Нижегородскую землю удобряют ядом
Свалка токсических отходов, которую размывают дожди, и распыляет ветер – такое соседство вынуждены терпеть жители города Выкса Нижегородской области на протяжении десятка лет. Смертоносная помойка находится в полуразрушенном ангаре, собственник которого не спешит оплачивать работу по утилизации мусора, а власти, в свою очередь, ленятся даже обнести опасный участок изгородью.
О том, что на территории заброшенного цементного завода на Досчатинском шоссе складируются опасные отходы, стало известно ещё в 2014 году благодаря анализам, проведенным нижегородским НИИ химии. Выяснилось, что в ангарах – на тот момент их было два – зарыты вещества 2 и 3 класса опасности. Причем помимо нефтешламов, хрома, цинка и свинца, химики обнаружили полихлорированные бифенилы (ПХБ), оказывающие мутагенное воздействие на человека. Они почти не разрушаются и способны накапливаться в организме. В России эти вещества еще используются в промышленности, хотя на Западе с 1973 года запрещены.
«Полихлорированные бифенилы применялись как диэлектрики в трансформаторах и конденсаторах, в том числе на Выксунском металлургическом заводе. Коллеги даже шильдики с названием предприятия находили, — рассказал «Активатике» председатель общественной экологической организации «СПЭС» Дмитрий Левашов, — а вообще токсичный мусор свозился со всех концов Нижегородской области. Там и отходы лакокрасочных изделий, и гальваношламы, и нефтешламы. Все это, конечно, нужно было утилизировать. Но на территории региона есть только три полигона, предназначенных для этих целей, они маломощные, да и чужого добра им не нужно».
Также выяснилось, что свалка внутри ангаров существует примерно с 2009 года — за это время помещения успели поменять несколько собственников, каждый из которых божился, что не ведает, откуда в его сооружении склад химических отходов. И уж тем более не спешил выкладывать миллионы рублей за их утилизацию. Всего, заметим, на территории завода находилось около 10 тыс. тонн отходов. После судебных споров один из прежних собственников вывез часть отходов в Омскую область для утилизации (которая, по сведениям «Активатики», так и не была произведена), но основная масса токсичного мусора до сих пор лежит в полуразрушенном ангаре.
«Никакой санации полигонов не было. Одно сооружение разобрали уже полностью – только бетонные столбы по периметру остались. Все плиты убраны. Второй ангар, где находится основная масса токсичных отходов, демонтирован с одной стороны. Мы не знаем, насколько надежно изолированы подвальные помещения, в каком состоянии находятся там перекрытия, может быть, между плитами есть зазор и ядохимикаты просачиваются в грунтовые воды. Между тем, в 200 метрах от ангаров находится садоводческое товарищество, а скважина – менее чем в 100 метрах. Анализы воды показывают, что она безопасна, но это пока», — предупреждает Левашов.
Он вспоминает, что прошлое лето выдалось дождливым, и вода стекала на свалку из вентиляционных отверстий. В результате отходы увлажняются, и частички мусора начинают мигрировать. А отсутствие одной стены в уцелевшем ангаре приводит к тому, что токсичная пыль разносится ветром по округе. Не исключено, что бесхозный ангар разберёт «по кирпичику» какой-нибудь ушлый предприниматель. И тогда токсичные вещества, скопившиеся на бетонных плитах или железных листах, покрывающих крышу, могут оказаться, например, в центре Нижнего Новгорода, да и любого другого города, в принципе.
Что думают по этому поводу местные жители? В 2014 году, когда скандал вокруг помойки только разгорелся, в городе прошел митинг, на который позвали Владимира Путина, но он не приехал. Затем Путину направили коллективное обращение с просьбой взять ситуацию под контроль, потому что местная администрация не может навести порядок самостоятельно – дескать, помещения являются частной собственностью, да и денег на утилизацию токсичных отходов в бюджете не предусмотрено. В ответ пришла отписка из городской прокуратуры.
В настоящее время собственника помещения, в котором находится токсичный мусор, пытаются заставить оплатить утилизацию в судебном порядке. Да только номинальным владельцем ядохимикатов, по данным местного телевидения, является совершенно случайный человек, по виду – сильно пьющий. В его активе, помимо помойки, — телевизор и холодильник. Очевидно, что никакой утилизацией он заниматься не будет.
Так что терпение горожан на исходе – судя по настроению участников сетевых форумов, в скором времени они снова могут выйти на митинг.
Фёдор Репейников
Источник: Активатика