25.09.2018
Ирина Славина

Никитина просят оценить возможные затраты Нижегородской области при подъеме уровня воды Чебоксарской ГЭС до 68 м

31 августа замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречлота) Константин Стасюк обратился с письмом к главе Нижегородской области Глебу Никитину, прося его оценить возможные капитальные затраты на реконструкцию мостов в Нижнем Новгороде, а также на выполнение компенсационных мероприятий по водопонижению и защите населенных пунктов, промышленных предприятий региона при подъеме уровня воды у плотины Чебоксарской ГЭС до отметки 68 м.

Как сообщает господин Стасюк, в целях подготовки к заседанию президиума совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам правительством РФ совместно с Минэкономразвития России и аналитическим центром при правительстве рассматривается вопрос о строительстве нижегородского низконапорного гидроузла. Однако аналитический центр сделал вывод, что наименее затратным является завершение строительства Чебоксарской ГЭС на проектную отметку 68 м.

Константин Стасюк предоставил господину Никитину краткий доклад, подготовленный аналитическим центром при правительстве, из которого следует, что объем капитальных затрат с завершением строительства Чебоксарской ГЭС при отметке нормального подпорного уровня (НПУ) 63 м значительно превосходит объем аналогичных затрат при отметке 68 м. Но, по расчетам Росморречфлота, при поднятии уровней воды до НПУ 68 метров для прохода крупнотоннажных судов с надводными габаритами 14,6 и более метров потребуется реконструкция с поднятием на высоту не менее 5 метров нижегородских спаренных мостов реки Волги и Окских мостов, расположенных в черте Нижнего Новгорода.

Доклад аналитического центра с технико-экономической оценкой варианта строительства Чебоксарской ГЭС на отметку НПУ 63 метра, направленный главе Нижегородской области, есть в распоряжении «Козы». В нем помимо прочего указывается, что при сохранении существующей отметки подпорного уровня 63 м для выполнения требований законодательства и нормативной документации необходим вынос 906 зданий и сооружений в верхнем бьефе водохранилища, а это более 60% от числа объектов, выносимых при завершении строительства при НПУ 68 м.

Аналитический центр называет достоинства и недостатки обоих вариантов. Основными достоинствами варианта завершения строительства на отметку подпорного уровня 63 м являются: акватория водохранилища остается на существующем уровне, не происходит затопления и подтопления больших площадей земельных и лесных угодий; сохраняется социальная стабильность в зоне влияния; строительство низконапорного гидроузла позволит на определенный период (до заиления верхнего бьефа низконапорного гидроузла – 20-30 лет) обеспечить гарантированное судоходство. Недостатками этого варианта являются: высокая (выше нормативных значений) доля площадей мелководий; отсутствие регулирующей емкости Чебоксарского водохранилища для оптимизации водного режима Волжско-Камского каскада; низкое качество воды; высокая стоимость, в том числе из-за строительства дополнительного водосброса и низконапорного гидроузла; уменьшение располагаемой мощности Чебоксарской ГЭС и замораживание выработки электроэнергии на существующем уровне.

Основными достоинствами варианта завершения строительства Чебоксарской ГЭС на отметку подпорного уровня 68 м являются, по данным аналитического центра: решение проблем пропуска паводка редкой повторяемости и обеспечения гарантированного судоходства при отсутствии необходимости значительных объемов капитального строительства (дополнительного водосброса и низконапорного гидроузла); обеспечение функционирования Чебоксарской ГЭС в проектном режиме и дополнительная выработка электроэнергии; положительные эффекты в сфере внутреннего водного транспорта, агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов регионов нижней Волги, сокращение доли площадей мелководий; вследствие наличия косвенных положительных эффектов в различных сферах экономики – возможность реализации проекта завершения строительства Чебоксарской ГЭС с использованием механизмов «инфраструктурной ипотеки».

Недостатки поднятия уровня до отметки 68 м: необходимость переселения граждан и выноса строений наряду с изъятием земель под зону водохранилища; затопление и подтопление земельных и лесных угодий; наличие негативных эффектов в отношении флоры и фауны в зоне водохранилища; дополнительные работы по санитарной подготовке территории, в том числе в связи с нахождением на ней кладбищ и скотомогильников.

