22.09.2021

Сегодня 300 организациями опубликована ДЕКЛАРАЦИЯ О РЕКАХ, КЛИМАТЕ И ГЭС

АДРЕСАТЫ: President and Parties to the UNFCCC Conference of the Parties (COP-26) Президенту и странам-участницам 26 конференции сторон в рамках Климатической  конвенции.

Декларация: усилия по смягчению последствий изменения  климата не должны включать создание так называемой  «устойчивой гидроэнергетики» как средства борьбы с  изменением климата.

Организации\объединения гражданского общества все еще могут подписать эту  Декларацию по ссылке  

От имени 300 организаций из 69 стран, представляющих гражданское общество,  народные движения, организации коренных народов, ученых, защитников природы, мы  призываем Алока Шарму, президента Конференции сторон РКИК ООН 2021 года (COP 26), и все стороны Парижского соглашения отвергнуть попытки гидроэнергетиков использовать скудные средства климатических фондов для финансирования новой волны  гидроэнергетических проектов. Финансирование строительства гидроэлектростанций не  только не предотвратит катастрофическое изменение климата, но и усугубит  климатический кризис, резко увеличив выбросы метана и отвлекая скудные  климатические финансы от разумных решений по энергетике и водному хозяйству в мире,  который уже сейчас страдает от серьезных последствий изменения климата.  
Вместо этого мы призываем к справедливым и устойчивым решениям для  предотвращения кризиса в области климата и биоразнообразия, которые признают и  поддерживают роль природных систем и свободно текущих рек в сохранении устойчивости к изменениям климата и смягчении его последствий, а также учитывают неоценимую роль коренных народов и традиционных сообществ в решении этих проблем.
Мы столкнулись с беспрецедентной угрозой глобального климатического кризиса. В  августе 2021 года Межправительственная группа экспертов по изменению климата  (МГЭИК) предупредила, что мы уже испытываем серьезные климатические последствия  во всех регионах земного шара и, вероятно, уже не сможем удержать максимальное  повышение глобальной температуры на уровне 1,5 ° C, как это предусмотрено в  документах Парижского соглашения 2015 года. В отчете, однако, подробно говорится о  необходимости сокращения выбросов парниковых газов для уменьшения глобального  потепления, чтобы предотвратить ухудшение ситуации и необратимые последствия. В  отчете также содержится призыв к сокращению выбросов метана в качестве одного из  самых неотложных, эффективных и практических шагов по быстрому снижению  температуры в ближайшие десятилетия.

Между тем, на предстоящей встрече сторон Конвенции о биологическом разнообразии в г. Куньминь в Китае, стороны обсудят, как реагировать на резкую и стремительную утрату  биоразнообразия и острую угрозу разрушения экосистем, которая может затмить потери биологического разнообразия, имеющие место на сегодняшний день.

В то же время продолжающаяся пандемия COVID-19 говорит о необходимости защиты  экосистем и продовольственных систем, зависящих от рек, побуждая нас избегать старых ошибок в процессе экономического восстановления, которые привели нас к этим  одновременным кризисам. Учитывая это, мы должны использовать назревшую  возможность для повышения устойчивости наших сообществ и природных систем.

