Попечительские советы и общественный экологический контроль
1.Федеральное законодательство
Федеральный экологический закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ 10.01.02г. в статье 1 установил общую формулировку экологического контроля:
«контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды». |
Отдельная статья 68 посвящена общественному контролю в области охраны окружающей среды (общественному экологическому контролю).
Цель общественного экологического контроля (ОЭК) – «реализация права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды». |
Субъектами контроля являются:
- граждане,
- некоммерческие организации,
- общественные объединения.
Обязательное условие, при котором общественное объединение имеет право осуществлять общественный экологический контроль: наличие в уставе соответствующих правомочий.
Что делать если нет устава или в нем не прописаны возможности контроля:
- принимать устав,
- прописывать право на проведение общественного экологического контроля.
Кстати, в уставах попечительских советов Н.Новгорода прописано право на проведение ОЭК, как это установлено федеральным законодательством.
При этом, у граждан прав значительно больше, чем у общественных объединений, поскольку граждане могут осуществлять контроль в качестве «общественных инспекторов по охране окружающей среды» имея на руках специальное удостоверение.
Права граждан – общественных инспекторов:
- фиксировать с помощью фото и видеосъемки правонарушения в области охраны окружающей среды,
- направлять материалы, указывающие на наличие признаков административного правонарушения в органы государственного надзора,
- обращаться в органы власти о предоставлении информации об обстоятельствах осуществления деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду.
Порядок организации деятельности общественных инспекторов, условия присвоения статуса, оценка знаний, выдача удостоверения подробно прописана в Приказе Минприроды РФ от 12.07.2017г. №403.
Право общественных объединений на проведение общественного экологического контроля в законе указано, но не регламентирован конкретный механизм реализации.
Закон не содержит четких формулировок:
- какие права и обязанности есть у общественных организаций,
- как ограничен экологический контроль,
- юридические последствия проверок.
Поэтому общественные объединения могут реализовывать право на общественный экологический контроль посредством общих механизмов, закрепленных в статье 12. Тем более, что «результаты общественного экологического контроля, представленные в органы власти, подлежат обязательному рассмотрению» (ст.68).
В статье 12 установлены общие права общественных объединений на подачу обращений в органы власти:
- обращаться за получением информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране,
- обращаться с жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам охраны окружающей среды,
- подавать обращения об отмене решений о проектировании, строительстве объектов, деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду,
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
- Региональное законодательство
Пробелы закона по реализации общественными объединениями права на общественный экологический контроль могут быть устранены на уровне субъектов РФ. Тем более, что регионам не запрещено формировать собственные подходы к регулированию. Так поступили, например, в Архангельской области, приняв документы (Постановление главы администрации Архангельской области от 26.05.2006г. №82) регламентирующие порядок организации общественного экологического контроля и рассмотрения его результатов.
В Нижегородской области также был сделан шаг вперед, когда в 2013г. в региональный закон «Об охране озелененных территорий» №110-з от 07.09.07г. включили норму о попечительских советах, установив, что они «создаются в целях содействия органам местного самоуправления в решении вопросов сохранения и развития озелененной территории», и наделили их правом общественного экологического контроля. Оставалось подробно прописать механизм контроля, в том числе рейдового, с совместным проверками с участием контролирующих органов, чтобы можно было на практике реализовать право попечительских советов. Как, например, рейдовый контроль общественных экологических инспекторов, проходящий с участием контрольно-надзорных органов. Однако в сентябре 2021г. из закона вообще исключили упоминание общественного экологического контроля у попечительских советов.
Таким образом, изначально при принятии закона у попечительских советов была четко прописана цель создания: «общественный экологический контроль», «система общественного патронирования». После внесения изменений их заменили на «мониторинг» и «систему общественного наблюдения».
Поэтому попечительские советы обратились:
- в областное Законодательное собрание за разъяснением причин исключения нормы «общественного экологического контроля» у попечительских советов,
- в городскую прокуратуру, чтобы контролирующий орган не допустил нарушения прав общественных объединений.
