«Швейцарские» аномалии
Подробный разбор ситуации вокруг парка Швейцария, автор — Егор Верещагин, независимое информационное агентство Говорит Нижний
В парке «Швейцария» происходит то, что не должно происходить – именно это, пожалуй, наиболее мощный стимул для тех, кто каждый вторник выстраивается в «живую цепь». В парке (и не только в этом, а вообще в любом) не должно быть множественных раскопок под фундаменты, не должны возводиться здания с неуместными функциями, не должны повреждаться сохраняемые деревья. И это не выдумки общественников, это диктатура нескольких действующих законов. Если бы работы по благоустройству «Швейцарии» проводились в строгом соответствии с ними, градус протеста был бы гораздо ниже. Но нормы нарушаются – это очевидно для любого, кто заглянет за ограждение, возведенное группой компаний «ЕКС», а потом изучит запреты законодателей. И вот что удивительно: контрольно-надзорные органы, которые в обычных случаях устанавливают факт нарушений и принимают меры, в случае со «Швейцарией» устанавливать что – либо отказываются. Как будто это не обычный городской парк, а некая аномальная зона, вход в которую ради объективного исследования чреват последствиями для кармы.
Теперь с предостережением
Начнем с наиболее очевидного нарушения – оно касается закона Нижегородской области об охране озелененных территорий общего пользования (ОТОП). Согласно ст. 9 ч. 3п. 1 этого закона, в ОТОП (а парк «Швейцария» имеет такой статус) запрещается строительство зданий и сооружений. Исключениями являются объекты спорта, религиозного назначения, гражданской обороны, вентиляционные шахты, объекты, связанные с содержанием территории, объекты монументального искусства, инженерные сооружения, общественные туалеты.
В общем, из зданий, которые могут посетить люди в мирное время, на обозначенных территориях можно возводить лишь спортивные и религиозные объекты, а также туалеты. Смысл данных ограничений понятен: они не позволяют превращать парк, где доминирует зеленый массив, в застроенную территорию.
А теперь открываем список того, что, согласно проекту, должно быть возведено (и уже возводится) в парке «Швейцария». Добрая половина этого списка (детский центр, ресторанный комплекс, экошкола, инвадром, читальня и так далее) ни к спорту, ни к религии отношения не имеет. И вряд ли все это панируется выдать за туалеты.
Поскольку в данном случае речь идет о нарушении экологического законодательства, отреагировать должно министерство экологии Нижегородской области. И оно отреагировало. Только вместо того, чтобы установить факт нарушения, министерство направило в адрес подрядчика (АО ГК «ЕКС») предостережение. Об этом попечительскому совету «Швейцарии» было сообщено 21 июля 2020 года. С тех пор работы продолжаются, а изменения в проект, насколько мы знаем, вносились лишь в части отмены строительства зимнего сада – по экономическим соображениям.
Что касается межрайонной природоохранной прокуратуры, куда обратились экологи, то она, как мы уже рассказывали, не увидела в парке никаких строительных работ вообще. А на нет, как говорится, и суда нет.
Это значит, что, несмотря на очевидность нарушения, с юридической точки зрения его как бы нет. Ведь ответственные органы (в данном случае минэкологии региона и природоохранная прокуратура) его не установили.
Инспекторов не пускают?
Помимо экологического законодательства, в парке также самым очевидным образом нарушаются (но юридически, опять-таки, не нарушаются) правила благоустройства Нижнего Новгорода. Согласно пункту 6.12 этих правил, расстояние между траншеями под коммуникации и стволами деревьев должно быть 2 метра (в случае прокладки сетей канализации – 1.5 метра). Это сравнительно новые нормы, их принимали депутаты городской думы прошлого созыва, и их цель – не допустить повреждения корневой системы деревьев.
А теперь обратимся к визуальным, так сказать, материалам. В сентябре этого года активисты, проникшие за парковую ограду, сделали фотографии, на которых отчетливо видно, что траншеи в ряде случаев вырыты практически вплотную к деревьям.
Во время официального посещения парка активистами под присмотром подрядчика (октябрь 2020 года) делались замеры – и тут расстояние от траншей до деревьев не дотянуло до полутора метров, не говоря уже о двух.
Следить за соблюдением правил благоустройства должна административно-техническая инспекция города Нижнего Новгорода. Но реакция данного органа на письмо эколога Асхата Каюмова, где сообщалось о приведенных выше фактах, была весьма загадочной. Приокский отдел управления административно-технического и имущественного контроля (УАТК) городской администрации сообщил, что место производства работ огорожено со всех сторон, поэтому «доступа сторонних лиц на территорию парка не имеется».
Что муниципальные чиновники хотели этим сказать – не очень ясно. Может быть, они имели в виду, что АО ГК «ЕКС» установило особую магическую ограду, и пройти сквозь нее инспекторы УАТК были не в состоянии?
Как бы то ни было, и в этом случае чиновники не сделали попытки установить факт нарушения, сославшись на то, что «нет доступа сторонних лиц».
