26.04.2023

Как Нижегородская область потеряла свои Чернобыльские пятна

Чернобыльский реактор взорвался 26 апреля 1986 года, и около двух недель, продолжался выброс радиоактивных веществ в атмосферу. Все это время направление ветра неоднократно менялось, и во все стороны разлетались радионуклиды, которые постепенно оседали в разных местах планеты. Большинство радионуклидов, выброшенных из реактора, были либо коротко живущими (йод-132, йод-131, цезий-136 и др.) и достаточно быстро распались, либо наоборот, очень долгоживущими, но тяжелыми, как трансурановые элементы (плутоний-238, плутоний-239, плутоний-40, америций-241), и не улетали на большие расстояния, а большей частью выпадали примерно в 60-ти километровой зоне. Поэтому основное чернобыльское загрязнение дальше 60-ти километров от эпицентра примерно с 2-3 года аварии до наших дней представлено цезием-137

В России радиационному загрязнению подверглись не менее 19 регионов, на которых проживало около трех миллионов человек. Для упорядочивания контроля были выделены 4 зоны по плотности загрязнения цезием-137: 1–5 Ки/км2, 5–15 Ки/км2, 15–40 Ки/км2 и более 40 Ки/км2. Если плотность радиоактивного загрязнения составляет 5-15 Кюри на квадратный километр и больше, то эта территория относится к зоне с правом на отселение. 

Мало кто знает, но Нижегородской области тоже досталось своя доля от Чернобыльской катастрофы. На юге, в восьми районах, есть чернобыльские пятна — территории, загрязненные выпавшим после катастрофы цезием-137. Правда, загрязнены они не очень сильно — максимум до 1,17 при первоначальном обнаружении, сейчас до 0,98 Кюри на квадратный километр. 

Конечно же, это несравнимо с чернобыльским следом, например, Орловской или Брянской областей. На их фоне наши пятна — это скорее брызги. 

Но все-таки мы — нижегородцы, и нас в первую очередь волнует окружающая среда Нижегородской области. 

Первая информация, которую нам удалось найти, была опубликована в «Докладе о состоянии окружающей природной среды в Нижегородской области в 1992» году. В разделе 1.9 “Радиоактивное загрязнение окружающей среды” этого доклада содержатся сведения о загрязнении почв из-за выпадения радиоактивных осадков в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В Большеболдинском, Краснооктябрьском, Пильнинском, Починковском, Сеченовском, Перевозском, Вадском, Вознесенском районах обнаружены пятна радиоактивных загрязнений радиоактивным элементом цезий-137 общей площадью 285 тысяч га. В исследованных пробах почв содержание цезия-137 составляло 200 Бк/кг и выше, что больше контролируемых значений по Нижегородской области. Радиационный фон в зоне пятен составлял от 12 до 26 мкр/час при естественном фоне от 6 до 12 мкр/час.

Далее информация о изучении пятен публиковалась в областных докладах ежегодно. 

В 1997 году в докладе сообщается, что

“продолжалась работа по изучению территорий, указанных в отчете аэрогаммасъемки организацией «Тайфун» (Обнинск); более точно определены уровень и места загрязнения Чернобыльским следом южных территорий области от 0,27 до 0,98 Ки/км2”

Для справки: фон по Нижегородской области около 0,13 — 0,18 Ки/км2.

В докладе указано, что

“участки расположены вне жилой зоны и с 1990 года находятся под наблюдением областного центра Госсанэпиднадзора. Ежегодно осуществляется надзор за состоянием зоны загрязнения в соответствии с картой-схемой мест загрязнения, производится гамма-съемка местности, отбираются пробы грунта и воды, продукции растениеводства и животноводства. Данные гамма-съемки и спектрального анализа почвы и воды подтверждают вывод о загрязнении территории продуктами радиоактивного следа в связи с аварией на ЧАЭС. При этом превышения установленных нормативов не выявлено”.

Отметим для себя, что странно читать про то, что пятна находятся “вне жилой зоны”, хотя на единственной доступной нам карте некоторые населенные пункты накрыты пятнами почти целиком. 

