Всемирная конференция ООН по изменению климата (СОР-23) начинает 6 ноября работу в Бонне (Германия). Несмотря на то, что во время саммита не планируется принять какие-либо кардинальные решения,  представители гражданского общества ожидают, что мероприятиепродемонстрирует миру единство стран в отношении проблемы изменения климата и путей ее решения. Российские неправительственные организации приняли Позицию к международным климатическим переговорам СОР 23

Для скорейшего определения планов по Парижскому соглашению и результативной работы во время сессии в Бонне секретариат Рамочной конвенции по изменению климата (РКИК ООН) свел все обсуждаемые пункты в единую таблицу – «Paris Agreement Progress Tracker».Главная задача, стоящая перед переговорщиками и правительствами: повысить амбиции стран по снижению выбросов парниковых газов и ускорить действия в этом направлении – для «стимулирования» процесса будет организован  «Диалог-2018».

Саммит в Бонне называют  «тихоокеанской конференцией». Хотя COP-23 проходит в Бонне, председательствует на ней Фиджи – малое островное государство, чрезвычайно уязвимое к изменению климата. Это предопределяет акцент мероприятия на интересах островных государств и вопросах «потерь и ущерба» от изменения климата.

От боннской конференции ждут, что она задаст хороший темп в работе по «правилам» Парижского соглашения. Беспрецедентно быстрое вступление Парижского соглашения в силу привело к тому, что правила реализации соглашения должны быть подготовлены на два года раньше срока и приняты на COP-24 в Польше в следующем году. В течение нынешнего года страны подавали свои предложения. Подготовлен «каркас», в который планируется встроить решения по нескольким тематическим направлениям: адаптация, «прозрачность» финансовой поддержки, глобальное подведение итогов, содействие соблюдению обязательств стран и пр.

Есть несколько важных вопросов, при обсуждении которых, как ожидается, «будет сломано много копий». Напряженные дебаты ожидаются в обсуждении вопросов о так называемых «механизмах устойчивого развития» — рыночных инструментах, которые будут использовать страны для снижения выбросов. Планируется определиться с подходами, включая, например, возможность передачи между странами единиц снижения выбросов, которые получили название Internationally Transferred Mitigation Outcomes (ITMO, «единицы предотвращения»).

В Бонне будет затронут вопрос глобального подведения количественных итогов  деятельности стран по снижению выбросов парниковых газов. На COP-23 будут обсуждаться вопросы «прозрачности» (предоставления детальной и проверяемой отчетности), что важно для адекватной оценки действий стран по выбросам как в 2018-м, так и в 2023 году.

 В последние годы страны сосредоточились на разработке долгосрочной стратегии — Парижском соглашении. Однако развивающиеся страны и организации гражданского общества поднимают вопрос «немедленных действий» — ближайших климатических планов стран на период до 2020 года (начала действия Парижского соглашения).

Для действий по климату важен «неправительственный» вклад городов, провинций и штатов разных стран, бизнес-ассоциаций, научных и общественных организаций и др. Их деятельность и успехи (экологические, социальные, технологические и коммерческие) будут  также представлены на климатической конференции в Бонне.

Участники СОР-23 должны показать всему миру, что страны едины в признании проблемы антропогенного изменения климата и понимания путей ее решения – считают представители общественных организаций. Это — непростая задача, для решения которой нужен конструктивный подход всех стран к переговорам, а не декларативные заявления или лоббирование собственных интересов. Ожидания в этом плане касаются сегмента высокого уровня (встречи руководителей стран, министров, глав делегаций), который запланирован на 15-16 ноября. На нем ведущие политики обменяются мнениями о прогрессе в деятельности РКИК ООН в целом и перспективах на будущее.

Накануне Конференции сторон в Бонне российские общественные экологические организации  подготовили Позицию к Боннской конференции СОР 23. Представители российского гражданского общества призывают усилить на 20-30 % национальные цели стран по выбросам парниковых газов на 2030 год, так как пока они не следуют пути «2оС». Они разрабатывались три года назад, и за прошедшее время произошло немало изменений, дешевле стали ВИЭ, глобальные выбросы стабилизировались, начался отказ от угольной энергетики – эти условия надо учитывать для усиления целей. В Позиции также отражена важность принятия отдельной цели по лесам, учитывая их важность как климатического регулятора планеты.  А цели снижения выбросов должны быть определенно увязаны с действиями в области энергетики.

В рамках СОР 23 пройдут не только официальные переговоры — тысячи активистов приедут в Бонн для «гражданской климатической мобилизации»: пройдут акции против угольных проектов, климатический марш, и «контр-конференция» под названием «Народный климатический саммит».