Повторное же обращение Асхата Каюмова чиновники УАТК перенаправили в горкомэкологии, в департамент благоустройства и в Главное управление капитального строительства Нижнего Новгорода, посчитав, видимо, свой долг выполненным.
Здесь стоит напомнить, что представители комиссии городской думы по экологии, посетив парк «Швейцария» в начале ноября 2020 года, не обнаружили там нарушений. А ведь в составе этой делегации были депутаты, работавшие в городском парламенте в прошлом созыве – в частности, Елена Аржанова и Николай Сатаев. Они участвовали в принятии норм благоустройства, направленных на защиту деревьев, — и теперь они же «не заметили» нарушения этих норм…
Времянки с фундаментом
Вспомним теперь, что парк «Швейцария» является, помимо всего прочего, еще и объектом культурного наследия (ОКН), памятником, занесенным в соответствующий реестр. А на территории памятников, согласно ст.5.1 73-ФЗ (Федерального закона об ОКН), запрещено возведение объектов капитального строительства.
В изначальном проекте благоустройства «Швейцарии» были именно капитальные постройки. Но после того, как губернатор встретился с защитниками парка (это произошло в феврале 2020 года), проект был пересмотрен, и в нем остались только временные, казалось бы, сооружения.
Тем не менее, ход сегодняшних работ заставляет общественность усомниться в том, что в «Швейцарии» возводятся исключительно нестационарные объекты. Дело в том, что АО ГК «ЕКС» делает в настоящее время фундаменты: подрядчик роет траншеи и котлованы, укладывает арматуру, заливает бетоном… И на фотографиях все это отчетливо видно.
Здесь не лишним будет вспомнить попытку фирмы «Альтиус», принадлежавшей Сергею Кондрашову, построить в 2012 году ресторан «Пирамида» на территории объекта культурного наследия «Александровский сад». Чтобы обойтись без обременительных согласований и разрешений, фирма сделала проект временного здания ресторана. Но прокуратура заподозрила капитальное строительство, указав на большой объем инвестиций и на фундамент, ради которого застройщик загубил несколько елей.
То есть в нижегородской практике уже были попытки выдать капитальный объект за нестационарный.
В нашем случае на нестационарности сооружений, возводимых в «Швейцарии», настаивает региональное Управление государственной охраны объектов культурного наследия (УГО ОКН). Данный орган ответил попечительскому совету парка, что «предусмотрена установка некапитальных павильонов на фундаментных плитах«, при этом павильоны эти «легко монтировать и демонтировать, что соответствует критерию их некапитальности». То есть взяли тот же ресторанный комплекс, инвадром или читальню, разобрали быстренько – и перенесли на другое место.
Итак, один орган, определяя капитальность, использует такие критерии, как объем инвестиций и наличие фундамента, другой орган – легкость монтажа и демонтажа. Результаты, естественно, разные. Но где же истина? Каковы «настоящие» критерии?
Согласно Градостроительному Кодексу РФ, это прочная связь с землей, а также конструктивные характеристики, не позволяющие осуществить перемещение объекта, демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.
Понятнее, как говорится, не стало. Вообще, практика показывает, что капитальность/некапитальность объекта определяется в судах, с помощью квалифицированных строительных экспертов. Дойдет ли в нашем случае дело до суда – вопрос открыт.
Так или иначе, когда объекты будут построены, никто из чиновников точно не станет признавать нарушение, если вдруг выяснится, что их монтаж/демонтаж без ущерба невозможен. Вспомним Дом правительства, который появился на территории объекта культурного наследия «Нижегородский кремль» вопреки упомянутой норме ФЗ-73. До сих пор никто из чиновников не удосужился признать это здание незаконным, и на его достройку до сих пор выделяются бюджетные средства.
Добавим, что предметом охраны парка «Швейцария» как объекта культурного наследия является не только ограждение, которое сейчас реконструируется, но и зеленый массив.
При этом в парке запланирована (и уже начата) вырубка сотен здоровых деревьев – ради работ по восстановлению ограждения и по строительству новых зданий.
Это также остается без внимания контрольно-надзорных органов.
Никто не захотел быть «крайним»
Еще одна серия возможных нарушений связана с торгами, по итогам которых муниципальный контракт на благоустройство «Швейцарии» был заключен с АО ГК «ЕКС». Изучив закупочную документацию, нижегородская общественность пришла в легкий шок от подозрительно высоких цен на работы и материалы, которые в конечном счете и составили просто «сказочную» (по меркам паркового благоустройства) сумму – 3,7 млрд рублей.
В частности, малый деревянный туалет без каких-либо систем самоочистки (но с капитальным фундаментом) стоит 5 млн 420 тысяч рублей, большой его аналог – 16 млн 760 тысяч рублей. Всего же система «золотых» (но на самом деле деревянных) санузлов в парке «Швейцария» обойдется бюджету минимум в 100 млн рублей.
При этом нижегородские производители предлагают установить туалеты со всем необходимым оборудованием за 1,5 млн рублей, то есть в 4 раза дешевле «малого».
