Представители ведущих в стране общественных организаций и групп, обсудив на круглом столе вопросы, относящиеся к области использования атомной энергии, отмечают, что  вопросы обращения с радиоактивными (РАО) и ядерными отходами (ЯО, в том числе ОЯТ), а также новые проекты и программы, инициируемые атомным ведомством России, требуют общественного участия и контроля с целью повышения безопасности, защиты человека, общества и окружающей среды.

Организациями выработана единая позиция на эту тему:

РЕЗОЛЮЦИЯ

(Позиция)
(принятая в результате проведения круглого стола НКО 06.10.2013 г., п. Московский)

Представители общественных организаций и групп, обсудив на заседании круглого стола вопросы, относящиеся к области использования атомной энергии, отмечают, что  вопросы обращения с радиоактивными (РАО) и ядерными отходами (ЯО, в том числе ОЯТ), а также новые проекты и программы, инициируемые атомным ведомством России, требуют общественного участия и контроля с целью повышения безопасности, защиты человека, общества и окружающей среды.

Признавая важность перевода накопленных ядерных и радиоактивных отходов в безопасное состояние, участники круглого стола соглашаются что:

  • на всех стадиях обращения с ЯО и РАО должны применяться эффективные средства защиты от потенциальной опасности с тем, что бы защитить каждого человека, общество в целом и окружающую среду от вредного воздействия ионизирующих излучений в настоящее время и в будущем.
  • в настоящее время не существует технологий, обеспечивающих безопасность длительного (на тысячелетия) захоронения высокоактивных РАО и ЯО;
  • технологии, которые в настоящее время используются в области обращения с ЯО и РАО, должны соответствовать всему комплексу требований, предъявляемым к наилучшим доступным технологиям (НДТ) и оставлять будущим поколениям возможности принимать эффективные меры по защите от опасностей, которые могут исходить от ядерных и радиоактивных отходов, полученных ими в наследство;
  • в пунктах временного хранения, долговременного хранения/захоронения (далее хранилища)  должен осуществляться контроль над всеми установленными проектом параметрами, а также должна быть возможность изъятия ЯО и РАО;
  • мониторинг и контроль за состоянием ЯО и РАО в хранилищах,  а также барьеров безопасности должен вестись в течении всего периода их потенциальной опасности;
  • трансграничное перемещение ЯО и РАО должно быть прекращено;
  • не допускается загрязнение  океанов, морей, рек, озер, а также подземных водоносных слоев и других водоемов сбросами (закачками) ЯО и РАО;
  • необходимо отказаться от захоронения (закачки) жидких радиоактивных отходов (ЖРО) в недра (в геологические горизонты).
  • при обращении с ЯО и РАО необходимо, кроме ядерных и радиационных рисков, учитывать, экологические, биологические, химические, террористические, геополитические и другие риски, которые могут возникнуть при этом.
  • на стадии проектирования до начала сооружения объектов (хранилищ, транспортных средств, контейнеров и т.д.) для обращения с ЯО и РАО необходимо выполнить системную оценку безопасности и экологическую экспертизу (ГЭЭ и ОЭЭ), проведенную независимыми от эксплуатирующей организации структурами;
  • при проектировании объектов для обращения с ЯО и РАО необходимо разработать концептуальные планы по снятию их  с эксплуатации и утилизации, а также, для этих целей, создать фонды по принципу «загрязнитель платит».
    • следует отказаться от переработки ядерных отходов (включая ОЯТ) так как в результате их переработки образуются новые РАО (или возрастает объём вторичных РАО), а также новые ядерные вещества, которые могут быть использованы для получения оружейных делящихся материалов.
    • следует начать разработку конкретных проектов по выводу АЭС из эксплуатации и формирование фондов для этих целей. Использование средств из этих фондов на другие цели считать противозаконным;

Будучи убежденным, что новые проекты и технологии, предлагаемые атомным ведомством России могут нести ядерную и радиационную опасность, а также наработку РАО и ЯО, участники круглого стола решительно выступают против:

  • технологий, нарабатывающих плутоний;
  • военных ядерных программ;
  • использования энергетических технологий с уран-плутониевым топливом;
  • продления сверх установленного проектом срока эксплуатации ядерно- и радиационно- опасных объектов, а также эксплуатации ядерных установок на мощности превышающую проектную;
  • строительства новых АЭС, в том числе и за рубежом.