2017 год оказался беспрецедентным по количеству природных катаклизмов. Хотя саммит в Бонне, вероятно, не будет таким драматичным, как некоторые предыдущие, тем не менее, он проходит в напряженный для планеты и человечества момент. Международное сообщество должно объединиться – боннская конференция может стать «моментом политической истины» в вопросе признания сторонами безотлагательности мер, адекватных уровню проблемы изменения климата.

 

ПОЗИЦИЯ
российских неправительственных организаций к международным переговорам на Конференции Сторон РКИК ООН, Бонн, ноябрь 2017 г. (СОР-23)

Экологические организации России считают СОР-23 важным форумом, который продемонстрирует миру, что все страны едины в признании проблемы климата и путей ее решения. На СОР-23 страны должны достичь прогресса в разработке экологически грамотных правил реализации Парижского соглашения, которые будут приняты в конце 2018 года на СОР-24.Наши требования к международным правилам:

  • Международные проекты должны быть «прозрачны», стимулировать использование ВИЭ и других передовых технологий, но не допускать экологически неграмотных решений (АЭС, крупные плотинные ГЭС, угольные проекты, использование судового мазута в Арктике и т. п).
  • Учет выбросов должен быть полным, «прозрачным» и отражающим физически имеющиеся потоки парниковых газов в атмосферу или их поглощение наземными экосистемами.
  • Вся работа по разработке и реализации правил соглашения, включая финансовые вопросы, должна быть публична и открыта для участия общественности.

На СОР-23 множество организаций, городов, провинций и компаний покажут свои успехи в высокотехнологичном низкоуглеродном развитии. Это прямая демонстрация достижимости цели Парижского соглашения – в первой половине 21 века удержать рост температуры на уровне ниже 2 оС и стремиться к 1,5 оС.

Сейчас национальные цели стран по выбросам парниковых газов на 2030 год не следуют пути «2 оС», эти цели должны быть усилены на 20 — 30 %. Они разрабатывались три года назад. За это время произошло немало изменений, дешевле стали ВИЭ, глобальные выбросы стабилизировались, начался отказ от угольной энергетики. Для содействия пересмотру целей в РКИК ООН будет организован Диалог-2018.

Задача СОР-23  — выработать эффективный формат Диалога-2018, выйти за рамки официальных докладов стран, привлечь все заинтересованные стороны и использовать все источники информации.

Мы призываем Россию в 2018 году:

  • Ратифицировать Парижское соглашение.
  • Принять поправки к Закону «Об охране окружающей среды», создающие правовую основу для обязательной отчетности и мониторинга выбросов парниковых газов на уровне предприятий.
  • Разработать Федеральный закон «Об углеродном регулировании» (принять в 2019 году), начать практические действия по стимулированию повышения энергоэффективности, развитию ВИЭ и внедрению новых технологий с помощью углеродного регулирования.
  • Скорректировать и усилить имеющийся вариант цели по выбросам парниковых газов на 2030 год: принять цельснижения суммарного выброса в секторах экономики России до 2500 млн т СО2-экв. в год (35 — 40 % ниже уровня 1990 года) без учета лесов.
  • Принять отдельную цель по лесам. Чрезвычайно важной мерой представляется запрещение коммерческих рубок в наиболее ценных малонарушенных лесах и развитие устойчивого лесопользования на уже освоенных территориях.
  • Разработать Национальный план адаптации, предусмотреть выделение средств для его выполнения на федеральном и региональном уровнях, сделать приоритетными адаптацию лесного и водного хозяйства, природопользования, в том числе на основе интересов и традиционных знаний коренных народов.
  • Разработать и принять нормативно-методическую базу для формирования и реализации климатических планов субъектов РФ и муниципалитетов, с учетом как адаптации, так и низкоуглеродного развития.

Приоритетами низкоуглеродного развития России являются энергоэффективность и возобновляемые источники энергии, что требует усиления их государственной поддержки и выработки дорожной карты субъектов РФ по ВИЭ. На этой основе должна строиться долгосрочная стратегия низкоуглеродного развития на период до 2050 г. (ее наличие является обязательством по Парижскому соглашению). Она не должна включать увеличение доли АЭС и крупных плотинных ГЭС в энергобалансе страны, и должна соответствовать глобальному переходу на безуглеродную энергетику к середине XXI века.

Мы выступаем за переориентацию субсидирования от ископаемых энергоресурсов в пользу ВИЭ и энергоэффективности (при обеспечении поддержки наименее защищенных слоев населения и создании «зеленых» рабочих мест).

Мы подчеркиваем, что  большая гидроэнергетика и атомная энергетика не могут рассматриваться как экологически обоснованные решения для снижения влияния человека на климатическую систему Земли!

 

Позиция принята сетью Российского социально-экологического союза, объединяющего более 200 индивидуальных и коллективных членов (некоммерческих организаций) из восьми Федеральных округов РФ.