Дальше больше: подвесной унитаз со встроенной системой автоматики, с подогревателем воды и с «выносным пультом управления» должен закупаться почему-то не какой-нибудь модели, а вполне определенной – Breezart 2000 Lux. Стоит это чудо техники 220 300 рублей. При этом его аналоги стоят на рынке 180 000 рублей.
Уличные бетонные скамьи закупаются по 3-5 млн за штуку – при этом для дзержинского парка их аналоги закупались по 7 тысяч рублей.
Столь странные (проще говоря – завышенные) цены были сформированы на основе не менее странного запроса предложений. Например, по тем же туалетам запросы были направлены не нижегородским производителям, а трем фирмам из одного и того же подмосковного города Дубна: ООО «Галион-М», ООО «Гидротехстрой» и ООО «Пламет».
А чтобы выбрать поставщика домокомплектов, организаторы торгов направили запрос в ликвидированную (!) организацию – ООО «Глория» — и выбрали именно ее ценовое предложение (407 млн рублей).
Изучив данные факты, Попечительский совет парка «Швейцария» пришел к выводу, что и здесь нарушено законодательство. В частности, п.2 ч.1 ст.17 135-ФЗ (федерального закона о «О защите конкуренции») запрещает действия, которые могут привести к ограничению конкуренции. В приведенных же случаях более скромные предложения были просто проигнорированы, не задействованы в ценовых запросах.
Кроме того, ст.34 Бюджетного Кодекса РФ диктует достигать наилучших результатов с использованием «наименьших бюджетных средств».
Общественники обратились в областную прокуратуру, чтобы надзорный орган установил факт упомянутых нарушений и пресек чрезмерное расходование бюджетных трат. И вот тут чиновники начали перебрасывать данное обращение друг другу как горячее угли. Никто не захотел быть «крайним» и отвечать по теме завышенных расценок. Прокуратура перенаправила письмо активистов в УФАС, оттуда оно ушло в Москву (в федеральный антимонопольный орган), далее обращение попало в федеральное казначейство, потом в департамент финансов Нижнего Новгорода, откуда его доставили в городское Контрольно-ревизионное управление (КРУ).
Чиновники КРУ, поскольку список инстанций, куда можно «перебросить» это письмо, оказался исчерпан, обратились в некие правоохранительные органы.
С тех пор (а именно с 25 августа 2020 года) попечительский совет не получал никаких веточек о судьбе своего обращения.
Казалось бы, причем тут Ротенберги…
А теперь попытаемся разгадать причину этих аномалий. В самом деле, почему министерство экологии региона ограничилось «профилактическим» предостережением, природоохранная прокуратура «ослепла» и не увидела никакого строительства, инспекторы УАТК сослались на то, что доступ в парк закрыт, управление охраны ОКН сочло постройки с фундаментами некапитальными, а письмо о завышении закупочных цен «переключали» друг на друга шесть разных ведомств? Почему контрольно-надзорные органы так странно себя ведут?
Тут стоит вспомнить, что концепция (тогда еще концепция) благоустройства парка «Швейцария» была презентована губернатору Никитину и куратору (на тот момент) 800-летия Виталию Мутко в мае 2019 года. Чиновникам все понравилось. Уже тогда называлась сумма «подарка» Нижнему Новгороду – 3 млрд рублей (чуть позже она «подросла»).
С тех пор Никитин не теряет своего политического веса и продолжает одобрять благоустройство парка – только теперь это уже конкретные работы по конкретному проекту.
Ну а когда стал известен конкретный подрядчик, «вплыла» еще одна фамилия. Несмотря на то, что ярославское АО ГК «ЕКС» – довольно закрытая организация, журналистам удалось выяснить, что контролируется она влиятельными столичными силовиками и семьей Ротенбергов. В частности, к такому выводу приходят авторы материала «Кадетское братство: кто стоит за одним из крупнейших подрядчиков Москвы времен Собянина».
Сегодня упомянутые фигуры (в первую очередь это касается Ротенбергов) более чем удачно встроены в так называемую вертикаль. В современных реалиях у них просто нет таких оппонентов, которые могли бы повлиять на контрольно-надзорные органы. Возможно, поэтому данные органы и замерли в «окаменелом нечувствии».
Остается, по сути, только один вопрос: почему «благоустроители» не могут проявить добрую волю и напрямую, без «подсказок» со стороны контролирующих министерств и ведомств, услышать нижегородскую общественность? Ведь можно же скорректировать проект и взяться за то же благоустройство, но уже без нарушений, без вреда для зеленого массива и для традиционного облика «Швейцарии»…
Конечно, можно. Только в нашем случае речь идет не просто об освоении бюджетных миллиардов, а о быстром освоении (то есть к 800-летию Нижнего Новгорода). Исправление проекта будет связано со смещением сроков, а это уже, видимо, противоречит интересам бенефициаров.
Теоретически общественность может добиться того, чтобы аномальная зона, где не действует законы, а чиновники и депутаты «слепнут», отказываясь замечать нарушения, снова стала обычным городским парком. Но шансы, прямо скажем, не очень большие.
Егор Верещагин