19.05.2021

Глазами эколога: Асхат Каюмов рассказал, как и почему меняется экосистема Нижнего Новгорода

Автор: Мария Сорокина

Асхат Абдурахманович, расскажите, как построить экологичный дом будущего?

У нас есть «умный дом» около Щелоковского хутора, на улице Корейской. Он насыщен системами управления по уменьшению выбросов, регуляции температуры, энергоэффективности. В моем понимании — это один из прототипов такого дома.

Каким он должен быть на самом деле — кто вам сейчас скажет?! Если мы говорим о материалах, то нужно исследовать всю цепочку их производства. Хорошие материалы для строительства — дерево и камень. Кирпич тоже подойдет. Но даже так вам могут привезти дерево из Чернобыля. Бумажку могут написать любую, их можно даже подделать.

Во многих современных домах используют пенопропилен для утепления. Убедиться, что из него со временем потом не полетят какие-то фенольные соединения в квартиру — такого контроля нет, хотя можно отдельно заказать платные исследования. Роспотребнадзор выдает сертификат вообще на всю технологию, но никто не контролирует потом ее соблюдение. После того, как здание построено и принято, считается, что экологическая обстановка в квартире — это личное дело граждан. Вы можете проверять и судиться сами, за вас никто это делать не будет.

А как решить вопрос отопления?

В Финляндии огромное количество таунхаусов, в которых в принципе нет системы отопления. Это страна с климатом холоднее, чем у нас. Но благодаря оптимальной толщине стен, тройному остеклению, оптимальному размещению окон по отношению к солнцу, специальным теплообменникам на вентиляторах, которые не дают уходить теплу, дома в принципе не нуждаются в отоплении. Поэтому даже если в наших домах просто сделать нормальную теплоизоляцию, мы существенно уменьшим количество необходимого нам тепла.

Есть ли в нашем регионе застройщики, которые соответственно относятся к вопросам экологии?

 У нижегородцев сегодня есть запрос на строительство жилья рядом с рекреационными зонами, чтобы было, где гулять с коляской, дышать свежим воздухом, а не выхлопами транспорта. Территория, занятая зелеными насаждениями, по мнению застройщиков и административных работников, — это свободная территория. Нет понимания, что зеленые насаждения в городе — это такая же часть инфраструктуры, как аптека, поликлиника, детский сад, школа. Они строят на зеленых территориях, проводят вырубки.

У нас был только один застройщик, который внес изменения в проект, чтобы внутри квартала оставить зеленую зону. Я не знаю, реализуют ли этот проект, потому что мы его обсуждали лет 15 назад на стадии экологических экспертиз. Этот проект «рисовали» на территории комплекса «Красный просвещенец», что рядом с Белинкой (улица Белинского, прим.ред.) и детским садиком на Пушкина. На этот квартал все время делались проектирования.

Тогда застройщик сказал: «Да, я понимаю что, скорее всего, если мы оставим в центре зеленую зону, а дома построим вокруг нее, то у нас жилье будет дороже. Мы можем не достраивать этот пятачок, а за счет повышения цен получить свою маржу».

На моей памяти, это был единственный случай, когда так сказал застройщик.

А что скажете о благоустройстве, которое ведется в городе, в том числе, к юбилею?

В рамках комфортной среды мы 4 года отслеживаем этот процесс. 

У нас «благоустройством» занимаются строительные компании, они не имеют ни опыта работы с зеленым фондом, ни знаний, ни желания. Для них газон — это площадка для складирования стройматериалов и территория для проезда техники. И так — почти на всех объектах «комфортной среды».

Давайте посмотрим, сколько у нас уничтожается зеленых насаждений и сколько их сажают. Баланс пока не в нашу пользу. Мы спиливаем взрослые деревья, а сажаем молодняк. Крупномеры удалось довести до приживания только в Нижегородском кремле. Лет 7–8 назад вырубили большие липы и тополя, что там были и посадили молоденькие липки-крупномеры. Они почти все поднялись и растут. Но объем листовой поверхности у здорового взрослого дерева и даже у крупномера не сопоставим. То же самое количество кислорода он будет давать лет через 20–30. В городе любое взрослое дерево ценно.

