Судьба «Туриста»
Лодочная станция находится на Гребном канале уже 45 лет, а до этого много лет стояла под Чкаловской лестницей.
Марина (имя изменено) помнит быт еще той, старой лодочной станции.
«Раньше было как: у каждого был только ящик и лодка. И если дождь или какая непогода, мы могли только каким-то тентом накрыться или перевернуть лодку и под ней прятаться.»
В 1978 году Горьковский исполком выселил лодочную станцию на край города и выделил лодочникам землю на Гребном каналев бессрочное пользование. Так что говорить о самозахвате территори и незаконных постройках очень старанно. Люди обустраивались, как могли, без особой помощи администрации города, но с ее разрешения. (Подробнее об истории лодочной станции «Турист» можно почитать здесь)
«Турист» – это единственная и последняя лодочная станция на весь город, стоящая на двух великих реках, подчеркивает Марина. 350 членов ассоциации лодочников – это 350 семей. Среди них есть и пенсионеры, и ветераны. «Мы не захватчики, мы не бомжи» – говорит она – «я не знаю, почему администрация бессовестно относится к людям, простым нижегородцам. Моя мама, дитя войны, рыдает каждый день, потому что у нас отбирают последнее место».
Сейчас в адрес лодочников звучат обвинения, что они понастроили себе тут дачи. «Разумеется, никаких дач здесь ни у кого нет» – рассказывает Марина – «Есть гаражи для лодок, у некоторых – домики для переодевания, беседки, чтобы отдохнуть с семьей. Здесь, на лодочной станции, выросло уже несколько поколений. Люди катаются по реке, рыбачат, учат детей плавать».
Домик – это всегда надстройка над лодочным гаражом, второй этаж, потому что в паводок территорию лодочной станции затапливает, иногда полностью.
«В один год вода доходила до самой дороги» – рассказывает Владимир (имя изменено), тоже член «Туриста» – «Вот, смотрите, по полосам на стенках можно видеть, до какой высоты обычно поднимается вода. На эти дни приходится вынимать лодку из гаража, иначе ее к потолку прижмет». Действительно, на каждой стене, каждом столбе можно заметить такие полосы, оставленные паводками.
Отметим, что для того, чтобы застроить такой берег, нужно будет насыпать тут несколько метров и забетонировать – то есть убить все живое.
Еще одна беда – лодочной станции не везет с директорами.
Вот уже второй директор обманывает доверие простых лодочников и вместо того, чтобы отстаивать их интересы, решает свои дела. А потом об их красивых проектах простые лодочники с удивлением узнают из СМИ.
Например, последний директор, Никита Суходоев, вступил в Ассоциацию владельцев маломерных судов «Турист» всего пару лет назад. Избираясь этой весной, он обещал спасти «Турист», и вот к осени придумал, что единственный путь спасения – это переезд лодочной станции на Бор.
Казалось бы логично, лодочники переедут, освободят землю, так нужную застройщику, и построят новую красивую лодочную станцию на другом берегу.
Но на самом деле переезд не решит проблему.
Потому что никто не переедет.
И Марина, и Владимир рассказывают, что да, был опрос про возможный переезд на Бор, конкретных условий, что-почем, озвучено тогда не было. Примерно 70 человек высказалось, что были бы не против — и вдруг директор это выставил так, будто ВСЕ лодочники готовы переехать.
Во-первых, это дорого. Многие члены «Туриста» – пенсионеры, и сумма в сотни тысяч рублей, которая понадобится для обустройства на новом месте для них абсолютно неподъемная. В новом «Туристе» все будет типовое, красивое, по проекту. Старый домик при этом нужно будет снести за свой счет, разумеется, а все хозяйство выбросить.
Во-вторых, это очень далеко, и для тех же пенсионеров, многие из которых не имеют автомобилей, это критично. До нового места им придется ехать на общественном транспорте, плюс еще 2 километра пешком от трассы до берега.
Получается, лодочная станция на борской стороне – это будет ДРУГАЯ лодочная станция.
Наверное, кто-то новый захочет в нее вступить, но для «Туриста» это не выход. Тем более что и земельный участок выделен не под «Турист», а под другое юридическое лицо АНО «Региональный центр развития и поддержки социальных и социально-значимых проектов».
«Пусть бы он брал эту землю, вкладывался бы в нее, делал там, что хотел, зачем он нас в это впутал?» – говорит Марина – «У нас никакого раскола нет — просто обижают простых людей».
За все эти годы ни городская, ни областная власти ни разу не вышли на диалог с лодочниками, предпочитая решать проблему методом давления. Лодочники неоднократно пытались и пытаются достучаться до властей, в том числе до губернатора Нижегородской области Глеба Никитина. Пишут обращения в различные инстанции, вот даже Следственный комитет уже возбудил дело.
Однако никакого диалога нет.
«И туда в администрацию не дают пойти, и сюда не хотят прийти поговорить, только административными мерами, снести и все. Никто никогда не выслушал».
Марина рассказывает, что сколько они не пытались, у них с матерью не получилось записаться на прием ни к губернатору, ни к замгубернатора, ни в Министерство имущественных отношений.
«Это неправильно по отношению к людям. столько лодочников выкинуть в никуда, это что, это так наша власть работает, которую мы выбираем?» – с горечью спрашивает Марина.
Весной, объясняя, почему лодочную станцию нужно выселить с земли, Министерство имущества и земельных отношений Нижегородской области давало такой официальный комментарий:
«Учитывая, что данная территория расположена в зоне отдыха нижегородцев и гостей города, она не могла и дальше использоваться в таком виде, ее необходимо было привести в порядок и дать возможность доступа к месту отдыха не только членам лодочной станции, но и всем нижегородцам».
Звучит цинично, учитывая, что это самое место отдыха, один из последних кусочков Волжской поймы в ее естественном виде, предполагается наоборот, уничтожить, застроив многоэтажными домами.