18.03.2020

Выбросы одного МСЗ в Подмосковье будут больше выбросов всех МСЗ Швейцарии

В Москве 17 марта прошла пресс-конференции по результатам первой общественной экологической экспертизы мусоросжигательного завода, который начали строить вблизи деревни Свистягино (Воскресенский район Московской области). Общественные эксперты были едины во мнении, что навязываемые сейчас россиянам мусоросжигательные заводы (МСЗ) — не лучший вариант разрешения мусорного кризиса: «Экологи прогнозируют, что уже через 5 лет у нас появятся новые заболевшие онкологическими заболеваниями из тех, кто живёт вблизи МСЗ», – отметил один из экспертов. Впрочем, к европейским МСЗ у экспертов тоже неоднозначное отношение. Есть ли вариант, который всех устраивает?

Со-координатор общественного межрегионального движения «ЭкоЛогика» Анна Дмитриева отметила, что общественная экспертиза проводилась на деньги, собранные активистами: граждане сами сбросились на работу экспертов. Подобные общественные экспертизы будут проведены по всем проектам планирующихся МСЗ, эта экспертиза была первой. Полный текст экспертного заключения занимает около 30 страниц и его опубликуют примерно через полторы недели. Пока же на пресс-конференции огласили предварительные результаты и краткие выводы экспертизы. Поскольку все заводы однотипные, с одинаковыми техническими решениями, то и выводы первой экспертизы, вполне вероятно, совпадут с экспертизами по остальным заводам.

Доцент МИФИ Валерий Сосновцев, входивший в группу экспертов, обратил внимание на то, что проектная документация не соответствует нормам российских законов. Оказывается, что основная деятельность компании АГК-1, заявленной как строитель завода, производство электроэнергии и эта компания не имеет никакого опыта строительства мусоросжигательных заводов. Он также отметил, что на всех уровнях власти уверяют, что строительство МСЗ будет производиться по самым современным швейцарским технологиям с соответствующими техническими параметрами. Но заявления – это одно, а в документации – совсем другое.

Как показано на слайде, на МСЗ будет поступать 700 тыс. тонн мусора, из которых 500 тыс. тонн поставляет Москва, а 200 тысяч – Московская область. В воздух будет выбрасываться набор из 46 веществ, от 1 до 3 класса опасности, в количестве 2276 тонн в год. «Выбросы с одного нашего завода в 30 раз больше, чем с самого современного швейцарского завода, они эквивалентны выбросам всех МСЗ такой страны как Швейцария. И в пересчёте на тонну наш завод грязнее современного завода в Швейцарии в 10 раз – это к вопросу о «современных швейцарских технологиях», – подчёркивает эксперт. Если сравнить показатели строящегося завода в Москве с заводами Перлен в Швейцарии и критикуемым МСЗ №4 в Некрасовке, то видно, что там и степеней очистки 5, а не 3, и выбрасывают они намного меньше. Нерадостная картина и по превышениям концентрации вредных веществ будущего завода в Свистягино, если их сравнивать с достигнутыми показателями завода в Швейцарии: по SO2 показатели в 220 раза хуже, по выбросам пыли – в 50 раз, по выбросам ртути – в 23 раза. При этом наши нормативы, рекомендованные МПР в конце 2019 года, соответствуют европейским нормам 20-летней давности».

«Помимо выбросов в воздух на заводе будут образовываться шлак и зола. На завод въедет 700 тысяч тонн мусора, а на выходе мы получаем 239 тысяч тонн шлака и 20 тысяч тонн золы, итого, почти 260 тысяч тонн. В шлак и золу будет превращаться 37% мусора – зачем нам нужен такой завод? От четырёх планируемых заводов в Подмосковье будет образовываться миллион тонн шлака и золы, которые, согласно проектной документации, должны уехать в Томск, за 3,5 тысячи километров, для захоронения на полигоне. Но полная остаточная мощность полигона – всего 600 тысяч тонн» – недоумевает Валерий Сосновцев.

«На нашем проектируемом заводе выбросы диоксинов оцениваются в 0,36 г/год, казалось бы, это мало. Что с этим показателем в западных странах? 0,5 г/год суммарно на всех работающих заводах в Германии. В Швеции, которая сжигает большую часть своего мусора – 0,8 г/год. Экологи прогнозируют, что уже через 5 лет у нас появятся новые заболевшие онкологическими заболеваниями из тех, кто живёт вблизи МСЗ», – отметил Валерий Сосновцев.

