Создание углеродного рынка началось одновременно со вступлением в силу Киотского протокола.

Рыночные механизмы — один из основных инструментов климатической политики, с помощью которых государства и компании могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках.

Современный углеродный рынок развивается по нескольким направлениям. Первое – это национальные и государственные системы квотирования. Самый первый и яркий пример — Европейская система торговли выбросами (EU ETS).

Второе направление – проектное — торговля сокращениями выбросов в рамках проектов (главным образом, в рамках механизма чистого развития). К примеру, развитые страны могли инвестировать в технологии и инфраструктуру сокращения выбросов развивающихся стран. В рамках механизма чистого развития страна-инвестор как бы покупала свои единицы сокращения выбросов за счет вложений в зеленые проекты бедных государств.

Третий вариант функционирования углеродного рынка – торговля квотами между странами – так называемые зеленые инвестиции. В этом случае в обмен на углеродные квоты страна получает средства, которые должна вложить в мероприятия по снижению выбросов парниковых газов. Существует и еще один вариант — региональные системы торговли квотами.

Помимо решения основной задачи по сокращению выбросов парниковых газов создание углеродного рынка позволяет достичь ряда других целей. Одни страны и компании могут выполнять свои обязательства по выбросам через покупку разрешений на выбросы и других продуктов углеродного рынка в зависимости от типа рынка и страны. Другим государствам участие в купле-продаже углеродных единиц дает возможность привлечь инвестиции и использовать технологии по сокращению выбросов, что позволяет создать условия для эффективного развития экономики.

Один из самых важных результатов создания углеродного рынка и систем квотирования выбросов — формирование механизма включения издержек на сокращения выбросов парниковых газов в цену продукции. Естественно, повышение цены на энергоносители за счет включения углерода снижает конкурентоспособность ископаемых видов топлива и углеродоемкой продукции.

Современный мировой углеродный рынок включает в себя обязательные системы торговли выбросами и рынки добровольных обязательств, формально не требующие какого-либо официального вмешательства. Согласно отчету Ecosystem Marketplace и Bloomberg NewEnergy, объем торговли в рамках обязательных систем вырос в 2010-м году по сравнению с 2009-м на 1,25%, тогда как добровольный в этот же в период — на 34% до рекордного значения 131 миллион тонн эквивалента диоксида углерода, или 424 миллиона долларов США.

Важно отметить, что торговля единицами выбросов — самый «молодой» сектор, поэтому скачки – взлеты и падения, это неотъемлемая и вполне естественная часть становления, за которым, по мнению экспертов, последуют этапы роста и развития. Особенно впечатляют успехи локальных рынков, но огромные обороты набирают и национальные, региональные и отраслевые рынки.

На провалы углеродного рынка повлияла неопределенность развития рынка после 2012 года и политические разногласия по вопросам создания торговых систем в ряде развитых стран. Последствия рецессии в промышленно развитых странах привели к уменьшению объемов выбросов парниковых газов естественным образом за счет сокращения производства.

Торговля квотами в том виде, в котором она реализовывалась в рамках Киотского протокола, вызывала много нареканий у представителей общественных экологических организаций поскольку зачастую проекты зеленых инвестиций оказывались не зелеными, а далекими от экологии бизнес-проектами. Были прецеденты и двойного учета сокращений.

«Планы запуска национальных или региональных схем углеродного регулирования обнародовали уже около 90 развитых и развивающихся стран. Около 40 государств и более 20 регионов уже ввели цену на углерод в форме углеродных налогов или запуска рынков сокращений выбросов, которые покрывают примерно 12% их мирового объема,» – пишет Коммерсант.

О возможности введения цены на углерод объявили и российские власти — в лице главы Минприроды Сергея Донского. Экологическое ведомство разработало методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов. Документ устанавливает порядок количественного определения выбросов парниковых газов в организациях, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в России для целей мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов. Методические указания содержат формулы расчета выбросов парниковых газов отдельно по различным источникам.

Позиция российского бизнеса по отношению к разрабатываемой системе углеродного регулирования остается неоднозначной. Ряд компаний призывает к немедленному созданию углеродного рынка, другие выступают против введения регулирования, предлагая отложить этот вопрос до 2018 года.

«Процесс создания углеродных рынков набирает обороты, – рассказывает Георгий Сафонов, Директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ. – Практически все партнеры России по БРИК активно включаются в процесс. Стоять в стороне – не выгодно. У российских предприятий по сравнению, например, с японскими, доступный потенциал по сокращению выбросов – колоссален. Кроме того, многие российские компании уже провели подготовительную работу в этом направлении и представляют, как и с чего начать. Кроме того, в условиях негативных тенденций развития экономики, такие вариант могут стать дополнительным импульсом для развития и стимулирования национальной экономики…»

По мнению Ольги Сеновой, руководителя Климатического секретариата Российского социально-экологического союза, торговля углеродными квотами — это непрозрачный механизм, «неправильное решение», которое не ведет напрямую к снижению выбросов парниковых газов, и поэтому неприемлем. Другие механизмы углеродного рынка (например, инвестирование в проекты других стран) на первый взгляд выглядят более обещающими для стимулирования низкоуглеродного развития. Но тут ключевым принципом должны быть подход наилучших доступных технологий и прозрачность принятия решений по отбору низкоуглеродных проектов. Такой подход может иметь перспективы для России.

У многих общественных организаций, особенно развивающихся стран, есть мнение, что углеродный рынок – это часть монетизации природы и внедрения цены на ее «услуги», и при таком подходе, скорее всего «права на природу» в конечном итоге достанутся корпорациям «Глобального Севера». А для гарантий «климатической справедливости», для решения экологической и климатической проблем надо менять всю экономическую структуру, включая ее финансовые институты (System change, not climate change – один из крайне популярных лозунгов), вместо того, чтобы встраивать «экологический аспект» в существующую версию глобальной рыночной экономики, на протяжении последних десятилетий демонстрировавшую свою несостоятельность.

rusecounion.ru