19.07.2018

Форум «Сообщество состоялся в Туле. Его темой была природа.

Председатель Совета Экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов принял участие в качестве эксперта в проходящем в Туле Форуме «Сообщество».

Тема Форума — «Природа и общество: как достичь гармонии». В ходе мероприятия состоялась дискуссия «Особо охраняемые природные территории и биоразнообразие», на которой были выработаны предложения по повышению защищенности особо охраняемых природных территорий, по превращению Красной книги в эффективный механизм охраны редких видов, по оптимизации организации экологического туризма на федеральных ООПТ.

В своем выступлении на форуме Асхат Каюмов отметил, что в настоящее время в системе федеральных ООПТ существует ряд проблем. Во-первых, наблюдаются попытки реформирования законодательства об ООПТ, направленные на ослабление законодательной защиты ООПТ, в том числе государственных природных заповедников и национальных парков.

Также серьезной проблемой правового регулирования  в сфере ООПТ является отсутствие норм, устанавливающих статус ООПТ, подпадающих под действие международных конвенций, соглашений и программ. Многие российские ООПТ включены в списки объектов природного и культурного наследия ЮНЕСКО, подпадают под действие Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, являются биосферными резерватами ЮНЕСКО, в том числе трансграничными. Однако, это никак не отражено в российском законодательстве, что, не соответствует требованиям указанных международных правовых актов, создает правовые коллизии и позволяет на международном уровне ставить вопрос о снятии или изменении статуса.

Не менее важным является усиление ответственности за нарушение режима ООПТ. В Уголовном кодексе РФ есть статья 262, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение режима ООПТ, совершенное с причинением значительного ущерба. Однако, определение значительного ущерба в Уголовном кодексе отсутствует, в связи с чем данная статья на практике почти не применяется. Кроме того, она относится к «легким» статьям Уголовного кодекса, что, даже в случае ее применения, не останавливает злостных нарушителей заповедного режима.

От лица экологической общественности в ходе дискуссии Асхат Каюмов внес предложения:

Рекомендовать Государственной Думе РФ, Правительству РФ, принять следующие меры по усилению правовой защиты ООПТ.

  1. Обеспечить скорейшее принятие проекта федерального закона № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в редакции, предусматривающей выполнение требований п. 1 Поручения Президента Российской Федерации № Пр-210 от 31 октября 2014 года, поручения № Пр-1333 от 14 июля 2016 года, в частности:

усиление правового режима государственных природных заповедников и национальных парков, включая запрет на изъятие (в том числе, путем изменения границ ООПТ) земельных участков и лесных участков, расположенных в границах этих особо охраняемых природных территорий (ООПТ), и на изменение их целевого назначения;

исключение возможности предоставления участков биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника в аренду, а также исключение возможности размещения объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры для обеспечения развития познавательного туризма, физической культуры и спорта на участках биосферных полигонов в существующих границах государственных природных заповедников.

  1. Отказаться от планов реализации на ООПТ крупных инфраструктурных проектов.
  2. В возможно короткие сроки разработать и принять закон, устанавливающий статус ООПТ, подпадающих под действие международных конвенций, соглашений, программ (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, Конвенция о водно-болотных угодьях международного значения, Программа ЮНЕСКО «Человек и Биосфера»), а также особенности их охраны и использования (в частности, необходимость согласования с руководящими органами указанных Конвенций и программы планов хозяйственной и иной экономической деятельности на указанных ООПТ).
  3. Внесение в Уголовный кодекс РФ определения значительного ущерба применительно к статье 262 и установление в ней более строгой ответственности, включающей лишение свободы.