«Лучшие школьные проекты по энергоэффективности»

20.02.2007 в Нижнем Новгороде состоялся заключительный
семинар по подведению итогов областного этапа международного конкурса школьных
проектов по энергоэффективности. Конкурс проходил в рамках программы ШПИРЕ,
при поддержке Комитета охраны природы и управления природопользованием в Нижегородской
области, ОАО «Нижновэнерго», Министерства топливно-энергетического
комплекса Нижегородской области, Департамента образования области, Нижегородского
областного центра энергосбережения. Участники проекта выражают особую благодарность
ОАО «Нижновэнерго».

В целом на конкурс подано и принято 18 проектов.
17 проектов представила Нижегородская область: 6 проектов
Нижний Новгород;
4 проекта — Богородский район (с. Новинки); 3 проекта — Володарский
район (р.п. Центральный, поселок Смолино); 2 проекта — Уренский район
(поселок Арья), 2 проекта — Лукояновский район (пос. им. Степана Разина).

Единственный проект, поступивший из остальных регионов Приволжского федерального
округа — это учительская разработка — проект интегрированного урока «Живая
энергетика России» из села Клянчино, Татарстан.

В течение всего конкурса впервые «Нижновэнерго» оказало настоящую
шефскую помощь организаторам и участникам конкурса. Представители «Нижновэнерго»
консультировали, предоставили материалы по методам энергосбережения в быту,
участвовали в работе жюри и финальном семинаре, помогли с призами для детей.

В ходе семинара представитель «Нижновэнерго» Андрей Лямин представил
мнение жюри относительно конкурсных проектов, по-шефски консультировал авторов
проектов, которые предложили меры по энергосбережению в школе и дома, отметил
лучшие проекты. Победители награждены призами и дипломами, участники получили
дипломы и энергосберегающие лампы.

Победителями стали школьники и учителя:

1. В номинации 1. Практическая работа, 1А. Практический
опыт энергосбережения в школе и дома

1 место — Проект школы МОУ Лицей N 28 «Повышение эффективности
энергосбережения в быту»
, автор: Эларики Екатерина Шихаб.

Цель работы — повышение эффективности энергосбережения на бытовом уровне.
Екатерина выбрала правильный шаг для проведения научно-технического исследования
— инвентаризация электропотребления (перечень электропотребляющих приборов в
доме). Далее она провела нормирование электропотребления и определила технические
характеристики электропотребляющих приборов (потребляемую мощность, кВт), режимы
электропотребления (кВт.ч., часов в сутки, суток в неделю и т.д.), а также применила
сочетание применения энергоэффективных ламп, уход за приборами; реорганизовала
систему освещения и модернизировала систему включения приборов.
Таким образом, реорганизация и модернизация системы освещения и системы включения
приборов с одновременным определением «ключевых чисел» (нормативов)
позволили определить экономическую выгоду по использованию электроэнергии в
быту, с тем, чтобы в дальнейшем тиражировать опыт.

2 место — проект «Сфагнум помог сберечь энергию в нашей школе»
Автор Гайнутдинова Ирина, 9 кл., школа МОУ СОШ N 45, Володарский район, р. п.
Центральный

Ирина изучила на практике проблему энергобезопасности, которая возникла в результате
несоблюдения теплового режима в школе в отопительный период времени. Последствия
для школы плачевные — многочисленные заболевания детей и учителей. В морозные
дни температура в помещениях школы опускается ниже 10 градусов тепла. Большинство
детей сидят на уроках в верхней одежде. Уроки сокращаются до 30 минут, успеваемость
резко падает. Школьники долгое время искали наиболее оптимальные утеплительные
материалы и нашли — сфагновый высушенных мох. Когда школу утеплили сфагнумом,
температура воздуха стала сохраняться на уровне 16-18 градусов. Количество простудных
заболеваний сократилось.

3 место — Проект школы МОУ СОШ N 182 «Как можно беречь энергию
у меня дома и в моей родной школе»
, авторы Мартынов Евгений, Мартынов
Егор, 6 кл., средняя школа N 182, Нижний Новгород

Цель этой работы — поиск вариантов экономии энергии и денежных средств в своей
семье и в школе.
Газетные публикации ознакомили семью Мартыновых с практикой применения энергосберегающих
ламп в нашей стране. Проведенное исследование показало, что механизм действия
люминесцентных ламп обеспечивает снижение потребления электроэнергии по сравнению
с лампами накаливания. Мартыновы изучили рынок энергосберегающих ламп и выполнили
сравнительные расчеты для возможного использования ламп в быту (дома) и в школе.
Таким образом, в результате расчетов были определены «ключевые числа»,
которые позволили определить экономическую выгоду сначала для дома, а затем
тиражировать опыт для школы.
Выполненные расчеты позволяют сделать вывод, что Мартыновы заложили основу для
распространения опыта энергосбережения дома и в школе, и приступили к реализации
энергосберегающего проекта дома.