Подчеркивая важность диалога и участия общественности в принятии решений по вопросам использования атомной энергии, в том числе  при осуществлении проектов  в области обращения с РАО и ЯО, участники круглого стола настоятельно призывают ГК «Росатом»:

  • на ранних стадиях предоставлять полную и своевременную информацию общественности (в том числе общественности иностранных затрагиваемых государств) о планируемых проектах;
  • способствовать осуществлению общественностью контроля за перемещением РАО и ЯО в хранилища;
  • перед принятием решений о строительстве ядерно- и радиационно- опасных объектов, проводить консультации с общественностью и выполнить процедуры согласования с региональными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления. Отказаться от практики использования «черных» PR-технологий при продвижении радиационно- и ядерно-опасных технологий;
  • на территориях планирования и строительства ядерно- и радиационно- опасных объектов, находящихся вблизи населённых пунктов, осуществлять программы по проведению комплексных медико-биологических, психологических и социологических исследований.
  • привлекать общественность (включая местные сообщества) для выполнения экспертиз создаваемых ядерно-опасных объектов, а также для проведения общественного экологического контроля действующих ядерно-опасных объектов и зоны их воздействия. Создать механизм рассмотрения спорных ситуаций, а  при отклонении позиции общественных экспертов, представлять аргументированные пояснения;
  • использовать практику создания совместных с общественностью рабочих групп для согласования вопросов безопасности при планировании новых проектов;
  • отказаться от практики «фиктивных» (псевдо-общественных)  общественных слушаний, на которых  присутствуют только заинтересованные и зависимые от атомной отрасли участники;
  • соблюдать честность и открытость,  следовать правовым и нравственным нормам, принятым в обществе.

Участники круглого стола выражают озабоченность тем, что ГК «Росатом» продолжает инициировать новые опасные проекты, связанные с наработкой и использованием плутония и урана, а также с продлением эксплуатации старых, выработавших свой ресурс, АЭС.

Организации, участники круглого стола, намерены объединять свои усилия для дальнейшего  активного противостояния против вышеуказанных опасных проектов,  побуждая атомное ведомство отказаться от них и искать пути снижение ядерной и радиационной опасности.

Примечание: Под захоронением РАО и ЯО здесь следует понимать безопасное размещение радиоактивных и ядерных отходов в пункте захоронения без намерения (но с возможностью) их извлечения.

Участники:

  1. В. Чупров       (Гринпис России, г. Москва)
  2. А. Яблоков    (Программа ядерной и радиационной безопасности СОЭС, г. Москва)
  3. В. Сливяк       ( «Экозащита», г. Москва)
  4. А. Никитин, А. Щукин, А. Золотков, Н. Рыбаков  (Экологическое Объединение «Беллона»)
  5. М. Пискунов    (ЦСГИ, г. Димитровград)
  6. О. Бодров        ( «Зеленый мир», г. Сосновый Бор)
  7. В. Меньшиков (ЦЭПР, г. Москва)
  8. А. Талевлин    (Фонд «За природу», г. Челябинск)
  9. Н. Манзурова ( «Планета Надежд» г. Озерск)
  10. В. Волков        ( «Академия геополитических проблем», г. Москва)
  11. О. Цепилова    (Социологический институт РАН, СПб)
  12. Д. Рыбаков     (Институт геологии Кар.НЦ РАН, г. Петрозаводск)
  13. И. Острецов   (эксперт, г. Москва)
  14. А. Виноградова (РСОЭС, г. Балаково)
  15. А. Ожаровский (эксперт, журналист, Москва)
  16. А. Колотов      ( «Реки без границ», Красноярск)
  17. А. Ближенская  (журналист, г. Н. Новгород)
  18. О. Цитцер        (Центр «Эко-Согласие», г. Москва)
  19. Л. Зернова     (Журнал «Экология  и Право», СПб)
  20. П. Шаров        ( «Дальневосточный экологический фонд», Владивосток)
  21. А. Каюмов      ( «Дронт», Н.Новгород)
  22. А. Ходиков     (эксперт, Владикавказ)
  23. Н. Калинина   (эксперт, Благовещенск)
  24. С. Наумкин    (эксперт, Уфа)
  25. Л. Байкова      ( «Зеленая Ветвь», Ярославль)
  26. И. Резникова  (эксперт, Кострома)
  27. Е. Власова        (журналист, Москва)