25.05.2022

Социально-экологический Союз и Госсовет России — за экологическое благополучие

Принятые западными странами санкции в ответ на проведение Россией специальной военной операции в Украине потребовали определённой корректировки законодательства, направленной на поддержку экономики. Среди серии принимаемых действий, в целом успешно поддерживающих экономику путем дебюрократизации разрешительных процедур, финансовой поддержки бизнеса и других, выделяются меры и инициативы, прямо отрицательно влияющие на обеспечение экологической безопасности страны и регионов, реализацию гражданами прав на здоровую окружающую среду. Возникла и становится всё более агрессивной тенденция деэкологизации и ограничения прав граждан на участие в обеспечении охраны окружающей среды в стране.

Ключевые направления этот тренда можно определить так:

  • Снижение обязательных требований по обеспечению экологической безопасности
  • Усложнение доступа и лишение граждан прав на участие в решении вопросов, связанных с охраной природы и защитой своей среды обитания
  • Сокращение государственного контроля за деятельностью экологически опасных объектов
  • Сокращение или отмена законодательного запрета хозяйственного освоения особо охраняемых природных территорий, требований по охране лесов
  • Перенос за пределы ответственности нынешнего поколения чиновников сроков реализации национальных проектов и государственных программ.

Наиболее опасные примеры этого тренда

1. Снижение обязательных требований по обеспечению экологической безопасности.
Законопроект депутата А.Б.Когана, руководителя направления «экология» ОНФ №116676-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/116676-8) предлагает считать утилизацией любое превращение твёрдых коммунальных отходов в топливо, что в итоге сделает ненужным ни вторичную переработку отходов, ни эффективный раздельный сбор, а любые расходы на утилизацию будут включены в тариф для населения.
Законопроект № 120074-8 того же депутата предлагает государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) для проектов любого уровня экологической опасности свести к проверке их соответствия показателям наилучших доступных технологий, включённых в справочники, «экологичность» которых обоснованно и резко критикуют эксперты. Исключив тем самым необходимые сегодня оценку и учёт последствий реализации таких проектов для здоровья граждан и состояния окружающей среды, как не соответствующих интересам государства.
Законопроект 02/04/05-22/00127256 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» предлагает оставить необходимость проведения ГЭЭ, как и государственной экспертизы проектной документации любых объектов транспортной инфраструктуры (автодороги, трубопроводы, аэропорты и т. п.) в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ), Байкальской природной территории и в Арктической зоне РФ, на усмотрение застройщика, технического заказчика и иного лица, заменив их экспертным сопровождением.
Законопроект Минприроды России «О внесении изменений в ФЗ «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты РФ» предлагает отменить проведение ГЭЭ для определения зон экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций, что может привести к прекращению действия целой главы ФЗ «Об охране окружающей среды» (глава VIII «Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций»), поскольку именно на основании заключения ГЭЭ возможно придание территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации. Одновременно, тем самым, утратят силу ряд положений ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Приказ №46 от 11.03.2022 «Главгосэкспертизы» отменил обязательность ГЭЭ для получения разрешения на строительство объектов. в т.ч. экологически опасных. Подготовительные работы, как и само строительство новых объектов, теперь могут быть по усмотрению инвестора (застройщика) начаты без наличия положительного заключения ГЭЭ.
Предлагается снижение требований к допустимому воздействию на окружающую среду и особо ценные природные объекты. Так, Минприроды России предложило отменить полный запрет на сброс сточных и дренажных вод во втором и третьем поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, если содержание опасных веществ в них не превышает нормативов (поправка в Водный кодекс России, ID 02/04/05-22/00127679). Эти пояса санитарной охраны введены для защиты от биологического и химического загрязнения источников питьевого водоснабжения граждан. Масштаб последствий отмены этого требования показывают данные Счётной палаты России, по оценкам которой из-за выброса сточных вод загрязнены практически все реки, «88% сточных вод, подлежащих очистке, сбрасываются неочищенными до требуемого уровня. 95% сельских поселений вообще не имеют канализационных очистных сооружений» (2019),
Также Минприроды России вынесло на обсуждение проект приказа, разрешающего увеличения содержания в сточных водах на Байкальской природной территории железа в 10 раз, хрома — в 1,3 раза, ртути — в 13 раз, адсорбируемых галогенорганических соединений (АОХ) — в 200 раз. Утверждение приказа позволит законно сбрасывать в байкальские реки сточные воды, содержащие, например, опасные хлорорганические вещества, диоксины и ДДТ (дуст).
Постановление Правительства России от 12.05.2022 № 855 до февраля следующего года разрешает производство автомобилей экологического класса 0. По сравнению с действующим стандартом Евро 5, «класс 0» разрешает для бензиновых авто увеличить выбросы токсичных углеводородов, оксидов азота и угарного газа почти в 3 раза. Учитывая колоссальную долю выбросов транспорта в загрязнении городов, широкое производство таких автомобилей поставит крест на планах реализации национального проекта «Чистый воздух» и крайне отрицательно скажется на здоровье населения.
Постановление Правительства России от 16.05.2022 № 886 для источников, относящихся к объектам II и III категории негативного воздействия на окружающую среду (за рядом исключений), разрешило с 01.09.2022 сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды. Произвольность определения «невозможности соблюдения» будет провоцировать чиновников на коррупцию, следствием чего станет ещё большее загрязнение наших рек и озёр.

