Солнечные перспективы грязной обочины
Как полпред Трутнев поблагодарил китайскую корпорацию за «вклад в охрану природы» и пообещал содействовать ей в строительстве ГЭС на Амуре, проект которой заворачивали уже 5 раз.
У офиса китайского энергетического холдинга Hanergy его владелец, в недавнем прошлом самый богатый человек Китая, господин Ли Хэцзюнь представлял плоды своих инноваций — лично сидел за рулем футуристического авто, инкрустированного фоточувствительной пленкой, которая, по данным компании, обеспечивает полную зарядку аккумуляторов за 6 часов непосредственно от солнца. Рядом кружились еще три концептуальных модели солнцемобилей — от спортивной до представительской. Холдинг пропагандирует использование чудесной пленки повсюду: на крышах, стенах, одежде и даже на зонтах над розничными торговцами. И если эти авто — лишь опытные образцы, то все остальное уже можно заказать в интернет-магазинах Hanergy.
Российский читатель спросит: нам-то с этого какой прок? В нашей стране алюминиевых заводов кто будет мечтать о солнечном будущем? Однако сотрудничество с холдингом Hanergy уже полгода как планирует Минвостокразвития России, и в процесс обсуждения вовлечены: власти регионов, «Русгидро» и «РАО ЭС Востока». А 24 июня вице-премьер Юрий Трутнев лично посидел в солнцемобиле Hanergy и, впечатленный увиденным, выразил личную благодарность компании «За огромный вклад в охрану природы» и обещал холдингу всяческое содействие. По итогам совещания с Hanergy он дал поручение федеральным органам власти предоставить предложения по реализации проектов сотрудничества, «в том числе на основе экономических, экологических и социальных последствий их реализации».
Значит, есть надежда, что мы с помощью китайских друзей сможем оказаться в ряду передовых технологических держав солнечного будущего? Был бы рад обнадежить, но холдинг Hanergy предложил России вовсе не путь к солнцу, а совместный проект по созданию на Амуре гигантской плотины ГЭС.
Превратить свободный Амур в цепь водохранилищ два соседних народа решили еще в 1950-е годы, но разрыв отношений после конфликта на Даманском-Чженбаодао спас великую реку. В 1986 году совместное проектирование возобновилось, но после 14 лет работы — в 2000 г. — так и не завершенный проект «Российско-китайской Схемы комплексного использования водных ресурсов трансграничных участков рек Аргунь и Амур» был положен на полку. Причин несколько: осознание экологического ущерба, рост общественных протестов и плюс к тому — разногласия между сторонами.
Самой опасной в «Схеме» была ГЭС Хинганская-Тайпингоу между Октябрьским районом Еврейской автономной области и префектурой Хэган в КНР. Десять лет назад «Новая газета» сообщала: «Последствия этого проекта — авантюрного в экономическом, геополитическом и экологическом отношении — тяжело скажутся как на уникальных Хинганских створах, так и на экосистеме Амура в целом, ставя крест на возможности восстановления его богатейших рыбных запасов, пресекая важнейшие пути миграции фауны, уничтожая водно-болотные угодья выше и ниже по течению, и т.д. и т.п.
И вот теперь упорная китайская сторона предлагает рассмотреть этот проект в шестой раз. Причем, ирония в том, что это предложение поступило от флагмана экологической индустрии — компании Hanergy.
На этом примере очень легко понять специфику современного «стратегического партнерства» Китая с Россией, в отличие, скажем, от партнерства Китая с Евросоюзом. Западным странам легко предлагать зеленые инновационные технологии, их экологически сознательное общество потребления — важнейший рынок для компаний типа Hanergy. Нам же уготован иной путь — перенос из КНР в Россию «лишних» мощностей по производству удобрений, бетона, алюминия, углехимии и т.д. Подобные предложения сотрудничества зеркально отражают представления российской правящей элиты о желаемом будущем страны. Поэтому предлагать «нам ГЭС, а им — прогресс» — психологически беспроигрышный ход. Что бы мы с тем прогрессом распиливали?
И уже не потрясает ложь чиновников Минвостокразвития, обещающих, что «из Китая мы будем привлекать только нужные нам и экологически чистые проекты и предприятия». Что они могли придумать вреднее для страны, чем плотина поперек крупнейшей реки Азии, где обитает 130 видов одних только рыб (больше, чем в каком либо еще российском бассейне)? Вот и взялись за «экологически чистый проект», уже отвергнутый 5 раз и многократно признанный учеными, чиновниками и даже самими энергокомпаниями экологически крайне вредным. При этом энергия этой ГЭС не нужна никому на Дальнем востоке России, и даже мифической «противопаводковой функции» она совсем не способна нести.
Видимо, у чиновников есть строгое указание сверху — «не распугать инвесторов». Но строительство огромной ГЭС ценой потери комфортной среды обитания людей может оказать крайне негативное влияние на и без того весьма депрессивные ЕАО, Амурскую область и Хабаровский край. Население непременно громко возмутится, причем, вероятно, это возмущение будет сильнее, чем протест в пяти приамурских регионах, который в 2012 году вызывала к жизни идея создания российско-китайской Транссибирской ГЭС.
Парадоксально поведение россиян еще вот почему. Компания Hanergy в середине 2015 года потерпела оглушительный крах в результате авантюризма и непрофессионализма владельцев, которые надули гигантский финансовый пузырь на Гонгконгской бирже и по сути создали финансовую пирамиду. Пирамида обрушилась, моментальный убыток Hanergy составил более 12 миллиардов гонконгских долларов, состояние же Ли Хэцзюня сократилось вдвое. Гонконгская биржа прекратила торги акциями компании и ведет расследование её крайне подозрительного поведения. В итоге, судя по данным биржи и финансовых СМИ, кризис неотвратимо пожирает весь холдинг: то «ГЭС Цзинаньцяо» не может выплатить проценты по займу, то сам холдинг Hanergy не может выплатить 360 миллионов долларов долга за продукцию Hanergy Thin Film. От Hanergy отказались большинство партнеров, включая IKEA, срочно сменившую поставщика солнечных панелей. Компанию покинули несколько топ-менеджеров, объявлено о сокращении штата на 2000 человек. Банки-кредиторы холдинга вслух признаются, что боятся невыплаты долгов.
Вообще-то, информация о позоре и падении группы Hanergy широко доступна в сети на дюжине языков. Но почему-то чиновники Минвостокразвития и аппарата полпредавице-премьера не потрудились изучить репутацию нового «стратегического» партнера.
Да, а на недавней встрече с мэром города Хэган зам главы Hanergy господин Ши Госун (тот что с Трутневым в солнцемобиле сидел) подчеркнул: так как сегодня российско-китайские отношения очень хороши, то надо стремиться к подписанию договора о проекте Хинганской ГЭС 2 сентября 2016 года на Восточном экономическом форуме, в присутствии лидеров двух государств…