К сожалению, с то же время, что гидроэнергетики готовятся к масштабной кампании  дезинформации – гринвошинга (greenwashing), чтобы представить свои деструктивные  технологии, которые неоднократно приводили к уничтожению экосистем и местных  сообществ, в качестве пути выхода из созданного нами самими затруднительного  положения. Отрасль мобилизует национальные правительства и международные организации к поддержке своих усилий по реанимации угасающего сектора  гидроэнергетики, страдающего от неблагоприятных экономических факторов, сокращения  возможностей, противодействия местного населения, стареющей инфраструктуры и  растущей уязвимости к изменению климата. Эта отрасль уже продемонстрировала свое  смертоносное воздействие, обеспечив десятилетия обнищания населения по берегам  рек, особенно общин коренных народов, которые, как известно, являются лучшими  хранителями природных ресурсов, и ускорила быстрое сокращение пресноводного  биоразнообразия.
Мы ожидаем, что гидроэнергетики будут выступать с обтекаемыми призывами к  «устойчивому развитию» — цели, которой они постоянно не добиваются, — но на этот раз с  явным признанием того вреда, который они нанесли в прошлом. Мы просим вас  отнестись к этим предложениям со здоровым скептицизмом. Вызывает серьезную  озабоченность то, что именно эта отрасль, причинившая столько вреда, включая  вымирание видов, угрозы активистам, насилие и насильственное перемещение или  обнищание местных общин, теперь позиционирует себя как спасителя климата, чтобы лоббировать климатические фонды для финансирования новой волны создания ГЭС. Это  типичный «business as usual» — повторение старых ошибок, и это именно то, чего мы  должны избежать, чтобы добиться реального прогресса в преодолении климатического  кризиса.
Наш призыв основан призыв на следующих соображениях:
Свободно-текущие реки и естественные озера имеют огромное значение для  благополучия экосистем, которые они поддерживают, для выживания человечества на  планете. Реки также могут играть центральную, часто духовную и культурную роль для  многих местных общин и коренных народов. Живительные пресноводные системы разрушаются под растущим воздействием из различных источников, главным из которых  являются плотины гидроэлектростанций. Срочное устранение этого пресса необходимо  для защиты огромных ценностей, которые обеспечивают эти водотоки.

Реки также играют жизненно важную роль в депонировании углерода и повышении  устойчивости к изменению климата, однако плотины гидроэлектростанций не позволяют  рекам выполнять их важнейшие функции. Реки помогают регулировать все более  неустойчивый глобальный углеродный цикл, ежегодно поглощая из воздуха около 200  миллионов тонн углерода. Однако плотины блокируют естественный цикл поглощения  углерода водосборными бассейнами. Здоровые реки и их водосборы также имеют  решающее значение для повышения устойчивости к изменению климата за счет  уменьшения воздействия наводнений и засух, пополнения запасов подземных  вод, поддержания рыболовства, поддержания местных экосистем и  транспортировки наносов и питательных веществ вниз по течению. Плотины  прерывают эти процессы, вызывая эрозию и прибрежные наводнения, еще  больше снижая устойчивость экосистем, подрывая продовольственную  безопасность людей, вызывая перемещение населения и создавая риск  конфликтов с соседями, живущими ниже по течению.

Плотины гидроэлектростанций уязвимы к изменению климата, и на них в  дальнейшем повлияет изменение гидрологии. Наш климат и гидрологические  циклы меняются, но плотины гидроэлектростанций особенно плохо  приспособлены для адаптации к этим изменениям. Беспрецедентные наводнения,  усугубляемые изменением климата, уже угрожают безопасности плотин по всему  миру, а более экстремальные погодные явления повышают риск  катастрофического обрушения плотин. Между тем, учащающиеся и  продолжительные засухи приводят к оскудению водохранилищ, а энергосистемы,  зависящие от гидроэнергетики, сталкиваются с длительными перебоями в подаче  электроэнергии, что уже повлекло за собой серьезные негативные экономические  последствия во многих странах. По прогнозам, в ближайшие десятилетия эти  тенденции будут только ухудшаться.

Создание дополнительных плотин приведет к увеличению выбросов метана  именно в то время, когда IPCC предупреждает, что они должны быть резко  сокращены. Водохранилища гидроэлектростанций вносят значительный вклад в  климатический кризис, в первую очередь из-за выброса огромного количества  метана, парникового газа, в краткосрочной перспективе в 86 более  разрушительного, чем углекислый газ. Несмотря на попытки гидроэнергетиков скрыть выбросы парниковых газов от плотин, водохранилища на плотинах, по  оценкам, выбрасывают 1 миллиард тонн парниковых газов в год, и в некоторых  случаях, ученые обнаружили, что водохранилища могут выделять больше  парниковых газов, чем электростанции, работающие на угле. Выбросы метана  обычно намного выше в первые годы эксплуатации плотин, и, таким образом,  новые плотины будут способствовать резкому увеличению выбросов именно в тот  момент, когда МГЭИК настоятельно предупреждает, что мы должны резко  сократить выбросы метана, чтобы предотвратить наихудшие последствия  изменения климата.

