Смертоносная забота
Миллионы рублей город ежегодно тратит на вредные, с точки зрения экологов, мероприятия: многократное кошение травы летом и сгребание опавшей листвы осенью. Поэтому даже радует, что на благоустройство в городе выделяется так мало средств.
Работники администрации говорят, что на все денег не хватает. В этом году из бюджета на благоустройство выделено всего 90 млн рублей. Если в 2010 году на 1 кв. м получалось 7 рублей, то в 2013-м квадратный метр обслуживают за 5 рублей.
«За такие суммы можно лишь один раз покосить траву да лавочки с урнами покрасить», — говорят в управлении благоустройства.
Так может быть, это и хорошо, что денег на «благоустройство» становится меньше? Может быть, они уже угомонятся в своем рвении, и действительно будут косить газоны не 4-5 раз за сезон, а один? Или вообще бросят это вредное занятие? Для экологической общественности очевидно, что чем меньше наше управление благоустройства получит бюджетных денег, тем меньше зла оно причинят городской природе.
«С деньгами там вообще происходит что-то странное, — удивляется Председатель Совета Экологического центра „Дронт“ Асхат Каюмов: Их не хватает на большинство расходов, важных для выживания живой природы в городе, например, на полив деревьев летом, на подкормку обестравленно-обезлиственных газонов, на посадку нормальных, а не прутиковидных саженцев и пр. Но зато в выкашивание всего и вся, в оцветочивание и в сбор и вывоз листвы городские благоустроители готовы вкачивать все доступные им ресурсы. Создается ощущение, что у них есть несколько отработанных схем освоения денег и им они комфортны».
Но наши благоустроители всегда найдут оправдание своим действиям, не возможно же признаться публично, что делаешь что-то не то.
Как сообщила Елена Варшав, зоолог, кандидата биологических наук, доцент кафедры биологии, химии и биолого-химического образования НГПУ: “Конечно, у себя в садах листву убирать надо, но ведь в городе растут совсем другие породы деревьев! Полное изъятие листвы будет способствовать обеднению почвы на этих участках, далее, как следствие, и деревья будут в угнетенном состоянии. И получается наоборот, мы создаем условия, ослабляющие деревья, и они будут менее устойчивы и более подвержены нападению вредителей. Про искусственные газоны ничего не могу сказать, там и так все естественные природные связи разрушены. А вот в парках, скверах, и других ненарушенных природных сообществах убирать листву недопустимо! А если вспомнить ещё и про постоянное выкашивание травы под ноль, то получается, что к зиме не создается прослойка, предохраняющая почву от мороза, и больше вероятность, что при малоснежной зиме промерзнет верхний слой почвы. А это значит, что будут погибать и полезные почвенные насекомые, такие, как жужелицы, например, и другие хищные жуки».
Далее: по словам Елены Синевой, «листва собирается, вывозится и утилизируется на полигонах».
Ну, слово «утилизация» тут никого не должно смущать, кто хоть раз видел наши полигоны, тот понимает, что мешки с листвой просто кидают вместе с другим мусором. Ничего волшебного с ними там не происходит.
Когда опавшую листву с газонов сметают, этим создается внешняя видимость как бы ухоженности, прибранности. Но природе — деревьям и кустарникам — наносится непоправимый ущерб. Ведь подстилка из листвы и мелких отмерших побегов — важнейший элемент природных экосистем.
Через подстилку осуществляется сложнейший обмен веществ, взаимодействие высших растений с низшими. В подстилке живут многие столь необходимые лесу насекомые, нужна она, прямо или косвенно, птицам. Она как губка впитывает влагу и отдает ее корням деревьев и других растений. А ведь города по условиям увлажнения сравнивают с полупустынями и даже с пустынями.
Подстилка — это и одеяло, надежно предохраняющее почву в зимние месяцы от промерзания, а летом от опасного уплотнения. Ведь почва в лесах обычно рыхлая, богатая воздухом и влагой. Но лишенная подстилки, она быстро уплотняется. Именно из-за такого уплотнения почвы во многих городских парках и скверах гибнут деревья.
Кроме того, подстилка из листьев и опавших побегов — отличное органическое удобрение, ведь деревья и кустарники, как правило, никто не удобряет. Поэтому нужно помнить, что листва -это не мусор, а единственное для деревьев и кустарников удобрение. Лишенная опада почва неизбежно истощается. Замечено, что лишенные опавшей листвы деревья в парках через 20 лет снижают прирост в 1,5 раза. Деревья и кустарники ослабевают, хиреют, становятся более уязвимыми для вредителей и воздействия болезней.
Увы, госпожа Синева, которая постоянно кичится своим биологическим образованием, рассуждая о природе, оперирует исключительно древними, давно устаревшими садово-огородническими понятиями. Есть большие сомнения, смогла бы ли она сейчас сдать экзамен по экологии.