Хроника гражданского противостояния и общественная реакция на «дело «Дронта»»

Дмитрий Доронин

5 февраля 2016 года закрылся экологический центр «Дронт» – одна из старейших и наиболее эффективных экологических НКО в России. «Дронт» был создан в 1989 г. для осуществления различных природоохранных программ и проектов, имел в своём составе более тридцати структурных подразделений, занимающихся защитой окружающей среды, законотворческой, образовательной и другой деятельностью. Сотрудники организации выступали экспертами в комиссиях государственной и общественной экологической экспертизы, помогали гражданам отстаивать свои экологические права. «Дронт» был одной из главных организаций, активно выступавших против строительства и пуска атомной станции в Нижегородской области, а также против поднятия уровня Чебоксарской ГЭС до 68 метров с последующим затоплением заповедных и жилых территорий. В 1998 г. «Дронт» вошел в десятку НПО России, внесших наибольший вклад в развитие демократии и формирование гражданского общества в стране.

Причиной закрытия «Дронта» стало его включение в мае 2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не смотря на то, что в соответствующем законе деятельность в области защиты растительного и животного мира не относится к политической. Однако с 2014 г., помимо «Дронта», в перечень «агентов» вносятся и другие экологические организации: «Экозащита!» (г. Калининград), Ассоциация «Партнерство для развития» (г. Саратов), «Сибирский экологический центр» (г. Новосибирск), Алтайский краевой эколого-культурный общественный фонд «Алтай – 21 век» (г. Барнаул), «Зелёный мир» (г. Нижний Новгород), «Экологическая вахта Сахалина» (г. Южно-Сахалинск), «Общественный экологический центр «Даурия» (г. Чита), «Байкальская экологическая волна» (г. Иркутск) и пр.

«Культурный протест» общественности. Все эти организации хорошо известны с 1990-х гг. как местным жителям, так и за пределами их регионов, поэтому каждый случай включения в «иностранные агенты» сопровождался бурной общественной реакцией как в Интернете, так и офлайн. В случае «Дронта» такая реакция была наиболее значительной, многие из её особенностей оказались сюрпризом и для самого экоцентра.

Во-первых, в ответ на обращение «Дронта» нижегородцы «всем миром» за три недели собрали необходимые для штрафа экоцентра 300 тысяч рублей.

По словам директора «Дронта» Асхата Каюмова, люди перечисляли деньги, не выставляя никаких требований, часто не указывая своих данных. Было два платежа по 20 тысяч рублей, были суммы и 100 рублей, и 1000 рублей – всего порядка сотни переводов. Мы поняли, что нас не считают какими-то городскими сумасшедшими, что обществу мы нужны, если есть такая поддержка. Для нас это – гигантский кредит доверия. Чувствовать за спиной поддержку нижегородцев – это дорогого стоит.

Одно из сообщений Асхата Каюмова в соцсетях о сборе средств на погашение штрафа.

В ходе сбора средств возникали интересные формы благотворительности, которые можно назвать экономическим флешмобом. Асхат Каюмов рассказал группе МАФ о некоторых из них:

Ну, например, публичная активность была следующая: есть одна прекрасная женщина, он из информационной сферы какой-то такой. Она у себя на страничке написала: «Послезавтра у меня день рождения, все будут меня поздравлять. У меня просьба: не надо мне поздравлений, не надо мне подарков. Вот – обращение «Дронта» с реквизитами. И я прошу, перепостьте как можно больше и, по мере возможности, помогите». Человек попросил это в качестве подарка на день рождения – помочь «Дронту»!

В другом случае педагоги досугового психологического центра перечислили оплату своих мастер-классов в пользу экоцентра.

Благотворительные занятия педагогов-психологов в пользу «Дронта».

