Зародилась интересная инициатива. Пока в Великобритании.
В идеальном мире чистая вода была бы доступна в фонтанах и кранах на каждом углу и люди могли бы спокойно пить ее, пополняя опустевшие бутылки. Тогда бы нужда в воде в пластиковых бутылках отпала сама собой. Но, к сожалению, многие из нас живут в местах, где не так легко найти доступный кран с питьевой водой. Во многих городах власти не спешат устанавливать общественные фонтанчики или краны с водой, считая, что это дорого, и что за оборудованием и инфраструктурой нужен постоянный уход.

Группа неравнодушных граждан в Бристоле, возглавляемая активисткой Натали Фи, придумали интересную альтернативу для решения этого вопроса. С их помощью в городе стартовала кампания «Refill» (в переводе «наполнить заново»). Ее цель свести людей, которых мучает жажда с местными кафе, магазинами и гостиницами, которые готовы предоставить им возможность бесплатно наполнить их бутылки питьевой водой. Все, кто готов это сделать и принять участие в кампании, клеят на свои двери и витрины специальный знак с эмблемой кампании, а их месторасположение можно отследить с помощью специального приложения для смартфонов.

Основная идея кампании проста, но к удивлению инициатива оказалась чрезвычайно эффективной. «Refill» стартовала в 2015 году, и спустя два месяца после запуска к ней присоединилось более 200 различных кафе, ресторанов, магазинов и гостиниц. Сейчас идею подхватили и в других городах Англии и даже в Германии.

Почему же кампания «Refill» оказалась столь успешной? Среди основных причин можно отметить следующее:

• Удобно просить. Один из опросов потребителей в Великобритании показал, что 71% респондентов стесняются просить бесплатной воды из-под крана, если при этом они ничего не покупают или не заказывают. При этом 30% опрошенных признались, что им все равно будет неудобно просить бесплатной воды, даже если они заказали что-то поесть или выпить». В случае с «Refill» люди более свободно будут обращаться за водой, зная, что то или иное кафе или магазин предоставляют такую услугу целенаправленно.

• Лучше из-под крана. Благодаря постоянной рекламе у многих людей сложилось определенное мнение, что вода в пластиковых бутылках лучшего качества, чем вода из-под крана. Во многих случаях это не так, поскольку в развитых странах требования к питьевой воде в кране гораздо строже, чем к бутилированной воде. Эмблема кампании «Refill» на двери или витрине говорит, что вода здесь безопасна для питья и доступна для вас.

• Моментальный доступ. Скачав приложение к себе на смартфон, вы незамедлительно получаете доступ к данным о том, где находится ближайшее к вам место с краном, которым можно воспользоваться для наполнения своей многоразовой бутылки водой. Частые пользователи приложения могут получать бонусные очки, которые затем можно обменять на многоразовую бутылку для воды из нержавеющей стали. В долгосрочной перспективе такие бонусные очки можно будет использовать для приобретения экологически дружелюбной одежды и других товаров.

• Выгодно и мне и тебе. Магазины и кафе надеются, что кто-то из тех, кто придет к ним за бесплатной водой, все-таки задержится у них, заказав еду или купив какой-то товар. С другой стороны эта инициатива объединяет людей, которых волнует проблема пластиковых отходов и которые хотят внести свой вклад в сохранение окружающей среды в своем районе или городе.

Газета «The Guardian» пишет, что если кто-то хотя бы один раз в день пользуется возможностью заполнить бутылку питьевой водой из-под крана у каждого из участников кампании «Refill» в Бристоле, то ежегодный поток городских отходов уменьшается на 73 000 пластиковых бутылок.

Тимур Идрисов, Экологическая организация «Маленькая Земля»
По материалам Treehugger