22.01.2015

Госохрана культурного наследия: приписки вместо реальной деятельности

Управление государственной охраны Нижегородской области публикует неточные сведения о выявленных за 2014 год объектах культурного наследия в Нижнем Новгороде.

Как стало известно сетевому сообществу «СпасГрад», пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области распространила 20.01.2015 г. в местных СМИ пресс-релиз об «успехах и достижениях» Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области за 2014 год.

Управление сообщает, что «в центре Нижнего Новгорода выявлено пять новых объектов культурного наследия, а также мемориальный комплекс Марьина роща“. Соответствующий проект постановления Правительства Нижегородской области разработан в целях обеспечения сохранности выявленных объектов культурного наследия, расположенных в Нижнем Новгороде. Всего с 2008 года в Нижегородской области принято на государственную охрану 156 объектов культурного наследия», — заявил Владимир Хохлов.

По данным управления, речь идет о следующих объектах:

  • Алексеевский корпус Верхнебазарных торговых рядов (Алексеевская ул., д.1 (литера А);
  • Торговый дом «К.П.Полушкин и Н.М.Ершов» (Большая Покровская ул., д.11);
  • Дом купца Ивана Парфеновича Фролова (Кожевенная ул., 16 (литера А);
  • Учебный корпус авиационного техникума (Костина ул., д.2 (литеры А2, А3);
  • Дом жилой (Суетинская ул., д.29 (литеры А, А1).

В отношении данных объектов выполнены заключения государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающие включение объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ».

Предполагая, что тема сохранения наследия в Нижнем Новгороде поднята властями  в ответ на пикет градозащитников у здания Управления, в связи со скандальной ситуацией из-за сноса уникальной усадьбы на ул. Новой, 46 и для реабилитации государственного органа в глазах общественности, «СпасГрад» разъясняет и заявляет следующее: Управление госохраны ОКН НО выдает желаемое за действительное.

Процесс постановки на госохрану исторических зданий  и сооружений – потенциальных объектов культурного наследия состоит из нескольких этапов.

Первый этап: это работа по выявлению объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Она является первым шагом в деле расширения списка охраняемых государством в связи с их высокой историко-культурной ценностью зданий и заключается в соборе архивных материалов и оценке культурного потенциала исторических сооружений.

Выявление, происходящее через процедуру госэкспертизы — это задача не только специалистов: историков, краеведов, искусствоведов и архитекторов, но и непосредственные обязанности Управления госохраны ОКН, прописанные в Положении об этом госоргане. Статус вновь выявленного здание приобретает после подачи положительной госэкспертизы в орган охраны. Этот статус является промежуточным, здание становится «кандидатом» в полноценные ОКН.

Ни одной такой экспертизы Управление госохраны ОКН НО проведено не было. Все они были сделаны по инициативе и за счет градозащитников.

За период с 2007 года УГО ОКН Нижегородской области не провело по своей инициативе ни одной работы по выявлению новых объектов, обладающих признаками ОКН и приданию им статуса вновь выявленных. Все выявленные за это время объекты появились в списке исключительно по инициативе градозащитников.

А все пять памятников, список которых представлен в пресс-релизе от 20 января 2015 года, были выявлены задолго до 2014 года, еще в 1990-х – 2000-х годах. Например, приказ о выявлении достопримечательного места «Марьина роща» имеет № 157 от 06.05.2005 года.

Таким образом, можно констатировать, что Хохлов Ю. В. приписал себе результаты работы своих предшественников на посту руководителя УГО ОКН.

При этом, парадоксальным образом, никто параллельно не сообщает прессе, что огромное количество  исторических зданий в центре города попали в списки сносимых согласно постановлениям Администрации города Нижнего Новгорода от 30 декабря 2014 года, с согласия УГО ОКН НО и безо всякой работы по выявлению среди них потенциальных памятников истории и архитектуры.

Второй этап в деле постановки на охрану ОКН – это «сортировка» выявленных объектов культурного наследия – «выборы среди кандидатов» в полноправные ОКН опять же через процедуру государственной историко-культурной экспертизы. После этого готовится проект постановления Правительства Нижегородской области о включении/отказе во включении в Реестр.

Именно такую экспертизу и организовал В.Ю.Хохлов в 2014 году относительно пяти вышеперечисленных, уже давным-давно выявленных объектов и подготовил проект постановлений о включении в реестр. Сделать это орган охраны был обязан в течение двух лет с момента выявления потенциальных памятников архитектуры. Получается, что УГО ОКН НО в 2014 году просто доделывает то, что давно должно было сделать.

Также, акцентируем внимание СМИ на том, что официального выхода постановлений Правительства Нижегородской области о включении в Реестр упомянутых в пресс-релизе 5-ти зданий еще не было. Только после их подписания, публикации и вступления в силу — здания будут считаться полноценными памятниками архитектуры и подлежать государственной охране. И только после этого у горожан не будет уже дальнейших оснований всерьёз беспокоиться об их судьбе – по крайней мере, до тех пор, покуда они не попадут в сферу чьих-либо коммерческих интересов.

Надеемся, что эта информация позволит всем журналистам более объективно и непредвзято оценить деятельность УГО ОКН Нижегородской области и его руководителя В.Ю.Хохлова за последние годы, а самому госоргану по охране памятников мы искренне желаем перестать заниматься приписками и очковтирательством вместо настоящей работы на благо историко-культурного наследия России.

Сетевое сообщество «Спасград»,

за подробной информацией обращайтесь к историку Анне Давыдовой — 8 910 146 3547