В наступившем году углеродоемкость внутреннего регионального продукта (ВРП) должна стать одним из показателей эффективности региональных властей.

Представители общественных экологических организаций приветствуют внедрение системы отчетности по выбросам парниковых газов, однако считают, результативность повысится, если у регионов кроме моральной поддержки появятся и финансовые стимулы для реализации планов.

Система отчетности по выбросам приобретает особую актуальность — после ратификации Парижского соглашения по климату России предстоит разработать новые меры регулирования этой сферы деятельности. До недавнего времени отчетность такого рода в России была добровольной в соответствии с методикой, утвержденной Минприроды РФ в марте 2015 года. Теперь национальные документы, регулирующие действия федеральных ведомств, региональных властей и предприятий, должны будут скорректированы и сориентированы под цели снижения выбросов парниковых газов Парижского соглашения.

Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источник в Минэкономики, ведомство планирует сделать показатель углеродоемкости регионального ВВП одним из индикаторов эффективности деятельности губернаторов.

Напомним, что база выполнения целей по снижению выбросов — Концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов — была утверждена в апреле прошлого года.

Затем вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.04.2015 № 716-р об утверждении Концепции формирования системы, мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в РФ и Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2015 N 807-р <О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2014 N 504-р>. Документы предписывают «исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации необходимо определить базовый год, провести инвентаризацию выбросов парниковых газов как минимум за последние годы (5 — 7 лет), проанализировать динамику выбросов по сравнению с базовым годом, определить основные факторы изменения объема выбросов, оценить потенциал сокращения выбросов парниковых газов и установить целевой показатель сокращения объема выбросов к 2020 году, на период до 2030 — 35 годов и на перспективу до 2050 года».

Предполагается, что документы будут способствовать созданию правовых механизмов стимулирования в субъектах Федерации, направленных на сокращение объема выбросов парниковых газов, позволят установить обязанность руководителей организаций, действующих на территории России. Формирование системы отчетности в России планируется осуществлять поэтапно. Пока законы главным образом сфокусированы на ответственности компаний. Правда предполагается постепенное вовлечение регионов. На первом этапе предполагается апробировать методические рекомендации в нескольких пилотных регионах. Ставка на регионы в климатической политике государства совершенно оправдана. Именно по этому пути пошли многие государства.

У российских регионов огромный потенциал по снижению выбросов парниковых газов, однако большинство из них не готовы к новым требованиям – считают представители общественных экологических организаций. «У регионов нет понимания, что такое климатические действия – хорошо бы, чтобы одновременно с новыми обязательствами появились разъясняющие методические документы в помощь региональным правительствам» — говорит Ольга Сенова, Климатический секретариат Российского социально-экологического союза. Российский социально-экологический союз подготовил обзор мероприятий в субъектах РФ по выполнению Климатической Доктрины РФ. Согласно исследованию, нерегулярная инвентаризация выбросов осуществляется лишь в десяти российских регионах. Одной из основных проблем в реализации Климатической доктрины для регионов, по данным опроса РСоЭС, является отсутствие финансирования, а также недостаток компетенции региональных органов и разрозненность между государственными органами и структурами.

Шаги по выполнению климатической политики на уровне регионов могут быть следующими – инвентаризация выбросов парниковых газов, создание региональных климатических программ, проекты, а также планы по адаптации и создание рынка квот на выбросы.

Все вышеперечисленное вполне осуществимо в российских регионах – уверены эксперты. Яркий пример – региональные инициативы в Воронежской области. Практически там уже созданы предпосылки для внедрения рынка квот. Начало для деятельности положило Постановление Главы администрации, которым был утвержден сводный том «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы города». Был создан электронный банк данных о выбросах полного перечня веществ, выбрасываемых в атмосферу города от более 500 объектов природопользования и основных магистралей города. Действует система ограничений — квот на выбросы, закрепленная Постановлением главы города. Ограничения установлены для 20 предприятий с условием обязательного контроля на источниках загрязнения. Действует принцип: временно согласованные выбросы разрешаются предприятию только на определенный срок (как правило, не более 3-х лет), после чего устанавливаются ограничения на выбросы с обязательным условием контроля. Дальнейшим развитием, может стать создание в городском комитете биржи выбросов по перечню веществ, их количеству или биржа предприятий, продающих и покупающих квоты на выбросы.

По мнению экспертов, реализации программ и мер по борьбе с климатическими изменениями на региональном уровне мешают отсутствие ясной стратегии и политики на национальном уровне. Участие в добровольных схемах отчетности обязательно должно давать преимущества их участникам. Если крупные эмитенты не присоединятся к процессу, то планы по снижению выбросов окажутся под угрозой. Кроме того должны работать государственные программы поддержки, обеспеченные реальным целевым финансированием.

RSEU Climate Secretariat

www.rusecounion.ru