Во-вторых, помимо денежной помощи нижегородские экологи были постоянно окружены моральной поддержкой офлайн и онлайн. По словам Асхата Каюмова:

Реакция оказалась на удивление очень позитивной для нас. Во-первых все СМИ охренели, не было ни одного негативного комментария в СМИ, были или нейтральные, или удивлённые в формате «чё это они?» – вот, когда пришла проверка. ˂…> Письма по электронке, конечно, были – типа «держитесь, ребята, мы с вами!» Подобных-то обращений полно. И в силу узнаваемости нашей организации у меня до сих пор, когда идёшь по городу, в день, там, два-три человека подходят со словами: «Ну, вы как там? Отбились от этих мудаков? Мы с вами!» Совершенно чужие люди, которых я первый раз в жизни вижу. Просто, вот, идёт человек по улице, увидит меня и говорит: «О! Слушай, я чё-то слышал, там какая-то хрень про вас?!» ˂…> И на концерте народ просто подходил к нам: «Ну, чё, держитесь? Нормально? Ну, как у вас?» Вот, как сказал тот же «Хроноп», тот же Демидов в своей песне: «В тяжёлые времена хорошие люди, вот, приходят «Дронту» помогать! А потом? Уж потом напиваются».

В-третьих, группа неравнодушных горожан-нижегородцев организовала благотворительный уличный концерт в поддержку «Дронта». (Эта же активистка постоянно освещала в Интернете события, происходящие с «Дронтом».) Организаторы концерта назвали свою инициативу праздничным «нет» и культурным протестом.

Афиша благотворительного концерта в поддержку «Дронта»

«Мы отказались от пикета, митинга, потому что хотели провести яркое, позитивное событие. С участниками концерта заранее была договоренность: никто никому ни за что платить не будет. Этот концерт – просто повод выразить гражданскую позицию», – объяснила лидер группы Мария Попова. В концерте приняли участие музыканты и актёры, известные как в Нижнем Новгороде, так и за его пределами: Вадим Демидов (группа «Хроноп»), Александр Пичугин (группа «Южное шоссе»), школа ирландского танца Sionnach, театр «Бусё», кантри-группа «Тri вискаря», фольклорно-этнографический ансамбль «Свети-Цвет» и др.

Вадим Демидов (группа «Хроноп») на благотворительном концерте в поддержку «Дронта».

Участники хорошо понимали политическое значение такого концерта как общественно-политического прецедента. Асхат Каюмов рассказал в интервью группе МАФ:

Ну, вот послушай концерт, там группа «Южное шоссе», которую возглавляет руководитель информационного нижегородское агентства «ИФ-регион», он открывал концерт. Он говорит: «Поздравляю вас! Если вы хотите дышать чистым воздухом – вы все иностранные агенты!» Все: «Ёо!»

«Концерт в поддержку «Дронта» – событие, которое ни разу не происходило в стране. У нас принято, что если ты чем-то недоволен, выйти на улицу с плакатом и поорать, что все сволочи. А вот организовать позитивное мероприятие и устроить праздник – это редкость. И я рад, что это происходит в Нижнем Новгороде», – подытожил Асхат Каюмов.

В-четвёртых, можно выделить ещё один аспект общественной реакции – символические дары «Дронту» от нижегородцев в знак поддержки. Так, например, на благотворительном концерте его организаторы подарили Асхату Каюмову флаг «Дронта» и тираж значков «Дронт вымрет? Не дождутся!», которые раздавались слушателям в день концерта.

Асхат Каюмов с флагом «Дронта», подаренным нижегородцами (фото группы МАФ).

Значок, выпущенный организаторами концерта в в поддержку «Дронта» (фото группы МАФ).

Среди символических даров – стихи, которые присылали в «Дронт» известные поэты и просто неравнодушные люди.

«Дорогой Асхат, я давно слышу про печальную эпопею с «Дронтом», а сейчас мне Юра Немцов прислал ссылочку на публикацию, из которой я узнала, что «Дронт» стал общественным движением без юрлица, то есть отправился в свободный полёт. Я это так понимаю», – написала поэтесса Марина Кулакова, прислав своё стихотворение «Дронт», написанное в 1985 г.:

Говорят, их больше нет.

