Позиция Нижегородского правительства по проблеме Чебоксарской ГЭС

19.01.2011

Правительство Нижегородской области считает, что данные, озвученные в ходе акции «Школа гидроэнергетики», проведенной ОАО «РусГидро», по многим позициям не соответствующим действительности. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом заявил и.о. директора департамента лесного хозяйства Нижегородской области Юрий Гагарин.

По его словам, на встречу, которую управляющий директор по технической политике ОАО «Русгидро» Расим Хазиахметов называет «встречей журналистов с экспертным сообществом», нижегородские учёные-эксперты, представители правительства Нижегородской области и органов местного самоуправления не были приглашены. «Экспертное сообщество» было представлено только сторонниками подъёма уровня Чебоксарского водохранилища.

При этом Гагарин отметил: нижегородское правительство выступает против подъема воды в Чебоксарском водохранилище не только из-за угрозы затопления значительных территорий.

 

«Затопление территорий — очень важный фактор, но наряду с ним имеются и другие, не менее значимые негативные последствия. Любое, а тем более такое масштабное вмешательство в естественную природу оказывает на неё однозначно отрицательное воздействие. Проведённые к настоящему времени многочисленные экспертизы показывают, что дополнительный подъём уровня Чебоксарского водохранилища нанесёт колоссальный многофакторный ущерб Нижегородской области и Марий Эл, России в целом, — уверен Гагарин. — Это и подтопление селитебной и промышленной застройки, сельскохозяйственный угодий и лесов, уничтожение традиционных мест отдыха, неизбежное ухудшение качества воды. Негативных экологических последствий при подъёме уровня водохранилища вообще невозможно избежать и их невозможно компенсировать».

 

«В Воротынском, Лысковском, Пильнинском и других районах будут затоплены и подтоплены большие территории, что нанесёт ущерб сельскому и лесному хозяйству. На протяжении сотен километров от Васильсурска до Нижнего Новгорода и выше по Оке у крутого правого берега вода подступит вплотную к обрыву, под воздействием волн многократно усилятся оползневые явления. По левому берегу, где берега ниже, исчезнут острова и песчаные пляжи, будут затоплены и превратятся в болота прибрежные луга. Если сейчас Волга вместе с островами имеет ширину 1–2 километра, то при подъёме уровня ширина водохранилища составит от 3–5 до 15 километров. Макарьевский монастырь окажется на острове, причём для защиты от паводка при подъёме уровня водохранилища защитную дамбу вокруг него придётся поднимать примерно на три метра. Остальная часть Макарьева окажется под водой.

Огромный ущерб будет вызван подтоплением урбанизированных территорий, прежде всего, территорий Нижнего Новгорода и Дзержинска. Здесь в зоне опасного подтопления окажутся и селитебные территории, и крупнейшие промышленные предприятия, в том числе, федерального значения ОАО «ГАЗ», «Красное Сормово», «Сокол», ФКП «Завод им. Я. М. Свердлова», все дзержинские химпредприятия, международный аэропорт «Стригино», скоростная железнодорожная магистраль федерального значения, автомагистраль М-7 «Волга“, нижегородский метрополитен. Фактически из-за подтопления основная часть промышленного потенциала Нижегородской области окажется под угрозой разрушения. Для защиты подтопляемых территорий потребуется дорогостоящая разветвлённая дренажная система, создать которую в условиях плотной застройки и обилия коммуникаций просто нереально», — рассказал Гагарин.

По его словам, подъём уровня водохранилища негативно скажется на сельском хозяйстве. Инженерными защитными сооружениями (дамбами) намечено «защитить» от затопления лишь небольшую часть сельхозугодий, находящихся в зоне затопления, но на самом деле защитить ничего не удастся. Эксплуатация инженерных защит в Воротынском и Лысковском районах области, наиболее пострадавших от затопления, показывает их полную неэффективность, поскольку защищаемые луга (сельхознизины) заболачиваются и непригодны для сельскохозяйственного производства — ни как пашни, ни как пастбища. Происходит замена луговой растительности на болотную, непригодную для сенокошения.