Расширение гидроэнергетики несовместимо с усилиями по преодолению  надвигающегося кризиса биоразнообразия. Хотя они составляют менее 1%  поверхности Земли, пресноводные экосистемы являются домом для более 10%  всех биологических видов. Растет признание огромных выгод, которые  предоставляют пресноводные экосистемы, а также растущей необходимости устранения серьезных угроз, с которыми они сталкиваются. Плотины  гидроэлектростанций являются одной из основных причин быстрого сокращения  популяций пресноводных видов на 84% с 1970 года. Между тем, недавнее  исследование показало, что в настоящее время строятся или планируются более  500 плотин внутри охраняемых территорий, таких как национальные парки,  объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, а также резерваты дикой природы,  которые включают почти половину ключевых территорий биоразнообразия мира (Key Biodiversity Areas). Расширение гидроэнергетики еще больше поставит под  угрозу усилия по преодолению кризиса биоразнообразия, в том числе усилия, предпринимаемые в рамках Конвенции о биологическом разнообразии.
Строительство плотин гидроэлектростанций обычно нарушает права местных  общин затронутых проектами ГЭС, особенно общин коренных народов.  Гидроэнергетика имеет долгую историю нарушений прав человека, многие  компании и финансисты так никогда и не привлекались к ответственности. Более  20 лет назад Всемирная комиссия по плотинам (WCD) подсчитала, что из-за  плотин было переселено до 80 миллионов человек, и сегодня это число,  вероятно, значительно больше. Плотины также негативно повлияли на 472
миллиона человек, живущих ниже по течению. Плотины особенно повлияли на  коренные народы, нарушив их права на земли, территории, ресурсы, управление,  культурную целостность и права на свободное, предварительное и осознанное  согласие (на осуществление проектов на их территориях). Эти воздействия  сохраняются и сегодня, несмотря на усилия гидроэнергетической отрасли по  продвижению собственного бренда «инструментов устойчивости», созданных  чтобы отвлечь внимание от ее плохой репутации.
Финансирование климатических программ может сыграть решающую роль в  обеспечении положительных результатов для охраны рек и доступа к энергии.  Финансисты должны уделять приоритетное внимание проектам, которые  восстанавливают и способствуют здоровью речных экосистем и зависящих от них  местных общин. Это может включать: защиту находящихся под угрозой  пресноводных ресурсов; восстановление и воссоединение фрагментированных  экосистем; обеспечение культурных традиций и экологического стока,  определяемых в консультации с населением; и содействие усилиям по  восстановлению рек, таким как вывод из эксплуатации устаревших плотин. Между  тем, существуют лучшие варианты энергетических проектов, которые устраняют  необходимость в новой гидроэнергетике. В большинстве случаев эти варианты  стоят меньше, являются более справедливыми по отношению к населению, могут  быть разработаны более устойчиво, быстрее выходят на рынок и быстрее  мобилизуются для вытеснения ископаемого топлива.

В связи с вышеизложенным мы, нижеподписавшиеся, призываем:

● Ввести в рамках выполнения Парижского соглашения запрет на выделение  средств на строительство новых плотинных гидроэлектростанций. ● Страны должны исключить новые плотины гидроэлектростанций из своих  определяемых на национальном уровне вкладов в выполнение Парижского соглашения (NDC).

● К справедливому и устойчивому энергетическому переходу и программам  экономического восстановления, которые фокусируются на нуждах людей и  сохранении экосистем.

● К инвестициям в быстрое расширение действительно возобновляемых  источников энергии, способных обеспечить необходимый доступ к энергии, при  одновременном отказе от разрушительного ископаемого топлива и плотинных гидроэлектростанций.

● Демонтаж разрушительных и устаревших плотин, которые препятствуют  экосистемным процессам (включая связывание углерода), что дает
дополнительные преимущества в плане повышения устойчивости и  продовольственной безопасности.

● Модернизации или реконструкции существующих плотин там, где это  экономически целесообразно, не наносит ущерба экосистемам и речным  сообществам, и где было дано свободное, предварительное и осознанное  согласие коренных народов на осуществление проектов

● Усиление мер по энергосбережению и повышению энерго-эффективности, а  также модернизации электрических сетей для снижения спроса на энергию.

● Введение постоянных охранных мер\статусов, предотвращающих строительство  плотин на реках со свободным течением и в наиболее важных пресноводных  экосистемах.