15.01.2015

Энергоэффективность в России: сходим на ноль

В начале декабря глава российского правительства Дмитрий Медведев утвердил план реализации государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2014-2016 годы с запланированным ростом финансирования около 7 млрд руб.

Несколькими днями позже представитель Минэнерго заявил, что в ближайшие три года господдержка программ энергоэффективности в регионах будет сведена к нулю.

Государственная программа повышения энергоэффективности была разработана Министерством энергетики и утверждена в апреле 2014 года. Ее цели: «обеспечение надежного снабжения страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение воздействия ТЭК на окружающую среду».

Как следует из программы, «мероприятия плана реализации государственной программы направлены на внедрение новых технологий и реализацию инвестиционных проектов, совершенствование нормативно-правовой базы и модернизацию административных процессов в отраслях ТЭК, обеспечение реализации государственных функций и предоставления государственных услуг, осуществление необходимого государственного контроля и надзора в энергетике».

Информацию о фактической отмене государственного поддержки по энергоэффективности для регионов разместил «Коммерсант» со ссылкой на директора департамента энергетической политики Минэнерго Алексея Кулапина. По всей видимости, цели госпрограммы резко утратили свою актуальность уступив место другим, более важным, с точки зрения энергетического ведомства.

Из-за санкций в отношении РФ ряд потоков глобального «зеленого» финансирования стал недоступен для России. – пишет Коммерсант — Ряд международных источников финансирования, в том числе средства Глобального экологического фонда (GEF), стали временно недоступны из-за внешнеполитической ситуации — финансирование новых и даже уже утвержденных проектов в РФ заморожено. Межправительственные финансовые механизмы из-за санкций сейчас также перестали действовать. Ранее заявленная цель снижения энергоемкости на единицу ВВП на 40% к 2020 году вряд ли будет достигнута, доля же ВИЭ в энергобалансе, скорее всего, составит к этой дате 2,5% вместо ожидавшихся ранее 4,5%.

Версию причины смены приоритетов пояснил директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков. Он рассказал, что теперь из 15 млрд руб., заложенных в госпрограмму повышения энергоэффективности и развития энергетики до 2030 года, 9 млрд руб. предполагается потратить на развитие футбольной инфраструктуры, а почти все остальное — на поддержку моногородов. «Снизить энергоемкость к 2020 году на 40% вряд ли получится…»

Представители регионов не удивлены сложившей ситуации. По их мнению, дотации государства так и не смогли сделать существующие энергетические модели эффективными. Инвесторы не идут в сектор энергоэффективности и не хотят давать на это деньги. Нет мотивации к энергосбережению и у бюджетной сферы.

«Сегодня для инвестирования, например, через энергосервисные контракты отсутствуют прозрачные механизмы возврата инвестиционных средств. Мы выступали с инициативой разработки отдельного Закона об энергосервисной деятельности с внесением изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы. Потому что считаем энергосервис – это абсолютно самостоятельная финансовая система. И когда она заработает в экономике нашей страны, когда сформируется рынок инвестора в энергосбережение, это и будет переход от дотаций государства, которые сегодня закончились, к внебюджетным источникам. – говорит директор СРО НП „Союз «Энергоэффективность“ Дмитрий Серебряков.

По словам представителя Минэнерго Кулапина, его ведомство «переформатировало программу поддержки» и теперь будет заниматься «созданием благоприятного климата для формирования институциональной среды и инфраструктуры» в регионах. Реализация же отраслевой госпрограммы повышения энергоэффективности и развития энергетики до 2030 года будет сдвинута на пять лет — до 2035 года.

«Складывающая ситуация с отказом от поддержки региональных программ по энергоэффективности, сдвигание сроков выполнение государственных программ на поздние сроки негативно скажется на и без того сложной экономической ситуации. – считает Ольга Сенова, Климатический секретариат Российского социально-экологического союза. – Старт программам энергоэффективности и альтернативной энергетики должно давать государство – об этом свидетельствует успешная международная практика. Климатические инициативы могут стать локомотивами экономики».

RSEU Climate Secretariat

www.rusecounion.ru

Address: Voznesenskij 49-A, St.Petersburg, 190068, Russia

Tel.mob: +7 921 9117986+7 9217444255

e-mail:  rseu.climate@gmail.com