Сейчас реконструируют Покровку (речь о втором этапе благоустройства улицы Большой Покровской, прим. ред.). Эти бедные, несчастные задохлики в клумбах — их сносят. Нет, кустики они аккуратно вырыли и даже корни упаковали. Что-нибудь там воткнут. Но предыдущая реконструкция убила нормальные липы! Там были хорошие взрослые липы. Вы можете дойти до Дома связи и на них посмотреть — там растут точно такие же. Еще одна подобная липа уцелела у Дворца труда на площади Минина и Пожарского. А когда-то эти деревья были высажены на всей Покровке, но при реконструкции их спилили.

Когда мы у Булавинова (Вадим Булавинов, экс-мэр Нижнего Новгорода, прим.) спросили, где липы, он сказал, что там теперь коммуникации, а, значит, нельзя деревья сажать, а только в кадках ставить.

Именно из-за зеленых насаждений Вы встаете в «живую цепь» у парка «Швейцария»?

 В том числе и поэтому. Рядом с Вашим домом тоже ведется благоустройство? Если вы хотите, чтобы в вашем сквере было хоть как-то зелено, вы должны держать руку на пульсе постоянно.

Защитники парка чего-то смогли добиться этой акцией?

«Цепь» не только выходит, но и работает в промежутках. Некоторые объекты исчезли из проекта. Ну, например, музейный комплекс исчез. Исчезла большая часть коворкингов. Два из них превратились в «читальни», а остальные просто пропали. Та же судьба постигла все объекты, запланированные на бровке — висячие мосты, башни на самых склонах. Исчезло оттуда и кафе. Так что определенный результат есть.

То, что подрядчика регулярно «подсвечивают», приводит к тому, что они в чем- то аккуратнее работают. Сейчас идет активное обсуждение по зеленой части. Анализ, который сделали специалисты ПСПШ, показал, что часть видового состава растений, которые предусматриваются к посадке, в условиях нашего климата обречен. Они все умрут. Вымерзнут в первую же зиму. Да, климат меняется, но мы еще не Кавказ и нам рано тащить сюда кавказские растения. Допустим, они переживут одну зиму, но следующая зима может быть как та, что была в этом году. Такие температурные качели растения не выдержат.

А что у нас с воздухом?

Наводить порядок, в том числе, и с выбросами, — это целесообразно в любом районе. То, что на сегодня в зоне нижегородской агломерации является экологически напряженным местом — это абсолютно однозначно. Если мы посмотрим сайты Гидрометцентра, то увидим превышение ПДК по фенольной группе, которое регулярно фиксируется то в Нижнем Новгороде, то в Дзержинске, то еще где-то. Не сильное, 1,5 ПДК, 1,4 ПДК и так далее. Но если мы с вами посмотрим нормативную базу за последние 10 лет, то мы увидим, что несколько десятков городов в стране перешли из категории грязных в категорию загрязненных. Стало вдруг хорошо. А если мы почитаем комментарий Гидромета, почему хорошо, они пишут честно — количество загрязняющих веществ в воздухе не уменьшилось, просто федерация приняла решение по фенолу и формальдегиду существенно ослабить нормативы.

В результате, когда мы видим 1,3 ПДК по фенолу, надо понимать, что это по сильно ослабленному нормативу. На самом деле все куда серьезнее. Если мы говорим с точки зрения экологической привлекательности на сегодня, то Нижегородская агломерация не привлекательна. У нас растет заболеваемость органов дыхания. Есть доклад Роспотребнадзора по итогам 2019 года, в котором опубликован анализ за 5 лет. Если мы посмотрим его, то увидим рост болезней органов дыхания на 36%. Как вы думаете, почему?!

Выбросы вредных веществ? Откуда они идут?

Три четверти выбросов в крупных населенных центрах — это автотранспорт. Здесь надо двигаться и в сторону нормального общественного транспорта и в сторону нормальных приоритетов транспортных потоков, иначе говоря, выделенных линий. Если у нас будут выделенные линии, то существенная часть людей перепрыгнет на автобусы. У них сейчас нет другого комфортного варианта.

Немцы объявили, что они закрывают производство автомашин на сжигание органического топлива. Месяц-полтора назад я об этом читал. Они мыслят стратегически. Это значит, что к 2026 году такие виды автотранспорта будут закрыты, к 2030 такие то, к 2035 такие то… и в результате бизнес, не торопясь, спокойно проводит переоборудование, переходит на новые технологии. Это не вот пришел дядя Вася и все, заварил, уходите отсюда.

