым фактором для ускорения перехода».

«Не существует никакого экономического обоснования для процветающей бедности. Мы имеем прекрасную возможность проложить путь триллионам долларов к новым рынкам, инвестициям и инновациям – но для этого мы должны бросить вызов существующим практикам, и направить наши действия на снижение бедности, неравенства и пагубного влияния на окружающую среду. Любой бизнес получит неоспоримое преимущество от осуществления своей деятельности в более справедливом, устойчивом мире, в том случае если мы достигнем Целей Устойчивого Развития», — отметил президент компании Unilever Пол Полман.

Еще накануне Парижского саммита представители международного бизнеса и передовых территорий выразили готовность возглавить переход мировой экономики к безуглеродному развитию. Они договорились добровольно установить цели по снижению выбросов CO2, инвестировать в чистые технологии и постепенно выводить деньги из «грязных» отраслей, завязанных на ископаемом топливе.

Исследование «СитиГрупп», на которое ссылается «Коммерсант», показало, что потепление может «растопить» до $72 трлн мирового ВВП. Другой отчет, опубликованный журналом Nature, приводит к заключению, что глобальное потепление может снизить средние мировые доходы примерно на четверть. Рост температуры на четыре градуса по Цельсию больно ударит по таким секторам, как сельское хозяйство, недвижимость, лесопереработка, и многие другие. Изменения климата создадут неблагоприятную среду для бизнеса любого размера.

Замедление изменений климата не будет дешевым – говорят эксперты. Развивающимся странам понадобится около $100 млрд новых инвестиций ежегодно в течение ближайших сорока лет, чтобы обеспечить устойчивость их экономик к изменениям климата. Стоимость смягчения последствий изменений климата обойдется дополнительно в $140–175 млрд ежегодно до 2030 года. Гигантская финансовая нагрузка будет непосильной для национальных правительств.

Представители российского бизнеса уже не хотят стоять в стороне. Российский бизнесмен миллиардер Олег Дерипаска, в целом скептически оценивающий международный климатический процесс, выступил за введение глобального налога на выброс в атмосферу парниковых газов. Это предложение он озвучил в кулуарах климатической конференции ООН в Париже. Как уже сообщал Климатический секретариат РСоЭС, гендиректор «Роснано» Анатолий Чубайс предложил для внедрения углеродные нанотрубки, которые помогут решить проблему изменения климата в мировом масштабе.

Крупнейшие российские компании  «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», НОВАТЭК, «Уралкалий», «ЕврАз» и другие участвуют в программе CDP и добровольно предоставляют сведения о своих выбросах парниковых газов.

Объединить усилия по сокращению воздействия на окружающую среду и предотвращению климатических изменений накануне парижского саммита призвали РУСАЛ, Сбербанк, «Роснано», «РусГидро» и «Ингосстрах», объявившие об участии в программе «Российское партнерство за сохранение климата“. В воззвании российского бизнеса говорится:» Мы подтверждаем необходимость выхода своей деятельности на траекторию низкоуглеродной, «зеленой“ экономики, будем стремиться к тому, чтобы наша продукция соответствовала ее стандартам». Российские компании считают, что «снижение эмиссии парниковых газов может быть достигнуто за счет объединения усилий государств, направленных на внедрение принципиально новых … технологий в сфере энергоэффективности … расширения использования возобновляемых источников энергии». Представители бизнеса отмечают, что необходимо обеспечить равные условия международной конкуренции для всех участников этого процесса, а также внедрить рыночные механизмы стимулирования бизнеса к переводу на новые технологии производства.

Представители общественных экологических организаций неоднократно подчеркивали необходимость снятия барьеров и увеличение возможностей получения инвестиций для отечественного бизнеса, который заинтересован в реализации зеленых проектов. Снятие субсидий с ископаемого топлива, поддержка и внедрение возобновляемой энергетики даст возможность России развиваться в климатическом тренде и на деле дать новый импульс развитию зеленых технологий.

RSEU Climate Secretariat

www.rusecounion.ru