30.12.2016

Рейтинг энергоэффективности российский регионов: кто впереди?

Лидерами рейтинга энергооэффективности регионов, опубликованногоэколого-энергетическим рейтинговом агентством «Интерфакс-ЭРА», стали Ханты-Мансийский автономный округ, Татарстан, Санкт-Петербург, Белгородская, Мурманская области и Алтайский край.

Рейтинги показывают успехи, но в целом по России программы энергоэффективности работают не в полную силу, и даже у регионов-лидеров есть огромный потенциал для повышения энергоэффективности – считают представители общественных экологических организаций.

В этом году свои усилия по составлению рейтинга по реализации государственной политики энергоэффективности объединили«Интерфакс-ЭРА»и Минэнерго России. Интерфакс-ЭРА(ранее АНО«НЭРА») ведет сбор анкет компаний для эколого-энергетических исследований уже 16 лет. Оценками экологической и энергетической эффективности охвачены 4900 предприятий, все области России и Казахстана, 17 отраслей и 95 подотраслей.
По словам Заместителя министра энергетики Антона Инюцына,«рейтинги энергоэффективности должны стать инструментом государственной политики в области снижения энергоемкости не только экономики России в целом, но и формирующих ее экономик субъектов Российской Федерации, отраслей, компаний и предприятий.»
Один из основных показателей уровня энергоэффективности регионов — энергоемкость валового регионального продукта и его динамика.
Но уровень финансовой обеспеченности и специфика в регионах разная, а большинство элементов рейтинга напрямую связаны с возможностями бюджета. Сравнивать Москву с Дальним Востоком не очень корректно. Поэтому при составлении рейтинга субъекты РФ были разделены на три группы«по уровню расчетной бюджетной обеспеченности», которая рассчитывалась Министерством финансов. Факторы, которые влияют на работу по энергосбережению и энергоэффективности в регионе, разделили на два типа: параметры внедрения основных энергоэффективных технологий и первоочередные административные меры. Расчет рейтинга производился на основе данных Росстата, информации, собранной в регионах, Госдоклада, а также энергодеклараций — сведений об энергоэффективности зданий, которые бюджетные учреждения предоставляют в качестве отчетности. Также оценивалось наличие в регионе требований к энергоэффективности при строительстве и капитальном ремонте. Лидируют в рейтинге те регионы, которые уделяют внимание отчетности и включают показатели энергоэффективности в отраслевые государственные региональные программы. Взять, к примеру, Республику Татарстан,  занявшую второе место в первой группе регионов с 58,9 баллами из 85 возможных.
Татарстан — один из первых регионов в России, взявших курс на энергосбережение. В республике разработана и принята республиканская программа энергоресурсоэффективности. За годы ее реализации валовый региональный продукт (ВРП) республики увеличился на 40% в при практически неизменном уровне потребления первичных энергоресурсов. Среднегодовые темпы снижения энергоемкости в республике ВРП вдвое превосходили темпы снижения энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) России. Реализация программы позволила на 28% снизить энергоемкость валового регионального продукта (ВРП). Санкт- Петербург, занявший третье место в первой группе российских регионов, является одним из лидеров по энергоэффективному наружному освещению. Руководство региона -передовик в части выделения финансирования на программы энергосбережения и энергоэффективности.Регион реализует ряд инициатив и разработал ряда нормативно-правовых актов в этой сфере. К примеру, — план повышения энергоэффективности и снижении энергозатрат в хозяйственном комплексе Санкт-Петербурга на2016-2018 годы и нормативно-правововые акты о мерах по развитию энергосервисной деятельности.
По расчетам петербургских специалистов, реализация энергосберегающих мероприятий в рамках региональных программ к 2020 году позволит обеспечить снижение энергоемкости ВРП на 29,7% по отношению к 2007 году. Уже сегодня этот показатель снизился на 13,9%. Начиная с 2012 года в целом по государственным учреждениям снижение фактического потребления по газу составило 26,5%, по водоснабжению и водоотведению — 22,7%, по тепловой энергии — 14,1%. «В группе субъектов с высокой бюджетной обеспеченностью среди отстающих — Сахалинская, Самарская, Свердловская области. Они реализуют первоочередные административные меры только частично, — говорит Антон Инюцын в интервью „Интерфаксу“. — …мало сдают энергетические декларации. Многие не устанавливают требования к энергоэффективности при капитальном ремонте, не включают показатели энергоэффективности в отраслевые государственные программы субъекта».
Совсем недавно Свердловская область была в передовиках энергоэффективности, а последние несколько лет не выходит из списка остающих. «Соседние со Свердловской областью регионы успешно наладили процесс получения федерального финансирования на реализацию своих программ по повышению энергоэффективности. В том время, как Свердловской области до сих пор не удается отчитаться за прошедшие годы и подтвердить наличие местных инвестиций в энергетические программы“ — говорит директор“Союза энергоэффективность» Дмитрий Серебряков. По его мнению, причина — в отсутствии ответственных лиц на уровне региона, которые бы всерьез занялись энергоэффективностью. Также не хватает механизмов, которые побуждали бы внедрять новые энергоэффективные технологии. В группе субъектов со средней бюджетной обеспеченностью энергоэффективного рейтинга лидируют Мурманская, Белгородская и Кемеровская области, а самые низкие показатели у Ингушетии, Астраханской и Магаданской областей. Эти регионы также уделяют мало внимания административным мерам, и показатели сдачи энергетических деклараций низкие. «Количество субъектов, которые включили как минимум один показатель по энергоэффективности в отраслевые программы, выросло с 32 в 2014 года до 60 — в прошлом году». – утверждают представители Минэнерго. А по состоянию на 1 июня 2016 года, таких субъектов уже 77. «Даже у регионов-лидеров есть потенциал энергосбережения 20-30% – утверждает замминистра энергетики Инюцын. — Они еще не набрали того максимума, который возможен».
Достижение цели по повышению энергоэффективности, заданной российскими властями, — снижение энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году, пока выглядит малореалистичной. По расчетам Международного энергетического агентства (МЭА), она может быть достигнута в лучшем случае — к 2028 году. Решение этой задачи невозможно без разработки и реализации качественной и полной по охвату политики повышения энергоэффективности. Однако в ситуации, когда государственное финансирование программ сильно урезано, делается ставка на регионы.
«Уровень энергоэффективности является показателем жизнеспособности экономики и инструментом повышения ее конкурентноспособности».- считает Ольга Сенова, климатический секретариат Российского социально-экологического союза. В данный момент Правительство РФ обсуждает сроки и этапы обязательного раскрытия компаниями публичной нефинансовой, в том числе — экологической отчетности.
«Рейтинг энергоэффективности реальный инструмент и часть государственной политики – говорит Александр Мартынов, директор эколого-энергетического рейтингового агентства „Интерфакс-ЭРА“. — Этот рейтинг в сочетании с оценками экологической прозрачности российского бизнеса ирейтингом эколого-энергетической эффективности 150 крупнейших российских компаний может рассматриваться как информационный базис наступающего «Года экологии».

RSEU Climate Secretariat
www.rusecounion.ru