В частности при завершении строительства Чебоксарской ГЭС  на отметке НПУ 63 м и введении в экплуатацию Нижегородского низконапорного гидроузла под постоянное затопление попадают земельные угодья на территории Балахнинского, Городецкого районов и Нижнего Новгорода (всего около 16% земель сеольхозназначения). А рыбопродуктивность участка Волги от Городца до створа низконапорного гидроузла может снизиться более чем в 2 раза. Но при поднятии отметки до 68 м площадь безвозвратно потерянных пастбищ и сенокосов в Нижегородской области, Республики Мари Эл и Чувашии составит 19,9 тыс. га, пашни – 2 тыс. га. В зависимости от площади затопления общие потери от выбытия пашни оцениваются в 30-75 млн руб., сенокосов – от 125 до 181 млн руб., пастбищ – до 127 млн руб. в год без учета НДС. Вывод всех земель из оборота или смена вида использования может составить от 227 до 385 млн руб. При этом основной ущерб (около 65%) от поднятия уровня воды понесут предприниматели Нижегородской области.

Среди косвенных эффектов завершения строительства на НПУ 68 м аналитический центр прогнозирует повышение инвестиционной привлекательности Нижнего Новгорода вследствие реализации мероприятий по инженерной защите города, а также строительства ливневой канализации в Заречье.

Источник: КозаПресс

Актуализированные сводные данные по капитальным затратам, связанным с завершением строительства Чебоксарской ГЭС при НПУ на отметках 63 и 68 м, а также при увеличении форсированного подпорного уровня до отметок 64, 65, 66, 67 м (млн руб.)

Статья затрат Отметка НПУ/ФПУ (м)
63 64 65 66 67 68
Капитальные затраты на основные сооружения гидроузла 102056 98250 94443 90636 86830 18312
реконструкция сооружений Чебоксарской ГЭС 14424 14424 14424 14424 14424 14424
реконструкция сооружений Чебоксарского РГСиС 3888 3888 3888 3888 3888 3888
строительство дополнительного водосброса 83744 79938 76131 72325 68518
Меропрития, связанные с обоустройством зоны водохранилища и нижнего бьефа 89261 89865 90771 91678 92282 114816
проектно-изыскательные работы 5057 5057 5057 5057 5057 3557
переселение населения и вынос строений (без учета нижнего бьефа) 7062 7062 7062 7062 7062 10705
переселение населения и вынос строений в нижнем бьефе 5714 5714 5714 5714 5714 5714
строительство и реконструкция объектов инженерных защит 28705 29309 30216 31122 31726 33943
мероприятия по изъятию сельхозземель, лесных земель 3512
прочее: 42723 42723 42723 42723 42723 57385
лесосводки и лесоочистка 4837
сохранение памятников археологического наследия и выносу из зоны затопления трех ОКН, защита которых невозможна (с.Макарьево, с.Безводное) 2000 2000 2000 2000 2000 2000
санитарная подготовка зоны водохранилищ (перенос кладбищ, консервация скотомогильников) 42,5 42,5 42,5 42,5 42,5 42,5
восстановление и реконструкция сети КИА 137 137 137 137 137 137
защита ООПТ 278 278 278 278 278 278
организация водоохранной зоны 136 136 136 136 136 136
рыбохозяйственное освоение водохранилища 620 620 620 620 620 2 547
разработка нормативной экологической документации 12,4 12,4 12,4 12,4 12,4 12,4
переустройство береговой инфраструктуры 2 636
дополнительные мероприятия по объектам  32958 32958 32958 32958 32958 32958
переустройство линий связи, электропередач, дорог, мостов 1 631
приведение высоты подмостовых габаритов в соответствие с ГОСТ 6538 6538 6538 6538 6538 10168
инженерная защита биологических очистных сооружений 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
Мероприятия по транспортному освоению водохранилища 46919 47464 47465 47423 47123 3429
строительство низконапорного гидроузла 43462 43462 43462 43462 43462
объекты транспортной инфраструктуры 3458 4003 4003 4162 3661 3429
Отбивка контура водохранилища 45,3 45,3 45,3 45,3 45,3 45,3
Затраты на сельское хозяйство 28 28 28 28 28
расходы регионов Нижней Волги на противопаводковые мероприятия 18,1 18,1 18,1 18,1 18,1
расходы на работы по очистке донных отложений в регионах Нижней Волги 9,9 9,9 9,9 9,9 9,9
ВСЕГО 238310 235652 232752 230011 226308 136602