Любое повышение уровня воды в водохранилище вызывает уменьшение скорости течения воды и снижение водообмена, что приведет не к улучшению, а к ухудшению качества воды в водохранилище. Уже сейчас в зоне подпора наблюдается деградация экосистем и ухудшение кислородного режима. Это негативно сказывается на здоровье человека, так как река Волга является источником питьевого водоснабжения, и ухудшение санитарных показателей воды в ней ведёт к снижению качества питьевой воды. Из-за замедления скорости течения следует ожидать значительного роста концентрации загрязнений в верхней части водохранилища, т.е. именно в черте городских округов Нижний Новгород и Дзержинск, которые могут остаться вообще без источников питьевого водоснабжения.

В областном правительстве также считают, что подъём уровня и замедление течения резко ухудшит условия воспроизводства и обитания стерляди, судака, жереха и других ценных пород рыб, уничтожит оставшиеся естественные нерестилища и места нагула молоди рыбы, приведёт к возникновению заморов как в зимний период, так и летом вследствие интенсивного «цветения» воды, а также к вспышке лигулёза (заражения солитёром) среди карповых рыб, что уже имеет место на волжских водохранилищах. Пищевые качества рыбы ухудшатся. С затоплением и подтоплением лугов, лесов, озер погибнут многие ценные и редкие растения. Будут разрушены места обитания многих видов животных, ликвидируются наиболее продуктивные угодья охотничьей фауны.

Влияние водохранилища скажется на окружающих лесах Левобережья на расстоянии десятков километров от берега, где повысится уровень грунтовых вод, что приведет к заболачиванию и усыханию лесов. Исчезнут огромные площади лесов, в том числе массивы сосновых боров, вековые пойменные дубравы. При сильных ветрах крайне затруднено лесовосстановление. В свою очередь, безлесье местности способствует ветровой эрозии легких почв, процесс распада ландшафтов будет идти как цепная реакция.

При этом Гагарин считает, что можно согласиться со словами Хазиахметова о том что «сегодня Чебоксарское водохранилище, по сути, стоячая лужа, прогреваемая в летнее время до температуры порядка 40 градусов, где растут сине-зелёные водоросли, которые разносят всякие гадости. Это сегодня биореактор… при повышении отметки до 68-й… биореактор не работает, потому что идёт процесс самоочищения».

 

«Известно, что при нынешней отметке 63 м цветение воды активнее происходит именно там, где больше подпор воды и замедление течения, то есть в нижней части Чебоксарского водохранилища — в районе Козьмодемьянска и Чебоксар. Также известно, что до создания водохранилища вода в Волге была другой — гораздо более чистой, и никогда не цвела (не говоря о том, что во время бурлаков Волга кишела рыбой, в ней водились русский осётр и белуга). Если подъём уровня продолжится, скорость течения ещё больше упадёт. По заключению учёных-гидробиологов Нижегородского государственного университета, это приведёт к усилению роста сине-зелёных водорослей (цветения воды), уменьшению самоочищения и дальнейшему ухудшению качества воды, — отмечает Гагагрин. — Таким образом, негативные процессы, о которых говорит Хазиахметов, при повышении отметки водохранилища не исчезнут, а, наоборот, усилятся и распространятся на всё протяжение Волги и Оки в пределах Нижегородской области. Кроме уменьшения скорости течения и проточности водоёма, также отрицательно будет влиять на качество воды усиление оползневых процессов, разрушения берегов, заиления ложа водоема из-за подпора, повышения уровня и его колебаний в результате сработки водохранилища. Особенно опасно то, что вода станет непригодной для работы питьевых водозаборов, так как её невозможно будет очистить для подачи в водопроводную сеть Нижнего Новгорода и его городов-спутников. В настоящее время эти города обеспечены водой из поверхностных источников, и для них переход на подземные источники водоснабжения нереален.
«Хазиахметов утверждает, что при подъёме уровня относительная площадь мелководий уменьшится вдвое и „санитарная норма“ будет достигнута. Он сам признаёт, что «при повышении отметки до 68-й в абсолютной величине площадь мелководий возрастает». Значит, и их отрицательный эффект возрастёт, какова бы ни была относительная доля мелководий. А упомянутые санитарные нормы (СанПИН 3907-85) в пункте 5.11 содержат оговорку «как правило», то есть относительная доля мелководий в 15–20% не является догмой», — отмечает и.о директора департамента лесного хозяйства Нижегородской области.

