Жители Бурятии на слушаниях призвали Монголию отказаться от ГЭС на Селенге
В понедельник в Бурятии состоялись первые на территории России общественные слушания по Шурэнской ГЭС – проекту строительства крупной гидроэлектростанции на монгольской части реки Селенга.
Участники слушаний были единодушны: любая плотина на крупнейшем притоке Байкала может стать роковой для уникальной экосистемы священного озера.
Общественное обсуждение было организовано администрацией Кабанского района Республики Бурятия при поддержке общественных экологических организаций и министерства природных ресурсов Республики Бурятия.
В общественных слушаниях приняли участие представители органов власти, бизнеса, общественных и научных организаций, а также местные жители. Предметом обсуждения стало техническое задание на оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) Шурэнской ГЭС, которое недавно было опубликовано на интернет-сайте заказчика проекта на английском и русском языках. Причем сразу же после начала слушаний выяснилось, что оценивать воздействие на окружающую среду нужно со стороны не одной, а как минимум трех монгольских ГЭС.
«Необходима оценка кумулятивного воздействия на озеро Байкал всех предполагаемых ГЭС в бассейне реки Селенги, то есть не только Шурэнской ГЭС, но и других гидротехнических объектов на притоках Селенги: гидроузла на Орхоне и ГЭС на Эгийн-гол. Однако монгольская сторона пока отказывает России представить необходимую информацию по ГЭС на Эгийн-голе – известно только, что финансирование проекта взял на себя китайский банк, а инфраструктуру для строительства гидроэлектростанции уже готовит китайская компания», — подчеркнул в своем выступлении первый докладчик, директор Бурятского регионального объединения по Байкалу Сергей Шапхаев.
«Байкальский омуль во время нереста идет вверх по Селенге, доходя до территории Монголии. Введение в эксплуатацию монгольских ГЭС в бассейне Селенги окажет значительное негативное влияние на состояние икры, откладываемой омулем на Селенге, и уменьшению кормовой базы для молоди. Плотины ГЭС будут находиться поблизости от самых лучших нерестилищ омуля, и их воздействие неизбежно приведет к деградации его популяции», — отметила в своем докладе Наталья Базова, научный сотрудник Института общей и экспериментальной биологии СО РАН.
Валерий Молотов, заместитель руководителя Енисейского бассейнового водного управления, в своем докладе снова обратился к проблеме взаимодействия с монгольской стороной: «Обмен официальной информацией с Монголией производится по дипломатическим каналам, и на сегодняшний день ситуация такова: Российская Федерация до сих пор не получила от Монголии оригинальных материалов на монгольском языке с их заверенным переводом на русский и английский. Поэтому какие-то окончательные выводы делать сложно, хотя опасения, безусловно, присутствуют».
Александр Колотов, российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ», в своем выступлении отметил, что именно общественные организации по обе стороны российско-монгольской границы стали локомотивами общественного обсуждения проектов ГЭС на Селенге, и призвал не останавливаться на достигнутом: «Река Селенга – трансграничная река, и у нее не спрашивают паспорта, когда она пересекает границу. И мы все, живущие на берегах этой реки – неважно, на бурятской или монгольской ее части – мы все в ответе за то, чтобы наша общая река продолжала жить, не превращаясь в каскад водохранилищ и сберегая жемчужину Сибири – озеро Байкал».
«Что будет с водозаборами Ангарска, Черемхово, Усолье-Сибирского, когда каскад монгольских ГЭС на Селенге будет построен? Как тогда в условиях засухи или маловодья мы должны будем обеспечивать водой 450-500 тысяч человек в этих населенных пунктах? Спускать Байкал? Это очень сложный вопрос, на который пока нет никакого ответа», — поделился своими опасениями Иван Сытых, ведущий специалист управления по стратегии и развитию ПАО «Иркутскэнерго».
«Позиция Минприроды Бурятии проста: нельзя допустить строительства гидротехнических сооружений в бассейне крупнейшего притока Байкала, реки Селенги, взамен этого необходимо рассмотреть другие, альтернативные варианты. Непонятно, почему вообще начали экспериментировать над Байкалом? Байкал – не поле для экспериментов!» — поставил финальную точку в выступлениях Александр Лбов, первый заместитель министра природных ресурсов Республики Бурятия.
По итогам последующей дискуссии с участием местных жителей и глав поселений Кабанского района эта позиция нашла практически единодушную поддержку. Участники общественных слушаний высказались за так называемый «нулевой вариант», призвав монгольскую сторону отказаться от реализации проектов строительства ГЭС в бассейне реки Селенги и рассмотреть альтернативные варианты обеспечения энергоснабжения.
Как заявили организаторы общественного обсуждения, согласованный протокол общественных слушаний на днях будет направлен в Монголию руководству проекта Шурэнской ГЭС, а также в адрес Всемирного банка, который является кредитором данного проекта.