Говорят, что истребили.

Говорят, их много было.

Истребили всё равно.

Если будешь в жизни дронт –

Непременно истребят.

Если хочешь как-то жить –

Дронтом

                можно и не быть.

… Можно быть, конечно, дронтом.

Если жизнь не дорога.

В этот сложный период преследований «Дронт» и его директор Асхат Каюмов имеет впечатляющий перечень наград от государственных и общественных организаций, понимающих значение экоцентра: премия «Пробуждение» за большой вклад в развитие гражданского общества, премия «Экопозитив–2015» экологического движения «Будь!», благодарственное письмо ГБУДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области», диплом победителя международного проекта фонда им. В.И. Вернадского «Экологическая культура. Мир и согласие», благодарность Председателя Законодательного собрания Нижегородской области (январь 2016 г.), Почетный диплом Российского экологического союза, Совета по проблемам устойчивого развития России, Совета Ассоциации «Росэкопресс», медаль Российского экологического движения «За охрану природы России» (февраль 2016 г.).

Асхат Каюмов с дипломами и благодарностями, полученными в 2015–2016 гг. (фото группы МАФ).

«Чёрная метка» для НОД. С самого начала общественная реакция на «дело «Дронта»» выстроилась вокруг коммуникации «Дронта» и его противников. По мере развития конфликта противники «Дронта» менялись: сначала наиболее активно действовало Нижегородское отделение «Национально-освободительного движения» (НОД), затем – Министерство юстиции РФ и Роскомнадзор.

Формально «дело «Дронта»» началось 3 апреля 2015 г., когда руководитель информационного направления Нижегородского НОД Роман Зыков подал в нижегородский Минюст обращение с просьбой провести проверку двух экологических НКО – «Зеленого мира» и «Дронта» на предмет выполнения ими функции иностранного агента. По его словам он длительное время анализировал деятельность этих организаций и в итоге обнаружил, что они критикуют действующее законодательство и высказывают предложения по его изменению; проводят, либо участвуют в публичных массовых мероприятиях; пытаются повлиять на органы государственной власти с целью изменения политики посредством сбора подписей, направления обращений, писем и жалоб; получают иностранное финансирование.

Внеплановая проверка «Дронта» Минюстом началась уже 10 апреля, было сообщено, что её заключение будет получено через месяц.

В первых своих публикациях и комментариях в соцсетях Роман Зыков и другие авторы НОД вели себя вызывающе, используя обороты типа: «Стоит ли жалеть защитников природы?», «невинные овечки или не всё так однозначно», «очередные жертвы «режима»», «пятая колонна», «Посмотрите, как благороден и честен Асхат Каюмов! Божий одуван!» и т.п. Кроме того, директор экоцентра Асхат Каюмов, не смотря на его разъяснения в прессе, обвинялся чуть ли не в разглашении государственной тайны, присвоении государственных денег и развале производства с подачи зарубежных фондов, с которыми «Дронт» активно сотрудничал в 1990-е и в начале 2000-х гг.

Одна из публикаций НОД против «Дронта».

Противостояние «Дронту» ещё более усилило одиозную славу Нижегородского НОДа, даже среди рядовых горожан, не имеющих отношения к политике. Блоггеры обсуждали и проводили свои собственные «соцопросы», нижегородские телеканалы выпустили сюжеты, поддерживающие экоцентр.

Сюжет ТК «Волга Нижний Новгород» о возможном признании экоцентра «Дронт» иностранным агентом (от 18.05.2015 г.)

В Интернет-публикациях и соцсетях обращение Романа Зыкова прямо называлось доносом, а сам его автор – инструментом для написания доноса, стукачом и настоящим тружеником доноса

Нижегородскому НОДу припомнили нападение на участниц группы «Pussy Riot» в марте 2014 г. (Мария Алехина и Надежда Толоконникова были избиты и облиты зелёнкой). В 2015–2016 гг. Зыков и его НОД прославились оскорбительным названием деятельности Государственного центра современного искусства «Арсенал» содомией.