«РТ-Инвест для очистки отходящих газов собирается использовать очень дешёвую и примитивную систему очистки – активированным углём. Это не очистка, а разбавление грязи большими потомками чистого воздуха. Такой завод будет портить 3,5 кубических километра чистого воздуха в год. Рукавные фильтры не задерживают пыль с частицами меньше 1 микрона, а именно такая мелкодисперсная пыль – основной переносчик таких загрязнителей, как соединения тяжёлых металлов и диоксинов. Уменьшить выбросы можно, использовав дорогие современные системы очистки, но трудно представить, что РТ-Инвест построит заводы с самыми современными системами очистки, это приведёт к подъёму тарифов на вывоз мусора до небес», – считает эксперт.

Член Общественной совета при МПР России, сопредседатель СоЭС Александр Фёдоров считает, что и в Европе с диоксинами ситуация не так хороша, как она видится со стороны, в первую очередь — из-за недостаточного контроля за выбросами. «Краткосрочные замеры, проводимые в Нидерландах, занижают количество диоксинов в 500-1000 раз. А долгосрочных замеров долгое время никто не делал. Там есть пики, которые дают основной вклад в выбросы диоксинов. У голландского завода за год было 14 технологических остановок и каждый повторный запуск завода приводил к залповому выбросу. В 5-километровой зоне отмечается сильное превышение по диоксинам, обнаруженным в куриных яйцах», – отметил Александр Фёдоров, сославшись на исследование голландских учёных.

В качестве возможной альтернативы мусоросжиганию он назвал российско-финскую технологию Hardferm, позволяющую перерабатывать биологические отходы и получать на выходе биогаз и очищенный грунт. Вообще об альтернативах МСЗ говорили много. Представитель тематической площадки ОНФ «Экология» в Московской области Илья Рыбальченко рассказал, что в ОНФ собрали и проанализировали десятки различных инновационных технологий, некоторые из которых вообще не имеют трубы и в атмосферу вообще ничего не выбрасывается. По его утверждению Японии, например, для утилизации отходов используются современные плазменные технологии, которые позволяют обходиться почти без выбросов. «В Токио есть современные плазменные заводы, которые стоят в центре города, а вот завод Hitachi стоит на окраине города», – отметил Рыбальченко.

Анна Дмитриева обратила внимание на то, что выработка электроэнергии на МСЗ будет в 16 раз дороже, чем на газовой электростанции, а в условиях энергоизбыточности подмосковного рынка электроэнергии, использование энергии МСЗ приведёт к повышению тарифов для населения.

В целом эксперты пришли к выводу, что проект не соответствует требованиям действующего природоохранного законодательства РФ и должен быть переработан, так как содержит недостоверную и даже заведомо ложную информацию, положенную в основу принимаемых решений. Также отмечается, что закупаемые и предлагаемые к строительству МСЗ от Hitachi Zosen INOVA реализуют технологии мусоросжигания середины XX века, опасные с точки зрения экологии и вреда для здоровья населения, требуют слишком высоких инвестиционных, капитальных и эксплуатационных затрат, которые лягут на плечи населения в виде выросших тарифов.

«Если завод построят, мы будем бороться, чтобы его закрыли. Мы будем бороться за то, чтобы его контролировать, хотя уже сейчас видно, что это невозможно – экспертов не пускают даже на строительную площадку. Мы будем настаивать на том, чтобы не появлялось старорежимных полигонов, не появлялось МСЗ. Кроме президента, думы, правительства Москвы и области, есть народ, и он будет стараться настаивать на том, чтобы его мнение было более значимо, чем мнение чиновников. Сейчас всё больше успешных случаев сопротивления, когда государству возвращаются уже выделенные под полигоны площади. И их будет ещё больше», – уверена Ольга Мельник, представляющая инициативную группы Наро-Фоминска и движение «Нам здесь жить».

Подводя итог пресс-конференции Анна Дмитриева заметила: «Общие позиции присутствующих здесь организаций ещё и в том, что мы не просто выступаем против данной технологии мусоросжигания. Прежде всего, мы выступаем за раздельный сбор отходов и их глубокую сортировку и переработку, вторичное использование. Это наша общая позиция. Большую роль в предотвращении мусоросжигания будет играть правильное принятие и эффективная реализация закона о расширенной ответственности производителя».

Напомним, программа строительства МСЗ в России была анонсирована Владимиром Путиным во время “Прямой линии” 15 июня 2017 года. Тогда россияне узнали, что решено строить мусоросжигательные заводы: четыре в Подмосковье и один под Казанью, впоследствии к этому списку стали прибавляться проекты и в других регионах. Эти планы вызвали недовольство местных жителей, которое неоднократно выливалось в массовые протесты. Под Воскресенском и Казанью были даже предприняты попытки остановить стройки физически.

Источник: Активатика