Одновременно решаются вопросы, откуда брать электричество. Это часть цепочки. Так и у нас должно быть — транспорт переводим на электричество — надо думать, где будем брать аккумуляторы, как заряжать и как перерабатывать, чтоб они не в оврагах лежали.

Еще в нашем городе много выбросов от ТЭЦ. Если говорить о котельных, то они постепенно переходят на газ — быстро поняли, что жечь мазут себе дороже.

В нашем регионе планировали строить АЭС. Как думаете, она у нас появится в ближайшие 10 лет?

Про АЭС забудьте уже. Существуют две программы развития энергетики России. Программа первая — реалистичная и вторая — идеальная. В реалистичном варианте Навашинской АЭС нет. Вариант идеальный — если вдруг произойдет чудо, и мы будем не знать, чем есть деньги, куда их девать, в идеальном варианте в 2030 году мы вернемся к вопросу Навашинской АЭС.

Частный космодром — это вообще цирк. Первый этап — строительство спиртзавода, как топлива. Если бы им где-то площадку выделили — они бы на первом этапе и закончили. Но конкуренты прекрасно поняли, что появляется еще один производитель спирта, причем больших объемов. Зачем им конкурент? Там изначально было все понятно.

Фото: Павел Шуков

Через Нижегородскую область пройдет трасса М-12, будут построены экодуки. Как Вы к этому относитесь?

М-12 — это отдельная большая тема, которая незаслуженно лишена внимания. Надо понимать, что на самом деле речь идет не о скоростной трассе Москва-Казань, а о скоростной трассе Берлин-Пекин. Строительство будет вестись через всю страну на много тысяч километров. У этой скоростной дороги слева и справа будет заборчик потому, что скоростную трассу не поперебегаешь.

Я условно говорю — «заборчик». Это будет серьезное ограничение передвижения — вся страна будет разделена на две части: по ту сторону и по эту сторону забора. Если людей можно куда-то перенаправить, то животные ходят там, где привыкли. Поэтому вопрос переходов для животных и ограничений для них очень важен. Учитывая, что трасса скоростная, если кабан попадает под машину на большой скорости, то гибнет не только кабан, с высокой степенью вероятности все сидящие в машине — тоже.

У животных существуют определенные пути миграции, по которым они ходят традиционно, поэтому на многих нижегородских дорогах установлены знаки, обозначающие места гона. Они висят не просто так, здесь регулярно перебегают животные. Причем они тут всегда ходили, а мы на их пути дорогу построили. Поэтому ответственность — наша, мы должны здесь скорость снижать, потому что мы к ним в дом ворвались со своей дорогой.

То же самое с М-12. Она пересекает пути миграции. По уму, прежде чем такую трассу проектировать, нужно года 3–4 поработать в поле и выявить реальные пути миграции. Им дали известные пути миграции и проектировщики сказали, мы здесь сделаем переходы под дорогой. В основном они будут делать именно под дорогами и один экодук запланирован в Бутурлинском районе.

Один?!

— Да, в Нижегородской области запланирован только один экодук и несколько переходов, точно не помню сколько. Сейчас идет достаточно жесткая дискуссия с проектировщиками. Это тоже тема, которая важна, потому что когда проектировали, они сумели обойти охраняемые природные территории, но на выходе из Нижегородской области при переходе в Чувашию они сумели залезть на ключевую орнитологическую территорию международного значения.

Что это за территория?

Борятинское скопление журавлей — они прямо по нему нарисовали дорогу. В европейской части уже мало мест, которые не освоены человеком. Проектировщики сделали разумно — пошли туда, где нет людей. В их формате — разумно. Но именно потому, что людей нет, несколько сотен лет назад птицы там разместились. На том берегу ночевка, на этом берегу места кормления. Они туда-сюда летают и ровно по этому коридору, где они летают, нарисованы мост и переход. В результате скопление мы уничтожим. Они не будут жить в этой ситуации. Особенно на том берегу, где ночевка. Для них изменение внешнего вида рельефа, появление фактора шума и новых предметов — критично. Мы многократно обсуждали, сколь это плохо для популяции. Их не убьют, но их с этого места выгонят. Они сунутся на другое скопление, а кормовая база не изменилась, места мало. Если бы на том скоплении можно было бы прокормить еще и наши 2 тысячи журавлей, они бы были там, но, видимо, там не хватает еды. Поэтому они вступят в конкуренцию с местными журавлями.