 

«В ОАО „РусГидро“ утверждают, что дискуссия идет в основном о том, как «максимально учесть» интересы регионов. На самом деле наиболее существенные предложения Нижегородской области в техническом задании на достройку Чебоксарской ГЭС не учтены без всякой дискуссии, — уверен Гагарин. — Более того, далее Хазиахметов утверждает, что все компенсации регионам уже выплачены, мероприятия по защите от негативного воздействия водохранилища уже проведены, переселения граждан состоялось. Т.е. фактически никакие мероприятия по «учету интересов регионов» уже не желают планировать. Видимо, поэтому все соответствующие предложения Нижегородской области исключены из раздела 5 проекта технического задания «Состав выполняемых работ».

 

«Между тем, техническое задание ориентировано, как указано в пункте 2 проекта технического задания, на проектирование в пределах «Обоснования инвестиций завершения строительства Чебоксарского гидроузла. Этап 2.» (ОАО «ИЦЭ Поволжья», 2006г.). Но известно, что этот документ содержит много ошибок и упущений, за что был многократно и уничтожительно критикован — напомнил нижегородский чиновник. — Кроме того, «Обоснование инвестиций…» вообще не содержит оценок стоимости мероприятий по защите городского округа г.Дзержинск от катастрофического подтопления, которые могут быть весьма значительными, а также мероприятий по защите водохранилища от вымывания загрязнений с подтопляемой территории. Таким образом, финансирование неотложных мероприятий, не учтенных в «Обосновании инвестиций…», придётся нести регионам, что также противоречит тезису о «максимальном учете интересов регионов».

Кроме того, Гагарин считает спорным утверждение Хазиахметова о том что «тот объём работ по инженерной защите надо выполнять независимо от того, поднимается отметка водохранилища или нет»: «При подъёме уровня водохранилища речки, ручьи, каналы заречной части города Н.Новгорода, как естественные дрены, работать не будут, наоборот, подпор по ним распространится на всю территорию заречной части. Чтобы этого не было, потребуются совсем другие, намного более дорогостоящие инженерные решения и способы инженерной защиты, чем при существующей отметке. Аналогичная ситуация будет наблюдаться и в Дзержинске».

Также в областном правительстве считают некорректным сравнение круглогодичного стояния 68-й отметки с кратковременным повышением уровня воды во время паводка, так как паводок является естественным природным процессом, во время паводка сохраняется промерзание верхнего слоя Земли и подтопления, как такового, не происходит. А круглогодичный подпор меняет гидрологический режим как водоёма, так и его притоков и берегов, всей речной долины, что неминуемо снижает устойчивость всей геоэкосистемы.
«Некорректно и утверждение Хазиахметова о том что „защита (Макарьевского) монастыря в своё время была выполнена в полном объёме“. Согласно «Обоснованию инвестиций…», для защиты монастыря при отметке 68 м необходимо поднять гребень защитной дамбы ещё на 3 метра. При этом, как выразился один из жителей Лысковского района, с Волги у монастыря только купола будут видны, большая же его часть будет закрыта дамбой. А при перебое в работе насосов, откачивающих воду, просачивающуюся через дамбу, этому памятнику угрожает полное разрушение», — сообщил Гагарин.

