21.07.2022

Ботаник Илья Мининзон раскритиковал документы по планировке трассы Восточного обхода

Мининзон Илья Львович – действительный член Русского Географического и Русского Ботанического обществ, биолог Ботанического сада ННГУ Лобачевского, в чьем профессионализме сомневаться не приходится.

Илья Мининзон раскритиковал проект планировки Восточного обхода, утвержденный Приказом областного Минграда  №06-01-03/4 от 11.03.2022г.

Отметим, что документация по планировке содержит всего 2 предложения о защите природы, которые не подкреплены обоснованиями:

1) стр.36 «на период строительства и эксплуатации автомобильной дороги предусмотрен перечень мероприятий по охране окружающей среды».  Однако конкретные мероприятия не перечислены.

2) стр.11 «для обеспечения безопасного пересечения животными объекта транспортной инфраструктуры, пересекающего пути их сезонных миграций, проектом предусматривается строительство подземных биопереходов — 6 шт.»

Биолог отмечает: «как мы полагаем, помимо этого необходимы и биопереходы на уровне окружающей поверхности земли. Для отведения поверхностного стока предусмотрено строительство сооружений ливневой канализации. Указана длина трубопроводов, водоотводных канав и водопропускных труб, однако, не указана их пропускная способность в кубометрах в единицу времени (с. 11). Без указания этих величин, как мы полагаем, сведения о наличии водоотводных сооружений будут чисто декларативными. Кроме этого, где гарантия, что т.н. подземные биопереходы для животных не будут играть роль водоотводных канав и прохождение по ним животных будет невозможным?».

И.Мининзон выразил сомнения относительно того, что биопереходы будут использоваться животными, поскольку во время паводка они могут оказаться затопленными.

Также Илья Мининзон подверг критике документы, выполненные ООО Терпланпроект, которые легли в основу утвержденного проекта планировки.

Ученый проанализировал т.н.«обосновывающие материалы» — документы, обосновывающие проведение трассы Восточного обхода по выбранной территории Кстовского района, которые по заказу областных властей готовила омская организация ООО Терпланпроект.

Вывод однозначный — некомпетентность проектной организации, которая перепутала регионы и исследовала территорию Омской области и других субъектов РФ.

1) Авторы проекта утверждают, что «Орография данной территории представлена Мещерской низменностью, которая характеризуется относительно пологим и выровненным рельефом местности. Рельеф местности проектирования представляет равнинную пойменную часть Волги.» (С. 9).

Меж тем Мещерская низменность находится в Рязанской, Московской и отчасти во Владимирской областях. Выражение «равнинная пойменная часть Волги» — нелепа. Надо писать: «…представляет участок правобережной поймы р. Волги».

Создается впечатление, что авторы проекта некомпетентны в географии и не сочли нужным ни проконсультироваться с нижегородскими географами, ни изучить литературу по географии Нижегородской области (ссылок на литературу и картографические материалы в анализируемом тексте мы не обнаружили).

2) Далее они пишут: «Растительность солончаково-луговая, солонцеватая и лугово-болотная, сельскохозяйственные земли и березовые колки лесостепной зоны. Заболоченность лесостепи занимает до 50%, что объясняется равнинностью междуречий, обилием бессточных межгривных понижений, близкий водоупорный горизонт.» (С. 9).

Это – описание территории в Омской области, где действительно, в поймах Иртыша, Оми и пр. наблюдаются именно такие растительные сообщества.

В нашем же случае растительность – поемные дубравы, сосняки, черноольшаники, древесные ивняки, осокорники и дериваты всех этих типов, поемные луга различного уровня, сельскохозяйственные земли. Солончаков, солонцов, березовых колков и лесостепи здесь нет!

Создается впечатление, что авторы не только не сочли нужным проконсультироваться с нижегородскими ботаниками и изучить литературу по растительности области (ссылок на литературу в анализируемом тексте мы не обнаружили), но попросту перенесли данные по своей Омской области в Нижегородскую!  Это еще раз заставляет сомневаться в компетентности авторов проекта.

Таким образом, утвержденный проект планировки Восточного обхода основан на документах исследований других регионов, не имеющих отношения к Нижегородской области, не содержит мероприятий по охране флоры и фауны, в том числе краснокнижных видов Артемовских лугов, предложенное строительство 6 подземных биопереходов является фикцией, а не защитой животного мира.