04.05.2022

Попечителей парков связали с попечителям рек и отняли право на общественный экологический контроль

Коротко напомним суть претензий попечительских советов парков Нижнего Новгорода. В сентябре 2021г. депутаты ЗСНО внесли изменения в региональный закон «Об охране озелененных территорий» и убрали норму, на основании которой у попечительских советов было право на проведение общественного экологического контроля.

Если раньше у советов была четко прописана цель создания: «общественный экологический контроль», «система общественного патронирования», то после изменений закона формулировки стали более расплывчатые: «мониторинг» и «система общественного наблюдения».

Поэтому активисты обратились в областное Законодательное собрание, чтобы депутаты пояснили причину исключения из регионального закона нормы «общественного экологического контроля» у попечительских советов городских парков.

В.Атмахов — председатель комитета по экологии объяснил изменения в законе «необходимостью унификации института общественных объединений, создаваемых в целях наблюдения за озелененными территориями и водными объектами». «Принятие норм, регламентирующих не контроль, а наблюдение за состоянием водных объектов не противоречит действующему законодательству» — содержится в ответе.

Такие пояснения отмены нормы общественного экологического контроля у попечительских советов выглядят достаточно странными.

Возникает вопрос: зачем связывать попечителей водных объектов (рек и озер) и попечителей озелененных территорий (парков и скверов) и при этом лишать попечителей парков законного права на общественный экологический контроль? Но ответа на него нет.

Также В.Атмахов изложил мнение надзорного ведомства: «позиция Волжской  межрегиональной природоохранной прокуратуры такова, что субъекты РФ не наделены полномочиями по установлению норм, регулирующих порядок общественного экологического контроля».

Данное объяснение вызывает лишь недоумение. А почему сама прокуратура за 8 лет (с сентября 2013г. когда депутаты  ввели закон,  по сентябрь 2021г. когда его отменили) ни разу не отреагировала на действующую в областном законе норму об общественном экологическом контроле? Тем более, что федеральный закон «Об охране окружающей среды» не менялся  в рассматриваемой части полномочий Федерации и субъектов РФ. Более того, в федеральном законе как раньше, так и сейчас  прописано право общественных объединений осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды.

И именно это право, установленное федеральным законом №7-фз «Об охране окружающей среды»,  дает возможность попечительским советам осуществлять общественный экологический контроль в парках и скверах. В то же время,  регионам не запрещено формировать собственные подходы к правовому регулированию. В том числе подробно прописывать проведение общественного экологического контроля.  Об этом подробнее в статье на сайте экоцентра Дронт.

Приходится констатировать, что наш региональный законодатель вместо расширения возможностей общественного экологического контроля общественными объединениями пошел по пути его исключения. И предпринял эти правки в областной закон при отсутствии какого-либо прокурорского реагирования на существование данной нормы все эти годы. Если бы  депутаты при принятии закона в 2013 году действительно превысили полномочия, что закон  просто напросто не был бы принят.

Попечители парков также направили жалобу  в органы прокуратуры о несоответствии регионального закона требованиям федерального экологического  законодательства.

Но ответ  надзорного ведомства ясности не прибавил. В нем содержатся два пункта:

 — констатация измененного областного закона (частей 5 и 6 статьи 8), который оставил попечительским советам лишь  возможность заниматься  наблюдением за состоянием озелененных территорий,

—  также отмечено (но, при этом, без ссылки на какую либо статью), что у граждан и общественных объединений  есть полномочия по осуществлению общественного контроля в области охраны окружающей среды на озелененных территориях региона.

О том, что существовавшая 8 лет норма о праве попечительских советов  на общественный экологический контроль была принята  с превышением полномочий, в ответе прокуратуры нет ни слова.

В сухом остатке.

  1. Изменения регионального закона «Об охране озелененных территорий» отняли у  попечительских советов парков право на проведение общественного экологического контроля.
  2. Ответ депутатов ЗСНО, в котором изменения закона связаны с идеей «унификации института общественных объединений» (раз уж мы не даем попечителям рек полномочия общественного контроля, то отнимем  заодно эти полномочия  у попечителей парков) неубедителен.
  3. Прокуратура ничего не сообщает:  ни о превышении полномочий при принятии областного  закона в 2013 году о праве попечительских советов на общественный экологический контроль, ни о незаконности существования  данной нормы  все эти годы.
  4. Право общественного экологического контроля дано общественным объединениям федеральным законом «Об охране окружающей среды». Им и будут руководствоваться попечительские советы городских парков при проведении рейдов на озелененных территориях общего пользования.

Мария Попова

председатель Союза попечительских советов Нижнего Новгорода