Все, что вы хотели знать о транспортировке радиоактивных отходов, но стеснялись спросить
До 26 марта в Нижегородской области проходят общественные обсуждения материалов обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии «Обращение с радиоактивными отходами при их транспортировании» ФГУП «РАДОН».
ФГУП «РАДОН» входит в госкорпорацию “Росатом” и специализируется на обращении с радиоактивными отходами средней и низкой активности, образующимися в народном хозяйстве (в науке, промышленности, медицине, сельском хозяйстве и т.д.). То есть, если коротко, это не отработанное ядерное топливо, не те отходы, которые сотни тысяч лет надо хранить.
«РАДОН» имеет филиалы по всей стране — в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, в Поволжье и т.д. Но нас, конечно, больше всего интересует пункт хранения радиоактивных отходов (ПХРО) в Семеновском районе Нижегородской области.
Как мы поняли из материалов к обсуждениям, в связи с очередными слияниями и поглощениями ФГУП «РАДОН» должен получить новую лицензию на транспортировку радиоактивных отходов.
Форма проведения общественных обсуждений — опрос, не самая демократичная процедура.
Мы скачали и с интересом прочитали три тома обоснования лицензии, в ближайшее время заполним опросную анкету (что и вам советуем) и отправим наши замечания.
А замечания у нас появились.
Например, сразу стало интересно, почему к описанию окружающей среды (Том 1, 4.3.4.), а конкретно растительного и животного мира, не привлекли ни одного биолога. Содержание раздела вызывает лишь умиление — ни один биолог не смог бы написать текст, который вы видите на скрине. Во-первых потому, что несолидно определять животных не до вида, даже воробьев, лягушек и паукообразных. Во-вторых, многоножки — не насекомые, тут даже неспециалист мог бы сообразить, ведь у насекомых всегда 6 ног, а у многоножек явно сильно больше, раз их так назвали
При уровне знаний людей, проводивших обследование, как-то сразу начинаешь сомневаться, смогли бы они узнать животное или растение из Красной книги, если бы его встретили.
Огорчает и описание состояния атмосферного воздуха — из него получается, что данные по загрязнению воздуха у ПХРО рассчитаны по данным, полученным Росгидрометом с постов в Нижнем Новгороде.
Как-то слишком абстрактно.
Радиационная обстановка — то же самое, приводятся данные по области и по ПФО, а не по самой площадке. Хотя замеры, разумеется, проводятся — по крайней мере так написано в разделе 8 (Том 1).
Да, да, на предприятии осуществляется производственный экологический контроль окружающей природной среды, как на территории промплощадки, так и на границе санитарно-защитной зоны. Также ведется экологический мониторинг.
Но данные почему-то не приводятся.
Почему?
В материалах много данных по загрязнению воздуха, воды, и отходам производства и потребления — все это, безусловно, важно и должно быть учтено. Но когда читаешь материалы о предприятии, занимающемся “обращением с радиоактивными отходами”, ожидаешь больше информации о радиационном воздействии, не так ли?
Основа материалов к обсуждению — транспортировка радиоактивных отходов. Тут предприятие гордится, что за 60 лет работы не было ни одной аварии при транспортировке — это, конечно, здорово, но верится с трудом.
Будем надеяться, что за последние 60 лет чувство гордости не расслабляло персонал, и техника безопасности соблюдалась всегда и везде.
Будем надеяться.
С материалами обоснования лицензии можно ознакомиться:
— на сайте Семеновской администрации https://semenov.52gov.ru/presscenter/news/28358/
— на сайте ФГУП «РАДОН» https://radon.ru/ekologiya/moo/
Заполненные опросные листы нужно отправлять на адрес radon.oobsuzdenia@gmail.com