Что будет дальше?

Первые годы, пока эта стройка идет, мы однозначно сильно ослабим нашу нижегородскую популяцию журавлей, потому что если они недоедят, то они не долетят до Африки и погибнут по дороге. Соответственно, их меньше вернется назад в Нижегородскую область, численность наших журавлей упадет, а они и так в Красной книге. Эта проблема есть, мы ее выкатили проектировщикам 1,5 года назад, а они сейчас только реагируют. Сейчас проект дошел до госэкспертизы, но даже сейчас еще не поздно что-то изменить. Поздно будет, когда мост будет построен и дорога.

Как следует поступать в такой ситуации?

В моем понимании, передвинуть трассу сейчас, пока мы только до главгосэкспертизы дошли. Признаться честно, что ошиблись, не учли важный момент. Да, надо сдвигать в сторону на лишние пять километров трассы. Да, это дороже. Это, грубо говоря, может стоить лишние 5 миллиардов рублей, но для трасы Берлин-Пекин эта сумма в пределах ошибки.

Тем более что там помимо журавлей еще территория, зарезервированная под создание особо охраняемой природной территории. Там один из последних степных участков в Нижегородской области. Надо отметить, что в Нижегородской области от изначального количества степей осталось 0,3%, то есть, практически ничего не осталось. Поэтому любой кусок степи ценен. Там склон, минимум 2 десятка видов из красной книги и тут возникает вопрос — раз краснокнижники, нужны мероприятия по охране.

Какие? Мы обсуждали вплоть до того, чтобы взять все эти 2 гектара, поднять и пересадить куда-то, но это бешеные деньги. Можно выбрать место с таким же склоном, влажностью и освещением, таким же солнечным циклом, но это фантастические деньги. Существенно дороже пяти миллиардов рублей будет. Да, чтобы этот участок обойти, нужна дополнительная проектная работа. Но если мы эту работу не начнем — проблема так и останется нерешенной.

Вернемся к экодукам. Как Вы считаете, они помогут решить проблему с гибелью животных на дорогах?

— В стране практика строительства экодуков пока нулевая. У нас [в России] есть один или два экодука, которыми мы можем хвастаться, но мы даже не знаем пока как на них реагируют животные. Нет многолетних наблюдений о том, как это работает. Поэтому мы пробуем. То, что мы попробуем в Бутурлинском районе на М-12 построить, как минимум, это хорошо, потому что животным надо создавать нормальные условия, а не просто трубу под дорогу кидать и надеяться, что лось нагнется и проползет там. Как это будет работать — мы не знаем. Может, животное будет шарахаться от этих экодуков. Может, нужно выждать 5–7 лет, пока новое поколение к ним привыкнет, но замечательно, что работа в этом направлении вообще ведется.

М-12 единственная трасса в нашем регионе, где построят такие переходы. Где еще они бы пригодились?

Хорошо бы поставить экодуки и на М-7, но М-7 надо реконструировать потому, что это позорная дорога. С точки зрения животных, у нас по М-7 от Нижнего Новгорода до Дзержинска по осевой поставлен забор, в том числе, на путях миграции животных. Вечером по темноте какой-нибудь лось или кабан выйдет по традиционному маршруту. Предположим, ему повезло, и там нет машин, он дошел до забора, а перепрыгнуть — никак. Он почти обречен. Надо дойти до забора, развернуться и уйти обратно. По закону заборов таких не должно быть. В них должны быть отверстия на путях миграции животных. С их точки зрения — они увеличили безопасность, потому что не обгоняют по встречной полосе, но с точки зрения животного мира, они каждый год убивают какое-то количество лосей, кабанов, ежей и других животных, которые выбегают, а перебежать не могут и начинают метаться. Есть все решения судов, но судебные приставы как-то плохо пристают к «Автодору». На М-7 нужны экодуки, реально нужны.

Источник: ДомостройНН