21.07.2020

Асхат Каюмов: «Если мы не будем готовы, это может дорого обойтись»

19 июля половину Нижнего Новгорода на несколько часов накрыл тяжелый запах газа. Выявить причину этого феномена пока не удалось.

Председатель совета экологического центра «Дронт» говорит о необходимости изменений в действиях при экологических бедствиях, о том, что до экологии должны доходить руки и о том, что кто-то должен стукнуть кулаком по столу и топнуть ногой.

Если мы посмотрим на сообщения СМИ, то увидим, что в последние два месяца наблюдаем регулярные превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) то по фенолу, то по формальдегиду, реже – по аммиаку. Для Дзержинска эта проблема актуальна уже на протяжении нескольких лет.

При этом мы видим бессилие контролирующих органов относительно превышений ПДК: они до сих пор ничего не могут сказать ни об источниках, ни о виновниках.

Вчерашняя история показала, что на самом деле в этом плане мы, в случае чего, можем рассчитывать только сами на себя. Когда полгорода накрыло, никакой системы оповещения, ничего не работало. Выходной день, все контролирующие органы спят. И если бы в воздухе оказался какой-нибудь фосген, то…

Это – системная проблема и связана она с тем, что в экологической сфере у нас государственный контроль размазан по большому количеству структур. Одним занимаются регионалы, другим – федералы, третьим вообще непонятно кто.
Я считаю, что нужно или на уровне федеральном, или на уровне региональном более централизовать эту сферу, чтобы было понятно, кто должен принимать меры, кто должен первым реагировать. Потому что, к сожалению, во всех подобных случаях чаще всего начинается «пинг-понг»: структуры начинают перепихивать друг другу ответственность, и нужен единый координатор, который топнул бы ногой, стукнул кулаком по столу и сказал: «Так, ребята, блин, все, работаем!».

К сожалению такого координатора на сегодняшний день в регионе нет.

Губернатор вчера этот процесс не возглавил.
Да, был создан координационный штаб, губернатор назначил старшим своего заместителя Дмитрия Краснова, – но это был штаб для выяснения того, что уже произошло. А когда начало активно пахнуть…
В последние месяцы у нас регулярно включаются на улицах динамики и нам кричат: «Сидим дома! Не выходите! Эпидемиологическая ситуация!».
Теоретически с первыми запахами и первыми тревожными звонками нижегородцев 19 июля по этой же системе должны были последовать рекомендации, что делать, как себя вести, как себя защитить. Закрывать окна, открывать окна, бежать куда-то – какие-то рекомендации должны были прозвучать. Но никто не взял на себя ответственность их людям дать.

А потом, когда все развеялось, начали создавать штаб. Для чего? Чтобы найти, кто крайний, а не для того, чтобы помочь людям. И это хорошо, что крайнего, если есть крайний, найдут и он огребет. Но помочь людям никто не поспешил.

Мне бы очень хотелось, чтобы в обозримом будущем в этой сфере что-либо изменилось. Пока мы обошлись малой кровью, потому что это оказалось «не то вещество». Но нижегородская агломерация – это мощный промышленный центр и откуда-нибудь может вылететь все, что угодно. И если мы не будем готовы, то это может нам дорого обойтись.

Мне бы хотелось, чтобы вчерашняя история подтолкнула того же губернатора Никитина на более активное внимание к экологической сфере. К сожалению, такой активности мы пока не наблюдаем.

16 июля я отмечал грустный юбилей – создание экологического совета при губернаторе. Два года назад он создал общественный экологический совет и за два года не нашел двух часов, чтобы собрать совет на заседание и пообщаться. То есть экологическая сфера не в приоритете, до нее пока не доходят руки.

Но вчерашние события показали, что она все-таки важна. Я уж не говорю про всю остальную статистику по вымиранию населения и прочем. Но вчера в городе была реальная паника.