26.11.2017

Итоги международных переговоров ООН по климату в Бонне

С 6 по 17 ноября в Бонне прошла очередная сессия международных переговоров в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). И хотя итоги сессии никого не потрясли, группы наблюдателей по-разному оценивают сложившуюся ситуацию. В целом ход переговорного процесса идет в нужную сторону, но беспокоит слишком медленный темп принятия решений, который ставит под сомнение удержание глобального потепления даже в рамках двух градусов. И то, как представила свою климатическую деятельность о Россия, тоже нельзя оценить однозначно.

Больше информации по климату и энергетике на сайте rusecounion.ru

После исторической конференции сторон РКИК в Париже в конце 2015 года, когда почти все страны мира поддержали создание нового универсального документа (Парижского соглашения), последующие несколько саммитов ожидаемо становятся более «техническими». Само соглашение изначально представляло собой рамочный документ, который предполагается наполнять содержанием по ходу переговорного процесса. Сейчас страны всё ещё продолжают обговаривать детали того, как соглашение будет работать начиная с 2020 года, а также то, как основательно подготовить почву для его вступления в силу (в основном, усилить цели стран по снижению выбросов парниковых газов и действиям в области адаптации и т.д.).

Бонн также был первым раундом переговоров после заявления США о намерении выйти из соглашения. СОР23 стал первым «тихоокеанским» саммитом: впервые на нём председательствовало малое островное государство Фиджи. Поэтому очень много внимания было посвящено вопросам адаптации к последствиям изменения климата и возмещению возникших в результате ущербов  — для многих малых островных государств это вопрос выживания уже в ближайшей перспективе.

Среди вопросов, которые рассматривались в переговорном пространстве, было два ключевых. Это, во-первых, усиление целей к 2020 году (это получило название «диалог Таланоа», что на одном из языков Фиджи означает: «открытый, прозрачный и откровенный диалог» между странами). Во-вторых, это «книга правил» Парижского соглашения (правила осуществления – процедурная «начинка» соглашения).

Фиджи остается страной-председателем переговоров до конференции в Польше в следующем году, и ожидается, что «в духе Таланоа» страны наконец договорятся и подготовят обязательства, необходимые для удержания роста глобальной температуры в пределах 1,5 – 2 градусов Цельсия. Для процесса Таланоа на конференции в Бонне были подготовлены общие рамки работы, основные технические задачи, общий календарный план и рассмотрен вопрос учета выводов отчета МГЭИК, который появится в следующем году. В отчете будет подробно рассмотрена возможность достижения цели в 1,5 градуса.

Тем временем страны «приглашаются» к предоставлению информации в секретариат Конвенции к 1 мая 2018 года о своих действиях до 2020 года. По итогам этих данных секретариат сделает общий отчет для дальнейшего обсуждения.

В Бонне положено основательное начало «Книге правил» Парижского соглашения. Подготовлены пункты повестки различных органов ООН для работы по разным направлениям осуществления Парижского соглашения. Из-за того, что Фиджи, как председателю переговоров, приходилось балансировать между двух огней (между развитыми и развивающимися странами), в «Книге» собрано почти все, что предлагали страны, даже взаимоисключающие предложения. Сейчас это фолиант из более чем 260 страниц, и редактировать его придется долго, договариваясь о компромиссах, а страны часто не могут договориться не только по финансам на адаптацию, или по ужесточению целей по выбросам, а из-за самых банальных мелочей, как, например, параметры шрифта документа (это реальная история из Бонна). Однако, решение по «Книге» по плану должно быть принято в Польше через год. Некоторые переговорщики уже предлагают принять там не все, а «частично», и потом дорабатывать вплоть до 2020 г.

Разные международные общественных организация традиционно по-разному оценивают итоги переговоров. Сеть «Друзей Земли» недовольна поведением развитых стран, так называемых «климатических лидеров». Они не стремятся увеличить выделение средств на адаптацию в развивающихся странах, тем самым подрывая возможность последних осуществлять климатические действия. Даже заявление Германии в один из первых дней конференции о выделении 50 миллионов евро не вызвало ожидаемой лавины финансовых обязательств. Адаптационный фонд сейчас наполнен на 8% из необходимых 100 миллиардов долларов в год. И даже эта цифра, закрепившаяся со времен громкого заявления Хиллари Клинтон, не отражает реальных потребностей, по мнению многих экспертов. Необходимые затраты на адаптацию чуть ли не на порядок больше, но они не сравнимы с огромным потенциальным ущербом от негативных последствий изменения климата. Что радует, это то, что теперь адаптационный фонд прописан как инструмент парижского соглашения – это победа развивающихся стран. Детали формата работы фонда должны появиться в 2018 году как рекомендации от специального органа по осуществлению парижского соглашения.

Второй момент, который «Друзья Земли» встречают не просто с настороженностью, а с открытым протестом – это продвижение многими странами, в том числе «климатическими лидерами», грязной энергетики. Многие страны (в том числе Россия) продолжают считать крупную гидро- и атомную энергетику альтернативой и чуть ли не решением проблемы изменения климата. Многие страны Евросоюза не готовы отказываться от угля и приостановить расширение газовой инфраструктуры.

За две недели переговоров «Друзья Земли» с соратниками провели более 10 публичных акций против грязной энергии. За день до начала переговоров общественные организации провели многотысячный марш, основной темой которого стало требование отказа от угля и энергетическая трансформация. К сожалению, Германия в лице Ангелы Меркель в рамках своей официальной речи не сказала ничего о выведении угля из энергобаланса. Но в конце второй недели появился документ, который на данный момент подписало уже более 20 стран и отдельных регионов и городов, провозглашающий создание «Альянса за энергетику без угля». Климатический секретариат РСоЭС не может не приветствовать создание подобного альянса, но выражает надежду, что эти заявления – не только пиар, что они выразятся в реальных действиях. Например, в прошлом году более 40 стран заявили о намерении переходить на 100% возобновляемую энергетику. Но Марокко, например, бывший в числе этих 40 стран, параллельно с этим продолжает стоить на своей территории АЭС с помощью Ростатома.

Сеть Climate Action Network (CAN-International) традиционно более обтекаема в своих формулировках. Сеть приветствует движение процесса в сторону рассмотрения важных вопросов, и хоть решений по многим из них так и не принято, радует и то, что был сделан некоторый прогресс в подготовке работы над этими вопросами в будущем.

Впервые за всю историю климатических переговоров Россия открыла свой павильон, где провела более 20 мероприятий. Данные научных исследований по климатической адаптации, по влиянию изменения климата на леса были представлены наряду с планами климатических действий двух столиц. Однако, главными темами стали продвижение российского газового сектора, крупной гидроэнергетики и российского атома и алюминия. С одной стороны, очень приятно наблюдать, что Россия больше открывается миру на климатической арене, с другой, многие предлагаемые климатические решения уже давно забракованы международным климатическим сообществом (например, крупные ГЭС и АЭС). Российские общественные наблюдатели положительно оценивают к  желанию России повысить видимость и прозрачность своих действий на международной климатической арене, но и обеспокоены продвижением не самых чистых технологий. В бонне была представлена Позиция РСоЭС к переговорам по климату, а также взгляд сети общественных организаций на проблемы крупных плотинных ГЭС.

Источник: РСоЭС

Еще информация по теме:

https://www.kommersant.ru/doc/3472477,

https://www.kommersant.ru/doc/3473052?from=four_economic