2. Усложнение доступа и лишение граждан прав на участие в решении вопросов, связанных с охраной природы и защитой своей среды обитания.
ФЗ от 14.03.2022 № 58 разрешил утверждать и менять генеральные планы, правила землепользования и застройки и др., формирующих личную окружающую среду и комфортность жизни граждан без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Этим уже воспользовались руководители Москвы С.С.Собянин и Московской области А.Ю.Воробьев, где как раз отмечается наибольшее число конфликтных ситуаций, связанных с застройкой в т.ч. городских особо охраняемых природных территорий и парков.
Законопроект № 120074-8 депутата А.Б.Когана, в нарушение базовых конституционных прав и обязанностей граждан, всей системы законодательства об объединениях граждан и об охране окружающей среды, предполагает лишение объединений граждан права проведения общественной экологической экспертизы. В бытность министром охраны окружающей среды Подмосковья этот депутат постоянно сталкивался с инициативами граждан по защите природы и здоровья граждан Подмосковья, в тч. массовыми протестами против одобренного его министерством строительства смертоносных мусоросжигательных заводов, берущих в кольцо токсичных выбросов столицу страны. Тогда все общественные экологические экспертизы, после длительных судебных разбирательств, связанных с незаконным отказом в выдаче документации строящей эти заводы кипрской компании «РТ-Инвест», выдали категорическое отрицательное заключение в связи с высокой опасностью этих объектов для жизни и здоровья граждан. Лишение объединений граждан права проведения общественной экологической экспертизы необоснованно умножает коррупционные риски, связанные со строительством экологически опасных объектов.

3. Сокращение государственного контроля за деятельностью экологически опасных объектов.
Помимо и без того установленного правила заблаговременного информирования природопользователей о проведении проверок, и то — с разрешения прокуратуры (что уже почти лишает их смысла, т. к. к этому времени те успевают подготовиться и исключить или приостановить незаконное воздействие на окружающую среду) — Правительство РФ, постановлением от 10.03.2022 №336 ввело запрет на проведение плановых проверок предприятий и предпринимателей до конца 2022 года, что создаёт серьёзные риски в случае низкой социальной ответственности бизнеса. Обсуждается расширение срока бесконтрольной деятельности для недропользователей до 3х лет. В условиях происходящего сокращения добычи нефти из-за сокращения продаж отсутствие планового контроля за тампонированием (закупориванием) неиспользуемых скважин может привести к масштабным разливам нефти.
Рост жалоб граждан на загрязнение воздуха, вод в Рязани, Москве, Челябинске, Стерлитамаке и многих других городах, как и данные соответствующих измерений состояния окружающей среды контрольными органами, свидетельствуют об обратном — о необходимости ужесточения государственного контроля за деятельностью бизнеса.