При этом он отметил относительную актуальности проекта подъема водыдля транспортников: «Говоря о том, что „суда ждут, когда появится вода“, «водная артерия не используется», «самый дешёвый вид транспорта — водный — не используется» Хазиахмето явно сгустил краски. По данным Волжского государственного управления водных путей и судоходства, пропускная способность Городецкого гидроузла из-за недостаточных глубин в его нижнем бьефе снизилась с 22–23 млн. тонн за навигацию (в период до 1990 года) до 18 млн. тонн в настоящее время. При этом фактический объём перевозок через Городецкий гидроузел в последние годы составлял около 10 млн. тонн за навигацию. Таким образом, объём перевозок водным транспортом определяется в первую очередь экономическими факторами, и некоторое уменьшение пропускной способности Городецкого гидроузла определяющим фактором в данном случае не является. Относительно «дешевизны» водного транспорта известно, что эта «дешевизна» обманчива и говорить так можно только в связи с большим количеством и объёмом перевозимого груза на единицу транспортного средства. Однако в современных условиях для перевозки груза из точки «А» в точку «Б“ нет гарантированного сквозного судоходства с использованием глубоководной системы Российской Федерации, в связи с чем возникает необходимость дополнительных погрузочно-разгрузочных работ и использования других видов транспорта. Для этого требуется наличие портов и логистических центров, что приводит к увеличению стоимости перевозки. Кроме того, в настоящее время судоходство осуществляется на безвозмездной основе, а содержание водных путей занимается государство. В случае реформирования судоходства в сторону коммерциализации расходы перевозчиков, использующих водный транспорт, ещё более возрастут».

 

«Говоря о необходимости ликвидации „обмелевшего“ участка Волги от Городца до Нижнего Новгорода, сторонники подъёма уровня предлагают решить путём образования на Волге огромного водохранилища длиной более 300 км с затоплением и подтоплением огромных территорий, — продолжил Гагарин. — При этом они не говорят о другом способе решения этой проблемы без затопления больших территорий — подъёме уровня воды в Волге низконапорной плотиной на 4 метра (с отметки 64 м до отметки 68 м) лишь там, где действительно не хватает глубины для прохождения больших судов. Это сорокакилометровый участок нижнего бьефа Нижегородской ГЭС. Это решение поддержано правительством России. Проектирование и строительство низконапорного гидроузла в Нижегородской области (поселок Большое Козино) включено в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт». Строительство низконапорного гидроузла включено и в Транспортную стратегию России на период до 2030 года, и в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Этот вариант эффективно решает и проблему создания глубоководного пути, и, при совмещении низконапорного гидроузла с автодорожным переходом — проблему вывода транзитного автотранспорта с автотрассы Москва-Киров на северный обход Нижнего Новгорода, что оздоровит экологическую обстановку в Нижнем Новгороде, и исключит необходимость повышения уровня Чебоксарского водохранилища».

Кроме того, сторонниками подъёма уровня игнорируется тот факт, что этот вариант значительно снижает затраты по сравнению с раздельным строительством плотины и моста, — отметил Гагагрин.

Он также назвал спорным утверждение Хазиахметова, что «решение транспортной проблемы, в том числе и судоходства также отражено в проекте завершения строительства Чебоксарской ГЭС: „Это мост через Волгу — в том самом месте, где рассматривались варианты низконапорной плотины“.

 

«На самом деле в пункте 5.4.5.4 проекта технического задания указано: «проработать вопрос оптимизации транспортного сообщения в Нижегородской области, в том числе строительства мостовых переходов через реку Волгу для обеспечения функционирования северного и южного обходов города Нижнего Новгорода“. Поскольку оценка стоимости реализации вариантов решения вопросов транспортного сообщения не предусмотрена, фактически в техническом задании из ранее рассматривавшихся в обосновании инвестиций четырёх вариантов принят вариант подъёма уровня Чебоксарского водохранилища без строительства моста на автодороге Москва — Киров», — считает Гагарин.