Акция участников движения «Наши» и «НОД» против «Pussy Riot».

Противостояние между «Дронтом» и НОДом составлялось из нескольких зеркальных друг другу коммуникативных действий:

— В ответ на специфические номинации в стиле 1930-х (иностранный агент, шпион, жертва режима, разгласитель государственной тайны, пятая колонна) «Дронт» и его союзники сформировали похожий по стилистике корпус в адрес НОДа (стукач, донос, доносчик, черносотенец);

НОДовцы у нас, в данном случае, они – черносотенцы. Как при царском режиме: кто закажет, того и услуги. Например, среди прочих войн у них: они наскакивают на «Комитет против пыток», явно тоже по заказу. НОДовцы наскочили на нас и на «Зелёный мир» по, так сказать, целевому заказу.

— В обоих случаях противники пытались дискредитировать друг друга «грязным прошлым»;

— НОД добивался включения экоцентра в список иностранных агентов, но в итоге и сам был включён в общественный «чёрный список». Оба противника подверглись стигматизации: «Дронт» был объявлен иностранным агентом, НОД в лице Романа Зыкова получил «чёрную метку НН»:

Номинирование Романа Зыкова на «чёрную метку Нижнего Новгорода» в мае 2015 г.

Голосование в соцсетях за обладателя «чёрной метки НН»

Общественная стигматизация Романа Зыкова в ответ на государственную стигматизацию «Дронта»

Патриарх – агент Госдепа? «Дронт» пытался добиться исключения из реестра «иноагентов», апеллируя к тому, что у него нет иностранного финансирования, о чем и подал соответствующее заявление в Минюст России. В ответ на это в конце августа по итогам дополнительной проверки нижегородский Минюст выявил иностранное финансирование «Дронта» от трёх российских (!) организаций.

Основными «иностранными деньгами» оказался проект «Сохранить святыни на Волге», поддержанный по грантовому конкурсу «Православная инициатива». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла организацию конкурса осуществляет Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество», который сам имел иностранное со-финансирование в 2014 г. из кипрских источников. На этом основании Минюст сохранил статус иностранного агента у «Дронта». Абсурдность ситуации усугубилась ещё и тем, что нижегородский Минюст фактически приравнял к Госдепу США не только Патриарха Кирилла, но и своего начальника – Министра юстиции РФ А.В Коновалова, входящего в координационный комитет по распределению средств «Православной инициативы». Новостные сайты и соцсети широко растиражировали этот абсурдный случай в Интернете.

В октябре 2015 г. в эстафету травли «Дронта» включились другие участники. Руководство Центра по борьбе с экстремизмом (ЦПЭ) областного управления МВД обратилось в окружное управление Роскомнадзора с просьбой в целях предупреждения экстремистской деятельности, снижения уровня межнациональной и межконфессиональной напряженности рассмотреть вопрос о наличии в деятельности экологического центра «Дронт» административного правонарушения. «Правонарушение» были зафиксированы на благотворительном концерте в поддержку «Дронта», который организовала в августе 2015 г. инициативная группа нижегородцев: на раздаваемых значках и растяжках с эмблемой «Дронта», изготовленных организаторами не было пояснения, что экоцентр – «иноагент». Однако этой подписи и не должно было быть, поскольку концерт проводился не «Дронтом», и значки с растяжками не являлись его деятельностью или продукцией. Тем не менее, судебным решением экологам был вынесен ещё один штраф – в 300 тысяч рублей. Другим, также весьма странным основанием для штрафа стало то, что ссылка на функцию иностранного агента, хотя и присутствует в каждой статье на сайте «Дронта», но не видна в режиме краткой ссылки на эти статьи в новостной ленте сайта.