Тогда, в 90-е годы, нижегородским хозяйствам, имеющим плотность загрязнения почв выше 1 Кюри на квадратный километр, были выданы рекомендации по уменьшению выноса радионуклида цезий-137 из почв в растениеводческую продукцию. Известно, что переход цезия-137 из почв в растения находится в обратной зависимости от содержания в ней калия, близкого ему по свойствам, особенно в почвах, легких по механическому составу. Поэтому существенно снизить его поступление в растения можно путем внесения калийных удобрений. 

Данные об исследовании чернобыльских пятен можно найти в областных докладах о состоянии окружающей среды до 2000 года. Далее информация о пятнах перестала публиковаться. С 2001 года в разделе о радиационной обстановке ежегодно публикуются данные о гамма-фоне, источниках ионизирующего излучения, содержанию радионуклидов в почве, атмосферном воздухе, в водных объектах, пищевых продуктах и пр. Но все это по области вообще, чернобыльские пятна никак не выделяются и не упоминаются. В этом легко убедиться — областные доклады о состоянии окружающей среды можно найти здесь, правда, выложены только с 2008 года. 

“Радиационного загрязнения почвы и радиационных аномалий на территории Нижегородской области не выявлено” — пишет из года в год Роспотребнадзор (бывший Госсанэпиднадзор), проводящий исследование проб почвы и образцов пищевых продуктов. Это, кстати, создало у нас иллюзию, что исследуется и почва с чернобыльских пятен, а продуктам из южных районов уделяется особое внимание. Но это была именно иллюзия, почему — мы расскажем далее. 

Цезий-137 имеет период полураспада 30 лет. Это в том числе означает, что за 37 лет, прошедших со времени Чернобыльской катастрофы, загрязнение уменьшилось больше чем в два раза естественным образом. 

Но оно все еще есть, в чем мы и убедились сами. 

Часть 1. Практическая

Летом 2022 года мы посетили несколько чернобыльских пятен в Нижегородской области, вооружившись приборами: у нас были  радиометр Atom Fast 8816 и дозиметр СОЭКС Квантум.

Село Починки

В Починках мы обследовали улицы, местный “парк”, берег реки Рудни, и не нашли никаких превышений естественного фона. Ну и хорошо, конечно же. Как видно на карте, максимум, который удалось намерить — 0,9 мкЗв/час, что вполне себе норма. 

Село Новая Слобода, Большеболдинский район

А вот тут уже можно сказать, что пятно есть. Один из признаков чернобыльского пятна — то что на дороге “чище”, чем на земле, в лесу. И это логично — дорогу постоянно чинят, переделывают, перекапывают насыпают на загрязненную почву привозные материалы… А в лесу, на лугу никто ничего не трогал с тех пор, и цезий путешествует по природному круговороту. 

Фон несколько выше, в среднем 0,10 мкЗв/час, максимум 0,13 мкЗв/час. 

Село Большое Болдино 

Фон несколько выше, чем в Починках, а максимальные значения 0,10 мкЗв/час мы нашли возле старых деревьев, опять же, в тех местах, где видимо много лет никто ничего не трогал. 

Село Больше Казариново, Большеболдинский район

Это небольшое село вблизи Большого Болдино. И мы снова видим, что фон несколько повышается, когда сходишь с дороги, на поле 0,07-0,08 мкЗв/час, в кустах до 0,13  мкЗв/час. 

Все эти цифры не должны никого напугать они вполне соответствуют радиационному фону по Нижегородской области (1 мкЗв/час = 100 мкР/ч)

Но для контроля мы провели небольшие замеры в Пустынском заказнике. (Кстати, здесь скоро должен появиться национальный парк

0,03  мкЗв/час! Стерильная природа, меньших значений мы не видели еще нигде. 

То есть фон-то он конечно фон, но видали мы места и получше. 

Часть 2. Теоретическая 

Информация о Чернобыльских пятнах публиковалась в областном докладе до 2000 года, и последнее, что было опубликовано — составлен “Радиационно-гигиенический паспорт территории Нижегородской области”, куда вошла и информация о чернобыльском загрязнении южных районов. После этого официального события в областных докладах пятна больше не упоминались. 

Нам стало интересно, почему. Если честно, мы предполагали, что был какой-то приказ типа “перестать публиковать в областном докладе, а публиковать в другом месте”, или даже “снять с контроля в связи с тем, что загрязнение незначительное”, или что-то еще в этом роде. 