2. В номинации 2, 2А. Проект энергосбережения в местном сообществе

1 место — проект «Использование экономического режима энергопотребления
в школе»

МОУ СОШ N 91, Нижний Новгород, авторы: Зверева Галина, Писарева Анна

Цель работы: обосновать возможность чередования обычного и экономного режима
энергопотребления в учебном заведении и оценить экономический эффект данной
методики.
Проведено исследование рационального сочетания искусственного и естественного
освещения учебных кабинетов, рекреаций и коридоров школы, которое показало возможность
получения экономии денежных средств за счет уменьшения потребности в электроэнергии
на освещение.
Выполнены сравнительные расчеты для использования в школе люминесцентных ламп
вместо ламп накаливания. В результате расчетов были определены «ключевые
числа», которые позволили определить экономическую выгоду для школы. Проект
является основой для распространения опыта энергосбережения в школах.

2. В номинации 2, 2B. Проекты энергоснабжения от возобновляемых
источников энергии

2 место — проект «Возможность использования электроэнергии,
полученной с помощью ветроэлектростанций»
, МОУ Новинская средняя образовательная
школа, Богородский район, с. Новинки, автор: Чуянова Мария — 9 класс
Цель проекта: обеспечить 25% населения поселка энергией биомассы.
Предлагается использовать органические отходы учебно-опытного хозяйства (3 фермы
— 835 голов крупного рогатого скота). 3 коровы или лошади и несколько свиней
могут обеспечить полностью семью из 4 чел. энергией для отопления дома.

3 место — проект «Энергосбережение в местном сообществе»,
МОУ Разинская средняя общеобразовательная школа, Лукояновский район, пос. им.
Степана Разина, автор: Шкарин Дмитрий

Цель проекта: обеспечить электроэнергией от мини-ГЭС стеклозавод им. Ст. Разина

Предполагается построить плотину на реке Пандуга мощностью примерно 2-3 тыс.
кВТ ч. При этом площадь затопляемых земель составляет 5300 куб.м., длина затопляемой
зоны примерно 500 метров, ширина поймы реки — 106 м. Затопленные земли являются
подзолистыми, на них не выращиваются культурные растения, выпасается скот. Стоимость
земель 21 700 руб. Ущерб, нанесенный мини-ГЭС, будет минимальным. Жилые близлежащие
постройки останутся нетронутыми.
Проект сокращает расходы предприятия до 350-500 тыс. руб. (приблизительно в
5 раз). От мини-ГЭС можно протянуть ЛЭП к ближайшим домам, что поможет сократить
расходы местных жителей на электроэнергию.

В номинации для педагогов Урок энергоэффективности

1 место — проект «Альтернативная энергетика», МОУ
Новинская СОШ, Богородский район, с.Новинки, автор: Малышева Галина Ивановна

2 место — проект «Возобновляемые альтернативные источники
энергии»
, МОУ СОШ N 111, Нижний Новгород, автор: Долгова Ольга Юрьевна

И проект урока «Живая энергетика России» (интегрированный урок),
Клянчинская основная общеобразовательная школа, Татарстан, Верхнеуслонский муниципальный
район, с. Клянчино, автор: Шарипова Надежда Ивановна

3 место — проект «Занятие кружка «Энергетика на основе
возобновляемых источников энергии»,
МОУ Арьевская средняя общеобразовательная
школа, автор: Ильичева Вера Александровна

Влад Петряков за сотрудничество с бабушкой и за модель «БАУК-1»
(быстроходный амфибийный универсальный корабль) получил приз зрительских симпатий.
В ходе семинара модель была продемонстрирована и получила аплодисменты участников
конкурса.

Отмечены самые маленькие участники — школьники 1-4 классов Новинской средней
школы (Богородский район) за творческие работы, в которых они рассказывают и
показывают на рисунках, как животные утепляют свои дома и как они сами утепляют
свои квартиры.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!!!

Для контактов: Нижний Новгород, «Поможем реке»
nел. 33-89-76, e-mail: pomreke@dront.ru

Колпакова Елена Семеновна

На фото Елены Колпаковой:

Влад Петряков представляет модель быстроходного амфибийного универсального
корабля «БАУК-1»:

Вручение диплома и приза за участие в конкурсе ребятам из школы N 46, пос.
Смолино Володарского района: