15.09.2014

Хочет ли городская администрация уничтожать биоразнообразие?

Подводя итоги летнего сезона, экологическая общественность вынуждена контатировать, что в Нижнем Новгороде продолжается процесс разрушения городских экосистемы на деньги городского бюджета. Мы имеем ввиду необосновано частое кошение травы. Особенно губительно это сказывается на нижегородских склонах.

Уже несколько лет продолжается дискуссия с городской администрацией по этому поводу. Из последнего письма, подготовленного Управлением по благоустройству, мы с интересом узнали, что разрушение луговых экосистем происходит не случайно, и выкашивание склонов действительно ставит целью ограничение разрастания не-злаковых трав, т.е. — разрушение устойчивых луговых экосистем.  Хотелось бы надеяться, что данное письмо не свидетельствует о сознательной антиэкологической позиции администрации Нижнего Новгорода, а только отражает низкую квалификацию и неграмотность в вопросах биологии и экологии сотрудника Управления по благоустройству, подготовившего указанное письмо, и по неизвестным нам причинам лоббирующего постоянное выкашивание травостоя.

Экологичсекий центр «Дронт» собрал мнения ведущих нижегородских ученых-биологов по поводу этого письма, которые обнаружили в позиции Управления по благоустройству множество слабых мест, и в свою очередь, обратился в администрацию Нижнего Новгорода с  открытым письмом.

Кстати, уже 600 подписей собрано под петицией депутатам Городской Думы с требованием  изменить нормативную базу, чтобы кошение травы велось не во вред природе. Сбор подписей продолжается.

Текст открытого письма.

Уважаемый Олег Александрович!

Экологический центр «Дронт» на наше обращение в администрацию Нижнего Новгорода по поводу выкашивания травы на склонах нагорной части Нижнего Новгорода  получил ответ от Управления по благоустройству (№ 25-722/14-ис от 24.07.2014 г.), в котором отстаивается необходимость кошения склонов с точки зрения борьбы с оползнями и высказывается ряд позиций по обеспечению устойчивости зеленых насаждений на склонах.

С удивлением мы обнаружили, что Управление по благоустройству в данном вопросе занимает противоположную целям охраны природы точку зрения, и открыто сообщает о том,  что стремится к уничтожению биоразнообразия на склонах, разрушению природных сообществ и населению везде исключительно злаковых трав, ограничивая «в распространении семян и разрастании» двудольные растения.

Все это особенно печально в свете того, что Волжские и Окские откосы являются уникальными природными комплексами, на которых произрастают, в том числе, и виды, занесенные в Красную книгу Нижегородской области и Красную книгу РФ. Также важно отметить, что разрушение природных травянистых сообществ на склонах ведет и к уменьшению численности различных видов животных: насекомых и птиц (в том числе занесенных в Красные книги).

Собственно, в письме Управления по благоустройству постулируются две вещи. Во-первых, противооползневую функцию выполняют только однодольные корневищные растения. Во-вторых, с помощью интенсивного кошения Управление по благоустройству эти самые однодольные злаки якобы разводит.

Тезисы, изложенные в указанном письме, показались нам спорными, и мы попросили нескольких ведущих нижегородских ученых-биологов высказать свое мнение по этому поводу. Независимо друг от друга, они написали нам, что регулярное выкашивание склонов, происходящее в Нижнем Новгороде, наносит вред городским экосистемам и биоразнообразию, разрушает экологический каркас города и вряд ли может способствовать предотвращению оползневых процессов (экспертные заключения прилагаются).

Кроме того, эксперты высказали следующие замечания:

• в книге Карпова Б. Н. «Инженерная защита города Горького», на которую ссылается Управление по благоустройству, упоминается, что откосы нужно не только выкашивать, но и поливать. Однако полив откосов в Нижнем Новгороде не наблюдается;
  • следует учитывать, что за время, прошедшее с написания этой книги (35 лет),  радикально изменились орудия кошения, которые стали более агрессивны к растениям, и не срезают, а скорее разрывают, «измочаливают» их. Это, а также то, что скашивание производится практически до уровня почвы, увеличило негативное воздействие от выкашивания;
  • вопреки утверждениям не только однодольные корневищные растения выполняют противооползневую функцию, в частности, многие бобовые тоже могут удерживать склоны;
  • слишком интенсивное выкашивание приводит, наоборот, к вытеснению злаковых и развитию бурьянной растительности, поскольку сорняки более пластичны.

Приходится констатировать, что в указанном письме Управления по благоустройству содержится целый ряд заявлений, противоречащих существующим научным данным. Хотелось бы надеяться, что оно не свидетельствует о сознательной антиэкологической позиции администрации Нижнего Новгорода, а только отражает низкую квалификацию и неграмотность в вопросах биологии и экологии сотрудника Управления по благоустройству, подготовившего указанное письмо и по неизвестным нам причинам лоббирующего постоянное выкашивание травостоя.

Учитывая изложенное, вынуждены выразить сомнения в том, что такие лица могут компетентно заниматься городским озеленением и просим решить вопрос с назначением в этой сфере более компетентных сотрудников.

Приложения:

• Экспертное заключение Бакки С. В., кандидата биологических наук, Председателя Нижегородского отделения Союза охраны птиц России, и Киселевой Н. Ю., к.п.н., доцента кафедры экологического образования и рационального природопользования НГПУ им. К. Минина, вице-президента Союза охраны птиц России,Почетного работника охраны природы РФ.
  • Экспертное заключение Шестаковой А. А., доцента кафедры ботаники ННГУ им. Лобачевского, кандидата биологических наук
  • Экспертное заключение Штырлиной О. В., кандидата биологических наук, доцента НГПУ им. К.Минина
  • Экспертное заключение А.И.Широкова, директора НИИ Ботанический сад ННГУ, доцента кафедры ботаники ННГУ, кандидата биологических наук
  • Экспертное заключение Мининзона И. Л., действительного члена Русского Ботанического и Русского Географического обществ, сотрудника Научно-исследовательского института — Ботанического сада ННГУ им. Н.И. Лобачевского
  • Экспертное заключение Варшав Е. В., кандидата биологических наук, доцента кафедры биологии, химии и биолого-химического образования НГПУ им. Минина, член Русского Энтомологического общества и А.А.Затакового, биолога, члена Русского Энтомологического общества

Председатель Совета Экологического центра «Дронт»

А.А. Каюмов

Экспертные заключения можно скачать здесь (pdf).