Поскольку вопрос этот явно касается здоровья граждан, мы обратились в Роспотребнадзор, к главному государственному санитарному врачу по Нижегородской области Наталье Сергеевне Кучеренко. 

Текст письма: 

После аварии на Чернобыльской АЭС в нижегородской области образовались пятна загрязнений почв цезием-137 из-за выпадения радиоактивных осадков в ряде районов области (Б.Болдинский, Краснооктябрьский, Пильненский, Починковский, Сеченовский, Перевозский, Вадский, Вознесенский) с плотностью загрязнения до 1 Кюри на квадратный километр.

Информация об этих пятнах публиковалась в докладах о состоянии окружающей природной среды в Нижегородской области с 1992 года до 1999 года включительно и включалась в радиационно-гигиенический паспорт территории Нижегородской области. 

Однако с 2000 года публикация информации в докладах о состоянии окружающей природной среды в Нижегородской области прекратилась.

Просим дать информацию, ведется ли сейчас мониторинг чернобыльских очагов загрязнения на территории южных районов Нижегородской области, и если да, то какие плотности загрязнения радионуклидами наблюдаются сейчас. 

Оказывается, иногда письма граждан — тоже способ экопросвещения чиновников. 

Ответов пришло много. Наш вопрос пошел гулять по инстанциям и неоднократно пересылался ведомствами друг другу. Если честно, такого мы не видели никогда. 

Схема межведомственного взаимодействия (постараемся выражаться корректно) изображена на рисунке: 

Единственный орган, который оказался в курсе, что чернобыльские пятна в Нижегородской области когда-то были зафиксированы, и знает, где искать о них информацию — это Росгидромет. Не зря мы его так любим! 

Остальные структуры явно не в теме. 

Нижегородский Росгидромет отослал нас к докладу НПО «Тайфун», подразделению Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды «Данные по радиоактивному загрязнению территории населённых пунктов Российской Федерации цезием — 137, стронцием – 90 и плутонием — 239+240” . Сначала мы обрадовались, увидев, что доклад этот свежий, 2022 года, и Нижегородская область в нем упоминается. Однако все оказалось не так радужно — документ составлен на основе всех результатов обследований, поступивших в ФБГУ «НПО «Тайфун» начиная с 1986 года по январь 2022 года. Указано, что “все данные по содержанию цезия-137 и стронция-90, полученные в разное время, приведены к указанной единой дате с учетом поправки на радиоактивный распад этих радионуклидов”. То есть когда именно в последний раз обследовались именно Нижегородские пятна, не понятно, но в любом случае данные в Тайфуне пересчитали с учетом распада, уже хорошо. 

В докладе (страница 88) есть цифры по 138 населенным пунктам Нижегородской области, где “Тайфуном” контролируется радиационный фон. Очевидно, что не все они относятся к чернобыльским выпадениям — там, например, есть цифры по Семеновскому району — а это явно контроль за состоянием пункта хранения радиоактивных отходов.

Однако, как постоянно подчеркивают сами представители Росгидромета, их задача — заниматься только сбором данных о состоянии окружающей среды и предоставлением информации в другие органы, сам Росгидромет никаких решений не принимает. 

Но раз ведомства, уполномоченные принимать решения, не в курсе проблемы, и отвечают невпопад (ладно бы, если бы они все ссылались на Тайфун и Росгидромет) получается, что никому особо эта информация и не предоставляется, и от ее наличия нижегородцам ни тепло ни холодно. 

В общем, как мы поняли, все просто — во всех экологических ведомствах с 1986 года сменилось несколько поколений чиновников, и каждый приходит работать как с чистого листа, не интересуясь, а чем до него здесь занимались. А по пятнам — скинули все на “Тайфун” и благополучно о них забыли. 

Вывод

Хорошо, что загрязнение низкое. Плохо, что на местах работают специалисты, которые могут просто взять и забыть, что в районах Нижегородской области уже 30 лет сохраняется радиоактивное загрязнение.

И это еще было загрязнение в результате аварии на Чернобыльской АЭС! Представьте, сколько менее громких экологических проблем потерялось в чиновничьих кабинетах спустя 20-30 лет.