20.02.2021

Минтранс предложил альтернативу Нижегородскому гидроузлу

Нижегородцев, выступавших против низконапорного гидроузла, можно поздравить с победой. Для решения проблемы судоходства на нижегородском участке Волги планируется построить дополнительную камеру шлюза в Городце. Об этом сообщил заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай в ходе «круглого стола», темой которого стало обсуждение приоритетных направлений развития внутренних водных путей России. Вариант с низконапорной плотиной, предлагавшийся изначально, федеральные чиновники в настоящий момент не рассматривают.

Источник: Говорит Нижний

Речь идет о строительстве дополнительной камеры шлюза Нижегородской ГЭС (Городецкого гидроузла), а также о дноуглубительных работах на участке в 40 км. Предполагается, что данный проект не окажет негативного влияния на экологию региона.

По словам Александра Пошивая (его выступление можно посмотреть здесь), данный вариант не решит всех задач, связанных с обеспечением беспрепятственного судоходства на участке между Городцом и Нижним Новгородом , однако все же «разрубит гордиев узел» и сдвинет с мертвой точки проблему «разделения реки Волги на две части».

В правительстве Нижегородской области подчеркнули, что их позиция насчет строительства гидроузла остается неизменной.

«Решение задачи обеспечения нормальных судоходных условий на реке Волге необходимо, но оно не должно оказывать негативного влияния на санитарно-эпидемиологическую и экологическую ситуацию в регионе, увеличивать зоны затопления и подтопления, наносить вред населению и окружающей среде. Считаем, что в этом вопросе крайне важна тщательная оценка последствий всех возможных решений. И мы благодарны правительству РФ за то, что принимает нашу позицию и учитывает замечания», — говорится в сообщении.

Собеседник агентства напомнил, что ранее предлагалось заменить проект строительства в низконапорного гидроузла вариантом ВНИИ гидротехники им. Б.Е.Веденеева — возведением третьей нитки шлюзов Городецкого гидроузла.

«К предложенному варианту строительства дополнительной камеры шлюза в составе Городецких шлюзов принципиальных возражений правительство Нижегородской области не имеет. Ранее ВНИИ гидротехники им. Б.Е.Веденеева рассмотрел вместе с вариантом третьей нитки вариант третьей ступени Городецких шлюзов. Нынешний вариант строительства дополнительной камеры шлюза также позволяет решить проблему судоходства, а также даст возможность избежать риски, связанные с реализацией проекта ННГУ», — подытожили в региональном правительстве.

Напомним, строительство низконапорного гидроузла планировали начать еще в 2019 году в Сормовском районе на острове Ревякский, тогда же против возведения объекта выступили жители Нижнего Новгорода, Заволжья, Балахны и Городца — в их обращении президенту говорится, что граждане «хотят жить на великой реке, а не на водогноилище».

В июле 2020 года стало известно, что проект гидроузла получил отрицательное заключение Главгосэкспертизы.

Между тем, доктор технических наук, лауреат премии правительства РФ Владимир Кривошей давно уже предлагает другую альтернативу – создание третьей нитки городецких шлюзов. Именно это предложение активно поддерживала нижегородская общественность.  

В.А.Кривошей делает доклад на форуме «Великие реки»

ИА «Говорит Нижний» связалось с Владимиром Александровичем, чтобы выяснить, как он относится к позиции федерального министерства.

— Федеральные чиновники наконец-то поняли, что бороться с общественностью, с правительством Нижегородской области, с учеными, которые имеют другую точку зрения на нижегородский низконапорный гидроузел, – бессмысленно, — отмечает Владимир Кривошей. — И это хорошо, что, пусть и с большим опозданием, до них это все-таки дошло.

— Насколько эффективен вариант с дополнительной шлюзовой камерой?

— С моей точки зрения, это не совсем рационально: отдельная третья нитка шлюзов все-таки будет существенно лучше. Пропускная способность в этом случае стала бы в полтора раза выше. Но я так полагаю, что должно быть какое-то технико-экономического сравнение двух этих вариантов. Когда его проведут, тогда можно будет говорить, что лучше, а что хуже.

— Для Вас принципиален этот момент?

— Так или иначе, проблему судоходства нужно решить, тут сомнения нет. Просто вопрос в том, как это сделать: либо построить дополнительные шлюзовые камеры, либо третью нитку. И тут уже спорить с министерством транспорта, по-видимому, не имеет смысла. Важно то, что мы отвели от Нижегородской области угрозу затоплений, ухудшения условий жизни людей и так далее.

— Вариант, который предлагает минтранс, дешевле?

— Нет, ничего подобного. Они по цене будут примерно одинаковыми. Разница может быть в какие-то миллионы рублей, это не те деньги, о которых можно говорить. Одинаковым будет и влияние на реку.

— Почему в таком случае выбрали именно строительство шлюзовой камеры?

— Это предложение было сделано Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК). А министерства у нас либо свое принимают и упираются, не считаясь ни с чем, либо принимают позицию сильного. Мы с вами оказались не такие сильные, чтобы повлиять на их решение.

— А правда, что третья нитка задела бы городецкое судостроительное предприятие?

— При желании третья нитка может быть проложена как угодно. Можно изменить угол наклона к судовому ходу — и она тогда ничего не задевает. Этот вопрос легко решается.

— Не получится ли так, что в дальнейшем минтранс вернется к идее строительства низконапорного гидроузла?

— Первое, что бросается в глаза, – это то, что стоимость строительства этой ступени увеличили примерно в три раза. По расчету института гидротехники она составляет примерно 7,5 млрд рублей, по расчету Главгосэкспертизы – 10 млрд рублей, по их расчетам – 35 млрд рублей (именно такая сумма была озвучена на круглом столе в СФ – прим. ред.). Ребята с аппетитом! Со временем они могут сказать, что это только одна нитка, нам же надо сделать еще и дополнительную камеру для второй. И получится в сумме уже более 50 млрд рублей. А вот низконапорный гидроузел стоит 43 млрд рублей (с учетом замечаний Главгосэкспертизы эта сумма должна вырасти почти вдвое — прим. ред)…

В принципе, отходной вариант какой-нибудь может быть, с нашими чиновниками возможно все. Но по моему мнению, отхода к старому проекту быть не должно – иначе они просто потеряют лицо. Они сейчас уже на уровне правительства говорят, что нашли лучший и более дешевый вариант.