В начале ноября 2015 г. экоцентр подал в Нижегородский районный суд апелляционную жалобу, а в начале декабря – жалобу по поводу внесения в реестр НКО-иноагентов в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). «Подавая эту жалобу, мы хотим побудить нашу Госдуму внести изменения в закон об НКО», – пояснил Асхат Каюмов. По его мнению, существующий закон имеет дискриминационный характер. В конце января 2016 г. ЕСПЧ зарегистрировал эту жалобу.

«Дронту» так и не удалось обжаловать выйти из реестра иностранных агентов, что и привело к закрытию в феврале 2016 г. в его прежнем юридическом статусе.

«Мой любимый иностранный агент» Ирония как орудие борьбы. На протяжении всего противостояния «Дронта» с НОДом, Минюстом и Роскомнадзором интервью и комментарии участников конфликта широко тиражировались новостными сайтами и в соцсетях. Одной из ключевых особенностей дискурса «Дронта» и его сторонников заключалась в иронии и юморе их сообщений на всех этапах конфликта. Само выражение «иностранный агент», не смотря на серьёзность последствий для организации, получающей такой ярлык, воспринималось как бы не всерьёз – как нелепый архаизм из эпохи советской шпиономании. «Мой любимый иностранный агент», – так в поддержку «Дронта» перефразировал название известной комедии один из участников соцсети.

Ироническая инверсия понятия «иностранный агент» в поздравлениях по случаю вручения премии.

Ироническая или саркастическая инверсия понятия «иностранный агент» по принципу «такой статус – свидетельство эффективности и действительных заслуг организации» отмечается в текстах конфликта с мая 2015 г. по февраль 2016 г.

Ироническая и саркастическая инверсия понятия «иностранный агент» в комментариях нижегородцев в социальных сетях.

Другим приёмом иронического / саркастического дискурса сторонников «Дронта» было указание на нелепые нестыковки, ошибки в действиях его противников. По такому принципу, например, была составлена ссылка о статусе иностранного агента, которой сопровождалась любая публикация на сайте экоцентра, а также публикации «Нижегородский минюст приравнял Патриарха к госдепу США», «Министр юстиции России и Святейший Патриарх возглавляют финансирование иностранных агентов?», «Ясновидящие из Роскомнадзора» и пр.

Ироническая интродукция факта непоследовательности и нескоординированности действий власти.

Ироническая / саркастическая интродукция факта нелепых действий структур власти.

Приём, также основанный на ироничном/саркастическом отношении, использовался и офлайн. Так, участники благотоврительного концерта в поддержку «Дронта» фотографировались вместе с одиночными пикетчиками НОДа, как это обычно делают туристы с обезьянками или фигурами для фотографирования, чем смещали значимость пикета из политической в игровую/смеховую область.

Ироническая инверсия сообщения одиночного пикетчика НОД.

Часть юмористических/иронических сообщений использовали цитаты из произведений (высказывания Туве Янсен о дронтах), популярные мемы (типа «печеньки госдепа») и фразы (типа «Шайтан попутал!»).

Изображение, восходящее к мему «печеньки госдепа».

Иронический демотиватор, связанный с утверждением у «Дронта» статуса иностранного агента (деньги Православной инициативы» как иностранный источник финансирования).

Сообщение, использующее известную цитату из Туве Янсон.

Формально в произошедшем конфликте нижегородский НОД одержал победу: «Дронт» был включён в реестр иноагентов и обложен штрафом, поскольку экологи сами не направили заявление о своем внесении в реестр, а затем приостановил свою деятельность в прежнем формате.

Однако по сути НОД понёс сокрушительное поражение: общественное мнение в регионе стало настроено против него, репутация была окончательно испорчена.

Общественный авторитет «Дронта», наоборот, ещё более вырос, о чём свидетельствует, например, тот факт, что нижегородцы, собрав необходимую сумму, «всем миром» оплатили штраф экоцентра. «Дронт» сохранил свою репутацию, людей и свои проекты, хотя пришлось отказаться от юридического лица.