Низконапорная плотина: мнение Асхата Каюмова
Строительство низконапорной плотины на Волге под Нижним Новгородом обсуждалось давно. И вот теперь стало известно, что сдать объект в эксплуатацию должны уже в 2021 году. Общий объём финансирования строительства Нижегородского гидроузла составит порядка 43,5 млрд рублей. Деньги на это в проекте федерального бюджета заложены.
Комментарий Асхата Каюмова:
— Да, правительство внесло изменение в территориальный план развития России. Это серьезный шаг к реализации плана строительства низконапорного гидроузла в Нижегородской области. Но пока речь не идет об окончательном решении. Во-первых, еще не готов сам проект гидроузла, впереди еще много работы. Во-вторых, если процесс пойдет в сторону реализации проекта, то предстоят большие споры и дискуссии по ликвидации экологических последствий этой реализации. Потому что у проекта низконапорной плотины есть серьезные экологические минусы. Например, для Балахнинского района – и подъем Чебоксарского водохранилища до 68 отметки, и строительство низконапорной плотины – несут одинаковые проблемы. Все те доводы, что регион выставлял в качестве претензий к РусГидро по последствиям подъема уровня водохранилища для Балахнинского района, теперь надо выставлять в качестве претензий к проекту низконапорной плотины. Необходимо, чтобы в проект были заложены мероприятия по дренажам, по предотвращению последствий от подъема уровня грунтовых вод, меры по инженерной защите, строительству мостов, дорог, каналов…
Кроме того, появится проблема подтопления Городецкой дубравы. А это памятник природы. То есть нужно строить систему дренажей, нужны серьезные инженерные решения. Кроме того, возникнут проблемы с малой крачкой, внесенной в Красную книгу России. Она обитает на песчаных плесах от Нижнего до Городца, которые будут затоплены в результате подъема уровня реки. Федеральный закон запрещает уничтожать места обитания краснокнижных видов. Значит, надо решать, где создавать искусственные плесы… То есть предстоит решать большой набор экологических проблем в связи со строительством низконапорного гидроузла.
Если мы идем по этому пути, возникает и другой вопрос – а нужно ли это строительство Нижегородской области вообще? Нам нужен северный обход города для большегрузного транспорта, нужен мост через Волгу выше Нижнего Новгорода, но ниже Городца. В нынешнем проекте низконапорной плотины моста нет. А изначально речь шла о плотине, совмещенной с мостовым переходом. И если в рамках этого процесса мост все-таки появится, то можно идти на уступки и обсуждать, как снять экологические проблемы, вызванные строительством плотины.
Но если моста нет, область получает одни проблемы — экологические и транспортные. Плотина проектируется практически в черте города, на его границе. Город не сможет развиваться в сторону Балахны, потому что там будет водохранилище. Как же тогда строить северный обход? Через водохранилище? Это будет фантастический проект, сравнимый с Керченским мостом… Конечно, если кто-то хочет таким образом освоить гигантские деньги федерального бюджета, тогда понятно… Но, наверное, это не государственный подход.
А с государственных позиций получается, что, решив с помощью плотины проблему судоходства для Городецкого шлюза, мы создаем патовую ситуацию для решения проблемы северного обхода Нижнего, и у нас весь большегрузный транспорт, который идет на север, на Киров, поедет через весь город. Если же мы хотим направить большегрузы в обход, то, ребята, расскажите, как мы будем их уводить, если вы здесь рисуете плотину?
Область изначально поддерживала проект, который так и назывался «Низконапорная плотина, совмещенная с мостовым переходом». Эта идея зазвучала лет 10-15 назад, когда стало ясно, что области нужен мост, энергетикам нужен подъем воды. Этот вариант позволял помочь всем. А теперь что получается? Трафик по воде очень маленький. И вот ради этого мизерного объема транспортных перевозок, которые там будут, мы создаем для Нижегородской области две гигантских проблемы – транспортную и экологическую.
Можно вспомнить и о проблемах Городецкого шлюза — размыве берегов, просадке дна… Со строительством плотины они повторятся. И непонятно почему на фоне дефицита бюджета никто не рассматривает более дешевый вариант решения проблемы судоходности на этом участке – третью нитку шлюзов, совмещенную с регулированием попуска воды? Это предложение озвучено сотни раз…