В областном правительстве считают некорректными утверждения П. Попова о том, начальника департамента технической и экологической политики «РусГидро» Павла Попова что «все требования Нижнего Новгорода по проведению инженерно-защитных работ были приняты и включены в техническое задание».

 

«Фактическая ситуация как раз обратная — интересы регионов при разработке проекта технического задания фактически не учитываются, поскольку их наиболее принципиальные замечания отвергнуты и не включены в проект. По ряду позиций в проект технического задания включены лишь мероприятия по „обследованиям“, «оценкам негативного влияния», «расчету ущерба“, при этом задания по разработке проектов защит от негативного влияния водохранилища при отметке 68 метров проект технического задания не содержит. Полагаем, что в данном случае имеет место попытка введения общественности в заблуждение для обеспечения общественной поддержки вредного, опасного и экономически неэффективного проекта повышения уровня Чебоксарского водохранилища ещё на 5 метров до отметки 68 м, — сообщили в правительстве Нижегородской области. — Согласно Водному кодексу Российской Федерации, река Волга, как и Чебоксарское водохранилище — федеральные объекты, и все берегоукрепительные работы должна обеспечить Российская Федерация. Но для включения каких-либо объектов в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, в том числе объектов берегоукрепления, субъекты Федерации должны подготовить объёмный пакет документов и обоснований, что требует больших усилий и средств. И не факт, что эти предложения удастся защитить в федеральных ведомствах».

 

«Рассуждая о „плюсах“ и преимуществах своего варианта «достройки» Чебоксарской ГЭС, Хазиахметов и Попов склонны «минусов» и опасностей этого варианта не замечать, — считают в областном правительстве. — В «Обосновании инвестиций“ не отрицается, что уже сегодня в состоянии подтопления находится обширные территории, в том числе населённые пункты, соседствующие с водохранилищем. Где гарантии, что грандиозные защитные сооружения, призванные защитить прибрежные территории, будут в будущем работать лучше, чем сейчас? Никто таких гарантий не даст. Наоборот, при подъёме уровня жители подтопленных населённых пунктов попадут в гораздо большую зависимость от работы насосов, которые должны будут работать на полную мощность, непрерывно, круглые сутки и круглый год. Хорошо от этого будут только энергетикам — сбыт необходимой для работы насосов электроэнергии будет гарантирован. А все остальные окажутся у них в заложниках, так как при любом перебое с подачей электроэнергии возникнет катастрофическое затопление».

На сегодня в заречной части Нижнего Новгорода более половины территории уже подтоплено, грунтовые воды близки к поверхности. При повышении уровня водохранилища до отметки 68 м их уровень поднимется на 2–3 м, а в приречных зонах — на 3–4 м, что приведёт к затоплению подвалов, теплотрасс, водопроводных и канализационных сетей, сетей связи и других коммуникаций. Возрастает риск разрушения жилых и общественных зданий, метрополитена. Чтобы это предотвратить, потребуется колоссальная дренажная система, стоимость которой, даже без затрат на её постоянную эксплуатацию, составит сотни миллиардов рублей. Ещё в советский период специалисты отмечали практическую невозможность строительства разветвлённой дренажной системы в тесных условиях жилой и промышленной застройки, обилия подземных и наземных коммуникаций, а в современных условиях это тем более нереально.
Аналогичная ситуация имеет место и в Дзержинске, где подтопление ещё более опасно в связи с наличием здесь химических предприятий, захоронений химических отходов, карстовых явлений. На промышленных предприятиях Дзержинска длительное время выпускалась высокотоксичная химическая продукция. Подтопление карстоопасных территорий, таких как заречная часть Нижняя Новгорода и Дзержинска, может привести к непредсказуемой активизации карстовых процессов. Подъем грунтовых вод будет способствовать вымыванию загрязнений из земляного покрова и попаданию их в подземные воды и в поверхностные водные объекты, в том числе и в реку Оку — источник питьевого водоснабжения города Нижнего Новгорода. Последствия непредсказуемы.

