Экспертный совет по заповедному делу подвел итоги первого года работы
10 января состоялось заседание созданной ровно год назад Межрегиональной общественной организации «Экспертный совет по заповедному делу». Заседание было посвящено итогам работы Совета, обсуждению состояния заповедного дела в России, а также задач, стоящих перед независимым профессиональным сообществом в сфере территориальной охраны природы, на консолидацию усилий и возможностей которого и направлена работа Экспертного совета.
Заседание прошло на площадке Общественной палаты РФ в преддверии Дня заповедников и национальных парков и приурочено к памятной дате: 11 января (по новому стилю) 1917 года в Российской империи создан Баргузинский охотничий заповедник – первый в отечественной истории государственный природный заповедник, созданный правовым актом центральной власти.
На сегодня в числе 117 членов Экспертного совета по заповедному делу – 2 академика и 7 членов-корреспондентов РАН, 24 профессора, 31 доктор наук, 50 кандидатов наук, 15 заслуженных экологов РФ, 2 заслуженных деятеля науки РФ, 9 лауреатов престижных российских и международных премий и наград в области охраны окружающей среды.
Общее собрание Экспертного совета по заповедному делу открыл его сопредседатель Виктор Данилов-Данильян, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем РАН.
В течение года Экспертный совет работал и добивался конкретных результатов по направлениям правового регулирования в области заповедного дела, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, защиты ООПТ федерального, регионального и местного значения, разрабатывал рекомендации и предложения по стратегическим вопросам сохранения и развития ООПТ. Так, во многом благодаря экспертной оценке и активной позиции Экспертного совета был отозван его автором законопроект № 288302-8, который представлял угрозу ООПТ регионального значения, составляющим 88% всех российских ООПТ.
При консультативной поддержке Экспертного совета был разработан и принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (в части установления возможности осуществления постоянного рейда в границах ООПТ), важный для эффективной организации борьбы с браконьерством и другими экологическими правонарушениями на ООПТ.
Совет направлял экспертные заключения и предложения по корректировке проекта нового Положения о Сочинском национальном парке, допускающего, в частности, застройку до 20% его территории (в итоге положение не было принято в текущей редакции), проекта нового Положения о федеральном заказнике «Кирзинский» и ряда новых положений о других ООПТ федерального значения. Совет активно участвовал в обсуждении и внесении предложений по иным важных нормативным правовым актам в сфере сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
В ответ на обращение Экспертного совета Прокуратура Краснодарского края сообщила, что в связи с незаконными земляными работами, сопряженными с рубкой леса и нарушением почвенного покрова в Сочинском национальном парке, компания «Турьев Хутор Девелопмент» была привлечена к административной ответственности, а размер ущерба (по информации из открытых источников) составил более 2,5 млрд рублей. Удалось добиться и реакции правоохранительных и надзорных органов в ответ на обращения Экспертного совета по ряду других угроз ООПТ федерального и регионального значения.
Это только некоторые итоги работы Экспертного совета по заповедному делу за год с момента создания, более подобно о результатах деятельности организации читайте здесь: https://zapovedcouncil.ru/ob-itogah-raboty-moo-ekspertnyj-sovet-po-zapovednomu-delu-za-pervyj-god-s-momenta-sozdaniya/
В своем выступлении Всеволод Степаницкий, сопредседатель Экспертного совета по заповедному делу, заслуженный эколог Российской Федерации отметил ряд тенденций в сфере заповедного дела, вызывающих большую тревогу. Во-первых, нарастание практики посягательств на природные комплексы ООПТ всех уровней и категорий, связанных с их вовлечением в различные виды хозяйственной деятельности и природопользования, откровенно не совместимые с миссией ООПТ. Степаницкий привел многочисленные примеры таких посягательств. Опасность для природного наследия, по его словам, представляют и перманентные попытки ревизии природоохранительного законодательства, а также нарастающая практика подготовки и утверждения новых редакций положений об ООПТ федерального значения, содержащих нормы, неприемлемые в экологическом отношении. Нарекания экспертов вызывают и подходы в области расширения географической сети ООПТ федерального значения, в частности, когда в погоне за показателями новые ООПТ создаются там, где это удаётся, а не там, где необходимо, равно как и практика проектирования и организации новых ООПТ в отсутствии должной экспертной проработки.
Степаницкий затронул и проблемы государственного управления в сфере заповедного дела: «Горнодобывающая промышленность, энергетика, транспортное строительство, курортное дело, туристическая отрасль – все это жизненно необходимо для страны. Но сколько же за спинами всех этих отраслей стоит лидеров, капитанов, лоббистов, защитников, заступников, инвесторов! А заповедники и национальные парки? Их первоочередная надежда и опора – управляющий государственный орган. Ощущаем ли мы сегодня надежность и эффективность этой опоры для заповедной системы? Есть большие сомнения. И первопричина не только и не столько в правовых конструкциях и политических решениях, и не в отсутствии у ответственных работников естественно-научного образования, опыта работы в данной сфере и желания погрузиться в проблематику, и даже не в дефиците финансового обеспечения, а в хроническом дефиците совсем иного — эмпатии к предмету своей деятельности, природоохранной эмпатии».
Экспертный совет по заповедному делу планирует в своей дальнейшей работе продолжать реагировать на угрозы ООПТ всех уровней и категорий, в т.ч. уделять пристальное внимание ООПТ регионального значения, значительно более уязвимым, чем федеральные и более обделённым в плане общественной поддержки. Совет готов оказывать экспертное, методическое и консультативное содействие любым государственным и общественным структурам, выступающим в защиту природного наследия, биологического и ландшафтного разнообразия.