4. Сокращение или отмена законодательного запрета хозяйственного освоения особо охраняемых природных территорий, требований по охране лесов.
Законопроектом «О внесении изменений Лесного кодекса РФ в части предупреждения распространения лесных пожаров» предусматривается возможность осуществления сплошных рубок лесных насаждений в защитных лесах и особо защитных участках лесов, примыкающих к населенным пунктам и объектам экономики, в целях обеспечения их защиты от угрозы перехода лесных пожаров. В свою очередь Минобороны России предложило ввести уведомительный характер для осуществления сплошных и иных рубок леса для нужд обороны без учёта сервитутов и правил сохранения лесов. Предыдущий опыт и современная криминальная ситуация в лесопользовании позволяют быть уверенным, что снятие контроля при планировании и проведении рубок спровоцируют массовые лесонарушения, обеспечат комфортные условия для застройки земель вокруг населённых пунктов.
ФЗ №124 от 01.05.2022 в ходе подготовки предполагал внесение изменений в федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «Об охране озера Байкал». При этом допускалось изъятие земель из региональных ООПТ, отмена экологической экспертизы для строительства на федеральных ООПТ. Только благодаря массовой общественной компании и активной позиции Координационного совета по экологическому благополучию ОПРФ удалось эти положения исключить. Однако в нём осталась возможность строительства объектов магистральной инфраструктуры, включая магистральные трубопроводы, на федеральных ООПТ без экологической экспертизы.
Не прекращаются попытки внести в законодательство поправки, разрешающие в федеральных ООПТ строительство курортов, спортивных и развлекательных сооружений и объектов массового пользования.

5. Перенос на потом, за пределы ответственности нынешних чиновников, сроков реализации национальных проектов и государственных программ.
Наиболее распространённая практика последнего времени. Перенесены сроки реализации основных мер федерального проекта «Чистый воздух». Непрерывно переносятся сроки ликвидации отходов БЦБК. Выполнение основных показателей реформы в сфере отходов также постоянно переносится «на потом»: достижение показателей по переработке твёрдых коммунальных отходов отнесено к 2030 году, достижение 100 процентной расширенной ответственности производителей тары и упаковки переносится из года в год, количество свалок, несмотря на цифры их по ликвидации, тем временем лишь продолжает расти.
Всё это отягощается ростом некомпетентности и неэффективности всей системы государственного управления охраной окружающей среды. Вот, например, приказом Минприроды России был разрешён отстрел двух медведей в национальном парке «Самарская Лука». Абсурдность документа в том, что последний медведь был отстрелян в Самарской губернии ещё позапрошлом веке. Другой пример — разрешение Минприроды России вырубки реликтовых дубов в Волго-Ахтубинской пойме. При том, что по заявке самого Министерства эта территория была объявлена биосферным резерватом ЮНЕСКО.
«Ни в коем случае нельзя, чтобы послабления ухудшали экологическое благополучие людей» — так прокомментировал руководитель комиссии «Экология и природные ресурсы» Госсовета России Глеб Никитин инициативы по ослаблению требований для бизнеса на заседании комиссии.
Социально-экологический союз с тревогой следит за развитием тренда деэкологизации управления и бизнеса, отстранения граждан и их объединений от участия в охране природы и окружающей их среды обитания и призывает Президента России и органы власти страны принять дополнительные меры по строгой охране окружающей среды в России, полноценной реализации государственной стратегии экологической безопасности, расширению прав граждан и общественных объединений по участию в обеспечении экологической безопасности.