При этом в областном законе осталось право общественных объединений на общественный контроль за сохранностью озеленённых территорий: «В соответствии с федеральным законодательством общественные объединения осуществляют общественный контроль за сохранностью и развитием озелененных территорий. Органы власти обязаны обеспечить возможность участия граждан и общественных объединений в охране озелененных территорий. Результаты общественного контроля в сфере охраны озелененных территорий представляются в органы власти и подлежат обязательному рассмотрению». |
- Муниципальные нормы
На муниципальном уровне действуют Правила благоустройства Нижнего Новгорода, принятые Решением гордумы №272 от 26.12.18г., которые дают право гражданам и организациям (п.15.1) «использовать формы общественного контроля» «при участии в деятельности по благоустройству территории».
Как указано в п.15.4: «общественный контроль в области благоустройства осуществляется любыми заинтересованным физическим и юридическим лицам с использованием технических средств для фото и видео фиксации. Информация о выявленных и зафиксированных в рамках общественного контроля нарушениях в области благоустройства направляется для принятия мер в уполномоченный орган». |
На практике общественный экологический контроль реализуется в форме информирования властных структур о наблюдаемых экологических нарушениях на озелененных территориях. Выявленная информация нарушений с материалами фото и видео фиксации направляется в уполномоченные органы: областное министерство экологии, городское управление АТИ.
Основные нарушения при проведении работ, прописанные в правилах благоустройства.
П. 6.10. На территориях, в пределах которых произрастают зеленые насаждения, запрещается:
- повреждать и уничтожать зеленые насаждения, газоны, цветочные клумбы;
- разводить костры, жечь опавшую листву, сухую траву и тополиный пух, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку;
- производить сброс мусора, скола асфальта и отходов, образующихся при содержании или вырубке зеленых насаждений;
- производить сброс снега с крыш на участки, занятые зелеными насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников;
- производить на газонах (травяном покрове) временное складирование горюче-смазочных и химически активных веществ (в том числе соли), мусора, песка, различных грузов (в том числе строительных материалов), выгрузку асфальтобетонных смесей;
- производить вырубку (снос) зеленых насаждений без получения разрешения;
- окапывать деревья с насыпкой земли у ствола дерева,
- производить окольцовку стволов деревьев, делать надрезы, надписи и наносить другие механические повреждения,
- ломать ветви в кронах деревьев;
- подвешивать к деревьям веревки для сушки белья, электропровода, забивать гвозди,
- крепить к деревьям указатели, рекламные конструкции, объявления, растяжки, оттяжки и другие внешние механические присоединения;
- рвать цветы, ломать ветви деревьев и кустарников.
П.11.2.3. При производстве зимних уборочных работ запрещается складирование снега на озелененных территориях.
П. 6.12. В целях охраны зеленых насаждений при производстве земляных и строительных работ требуется:
- ограждать деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами высотой 2 м, щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м;
- оставлять вокруг дерева свободный приствольный круг диаметром не менее 2 м с последующей установкой решетки или другого защитного покрытия при мощении и асфальтировании городских проездов, площадей и тротуаров;
- производить выкопку траншеи на расстоянии:
— при прокладке силового кабеля и кабеля связи от ствола дерева не менее 2 м; от кустарников — не менее 0,7 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви;
— при прокладке сетей теплоснабжения и водопровода от ствола дерева не менее 2 м; от кустарников не менее 1 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви;
— при прокладке сетей канализации от ствола дерева не менее 1,5 м; от кустарников не менее 1м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви;
- не допускать обнажения и повреждения корневой системы деревьев и кустарников,
- не допускать засыпку деревьев и кустарников грунтом и строительным мусором;
- располагать подъездные пути и места для установки подъемных кранов вне зоны зеленых насаждений;
- оставлять вокруг дерева свободные пространства (приствольные лунки) диаметром не менее 2 м при производстве замощений и асфальтировании проездов, площадей, тротуаров.
Нормой п.15.4 правил благоустройства об общественном контроле за работой на озелененных территориях (фотофиксация нарушений, направление обращений в уполномоченные органы) пользуются активные граждане и попечительские советы, которые следят за работами по благоустройству на озелененных территориях.