18 апреля 2004 года Клуб «Зеленый парус» совместно с Агентством Волжской Экологической информации провел городскую игру «Транспортация». Ее девиз — «По центру Нижнего — пешком и на трамвае!»

Это событие посвящено весеннему Маршу парков и делает акцент на экологических
проблемах транспорта. Мы — за безмашинный, пешеходно-трамвайный исторический
центр Нижнего Новгорода, по образцу центров европейских городов, и это воскресенье
провели так, как если бы центр Нижнего уже таким и был. Исторические центры
гоордов с радиальной планировкой наиболее страдают от пробок и смога, и в Европе
безмашинные центры давно пробили себе дорогу, во Фрайбурге такая зона занимает
целых 10000га.

А вообще-то «Транспортацию» организовали впервые в Москве в международный День
без машин, чтобы показать преимущества передвижения по мегаполису на общественном
транспорте, что в условиях пробок эффективнее, не говоря уж об экологичности,
чем на автомобиле. В ней моделируются типичные перемещения горожан, дело каждой
из соревнующихся команд — выбрать свой маршрут и виды общественного транспорта.

Большинство игроков — нижегородцев и примкнувших к ним балахнинцев и дзержинцев
— оказались людьми взрослыми, от 19 до 45: студенты (биологи, социологи, программисты,
лингвисты), инженеры. И взрослые веселились, открывая для себя маленькие городские
секреты, по крайней мере не меньше детей, которые тоже участвовали в игре, открывая
для себя город и его пути. 18 апреля — Международный День памятников и исторических
мест, и все 12 «контрольных точек», которые посетили соревнующиеся команды «Транспортации»,
связаны с историей Нижнего Новгорода. В каждой точке команда выполняла определенное
задание, чтобы удостоверить свое пребывание в ней. Считали ступеньки на внешней
деревянной лестнице палат Олесова — жилого дома 17 века, проверяли, есть ли
шнурки на обуви задумчиво сидящего на набережной Федоровского Максима Горького,
описывали изображения на изразцах на домике Петра I (птица Сирин, крылатый волк),
искали, на каком дереве в Кремле поселилась ведьмина метла… А вот маршрут
— куда пойти сначала, куда потом, на каком участке воспользоваться электротранспортом
— каждая команда составляла свой. И одинаковых маршрутов не было. Кто-то воспользовался
знанием кремлевских спусков, кто-то сократил путь за счет «преодоления нижегородских
склонов» с помощью улиц Суетинской и лесенок, выходящих на Рождественскую…
«Крутые пингвины» получили приз за самый эффективный пешеходный маршрут, они
гордо не воспользовались транспортом, еще бы — глава, Александр Колесников,
заядлый турист. Изнеженные «Амазонки из 19-й», напротив, оказались грамотными
трамваеездами, удачно воспользовавшись на своем маршруте несколькими номерами
этого транспорта. «Изотопы» пришли позднее всех, искренне признавшись, что получили
огромное удовольствие от прогулки по городу, а инженер Юрий Куликов, единственный
велоучастник, определил себя как «намотавшего больше всех километров и меньше
всех уставшего».

…Рядом с памятниками истории или даже в них находятся современные магазины
и учреждения, куда так или иначе заглядывают горожане. Совмещать полезное с
приятным и не менее полезным можно, если перемещаться пешком, а для этого нужно
знать старый город, с его переплетением улочек, пешеходных мостиков, съездов
и лестниц. Для всех участников «Транспортации» город, живой организм, уже никогда
не будет безликой суммой дорог, зданий и парковок, и вряд ли кто-то из них «прирастет»
к рулю автомобиля. Тем более, что все участники получили удостоверение пешехода
и знатока нижегородских улиц.

Ирина Фуфаева, АВЭ-инфо
kasha@dront.ru