 

«Поэтому утверждения Попова о стоимости проекта „50 млрд рублей в ценах 2007 года“, «Сегодня, наверное, это 70 млрд рублей» выглядят заниженными минимум на порядок. Даже неполные данные, приведённые в «Обосновании инвестиций…», говорят о том, насколько огромные средства и силы нужны, чтобы достроить недостроенное и привести в порядок уже построенное, — считают в нижегородском правительстве. — Сторонники подъёма уровня склонны занижать оценки наносимого ущерба от подтопления и затопления, и при этом многократно завышать затраты на обустройство водохранилища при действующей отметке. Анализ реальной ситуации показывает, что предлагаемое решение в случае его реализации нанесёт колоссальный многофакторный ущерб Нижегородской области и Марий Эл, России в целом, требует неоправданных дополнительных расходов бюджетов всех уровней, и одновременно не достигает целей, для достижения которых предлагается повышение уровня водохранилища.

В материалах «Обоснование инвестиций завершения строительства Чебоксарского гидроузла 0272-ОИ» Этап-2 ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья» (Самара) указывается, что подъем уровня Чебоксарского водохранилища позволит увеличить мощность Чебоксарской ГЭС на 584 МВт и объем выработки электроэнергии на 1,43 млрд. кВтч в год (с 2,21 до 3,64 млрд. кВт.ч в год), снизит энергодефицит энергосистем Приволжского федерального округа и Центральной части России.

 

«Нужно отметить, что основная часть электроэнергии ГЭС вырабатывается во время весеннего паводка, когда она не очень востребована (пик потребления приходится на зимнее время). При фактическом электропотреблении Нижегородской области более 21 млрд. кВт.ч в год, выработка электроэнергии путем увеличения мощности Чебоксарской ГЭС ощутимой пользы для снижения энергодефицита не принесет. Принимая во внимание максимальный индекс равновесной цены ОЭС Средней Волги, который по данным ОАО «АТС» в 2010г. не превышает 1400 руб/МВт.ч и среднеотпускной тариф на электрическую энергию для Чебоксарской ГЭС, который в соответствии с официальными данными, составляет 1951,69 руб/МВт.ч (без НДС), даже при оценке стоимости проекта увеличения генерирующей мощности Чебоксарской ГЭС в 70 млрд. рублей, данной Поповым, в сложившейся ситуации приводит к существенно длительному сроку окупаемости проекта даже без учета дисконтирования — 26 лет. Включение в финансовую модель механизма дисконтирования приводит к еще большему увеличению периода окупаемости, а при учёте дополнительных затрат, о которых говорилось выше — делающим весь проект неэффективным (затратным)» — отмечают в нижегородском правительстве.

Таким образом, по мнению нижегородских властей, реализация рассматриваемого проекта при существующих показателях финансовой модели возможна только на фоне значительного увеличения отпускной стоимости электроэнергии для рассматриваемого генерирующего источника, и как следствие, ведущим к росту тарифа для конечных потребителей в ПФО: «В соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с перспективой до 2030 года, одобренной правительством РФ (протокол от 03.06.2010 № 24) запланировано строительство Нижегородской АЭС. Реализация этого проекта реально позволит обеспечить электроэнергией энергодефицитные регионы ПФО в объеме 4600 МВт электрической мощности. В связи с этим, проект увеличения выработки электрической энергии и мощности посредством подъема уровня Чебоксарского водохранилища является вредным, опасным, неэффективным и экономически нецелесообразным».

Источник: www.regnum.ru/news/1347060.html

К теме Чебоксарской ГЭС