1.Федеральное законодательство

Федеральный экологический закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ 10.01.02г. в статье 1 установил общую формулировку экологического контроля:

«контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды».

Отдельная статья 68 посвящена общественному контролю в области охраны окружающей среды (общественному экологическому контролю).

 

Цель общественного экологического контроля (ОЭК)  – «реализация права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды».

Субъектами контроля являются:

  • граждане,
  • некоммерческие организации,
  • общественные объединения.

Обязательное условие, при котором общественное объединение имеет право осуществлять общественный экологический контроль:  наличие в уставе соответствующих правомочий.

Что делать если  нет устава или в нем не прописаны возможности контроля:

  • принимать устав,
  • прописывать право на проведение общественного экологического контроля.

Кстати, в уставах попечительских советов Н.Новгорода прописано право на проведение ОЭК, как это установлено федеральным законодательством.

При этом, у граждан прав значительно больше, чем у общественных объединений, поскольку  граждане могут осуществлять контроль в качестве «общественных инспекторов по охране окружающей среды» имея на руках специальное удостоверение.

Права граждан – общественных инспекторов:

  • фиксировать с помощью фото и видеосъемки правонарушения в области охраны окружающей среды,
  • направлять материалы, указывающие на наличие признаков административного правонарушения в органы государственного надзора,
  • обращаться в органы власти о предоставлении информации об обстоятельствах осуществления деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду.

Порядок организации деятельности общественных инспекторов, условия присвоения статуса, оценка знаний, выдача удостоверения подробно прописана в Приказе Минприроды РФ от 12.07.2017г. №403.

 

Право общественных объединений на проведение общественного экологического контроля в законе указано, но не регламентирован конкретный механизм реализации.  

Закон не содержит четких формулировок:

  • какие права и обязанности есть у общественных организаций,
  • как ограничен экологический контроль,
  • юридические последствия проверок.

 

Поэтому общественные объединения могут реализовывать право на общественный экологический контроль посредством общих механизмов, закрепленных в статье 12. Тем более, что «результаты общественного экологического контроля, представленные в органы власти, подлежат обязательному рассмотрению» (ст.68).

 

В статье 12 установлены общие права общественных объединений на подачу обращений в органы власти:

  • обращаться за получением информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране,
  • обращаться с жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам охраны окружающей среды,
  • подавать обращения об отмене решений о проектировании, строительстве объектов, деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду,
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
  1. Региональное законодательство

Пробелы закона по реализации общественными объединениями права на общественный экологический контроль могут быть устранены на уровне субъектов РФ. Тем более, что регионам не запрещено формировать собственные подходы к регулированию. Так поступили, например, в Архангельской области, приняв документы (Постановление главы администрации Архангельской области от 26.05.2006г. №82) регламентирующие порядок организации общественного экологического контроля и рассмотрения его результатов.

В Нижегородской области также был сделан шаг вперед, когда в 2013г. в региональный закон «Об охране озелененных территорий» №110-з от 07.09.07г. включили норму о попечительских советах, установив, что они «создаются в целях содействия органам местного самоуправления в решении вопросов сохранения и развития озелененной территории», и наделили их правом общественного экологического контроля. Оставалось подробно прописать механизм контроля, в том числе рейдового, с совместным проверками с участием контролирующих органов, чтобы можно было на практике реализовать право попечительских советов. Как, например, рейдовый контроль общественных экологических инспекторов, проходящий с участием контрольно-надзорных органов. Однако в сентябре 2021г. из закона вообще исключили упоминание общественного экологического контроля у попечительских советов.

Таким образом, изначально при принятии закона у попечительских советов была четко прописана цель создания: «общественный экологический контроль», «система общественного патронирования». После внесения изменений их заменили на «мониторинг» и «систему общественного наблюдения».

Поэтому попечительские советы обратились:

  • в областное Законодательное собрание за разъяснением причин исключения нормы «общественного экологического контроля» у попечительских советов,
  • в городскую прокуратуру, чтобы контролирующий орган не допустил нарушения  прав общественных объединений.

 

При этом в областном законе осталось право общественных объединений на общественный контроль за сохранностью озеленённых территорий: «В соответствии с федеральным законодательством общественные объединения осуществляют общественный контроль за сохранностью и развитием озелененных территорий. Органы власти обязаны обеспечить возможность участия граждан и общественных объединений в охране озелененных территорий. Результаты общественного контроля в сфере охраны озелененных территорий представляются в органы власти и подлежат обязательному рассмотрению».
  1. Муниципальные нормы

На муниципальном уровне действуют Правила благоустройства Нижнего Новгорода, принятые Решением гордумы №272 от 26.12.18г., которые дают право гражданам и организациям (п.15.1) «использовать формы общественного контроля» «при участии в деятельности по благоустройству территории».

Как указано в п.15.4: «общественный контроль в области благоустройства осуществляется любыми заинтересованным физическим и юридическим лицам с использованием технических средств для фото и видео фиксации. Информация о выявленных и зафиксированных в рамках общественного контроля  нарушениях в области благоустройства  направляется  для принятия мер в уполномоченный орган».

На практике общественный экологический контроль реализуется в форме информирования властных структур о наблюдаемых экологических нарушениях на озелененных территориях. Выявленная информация нарушений с материалами фото и видео фиксации направляется в уполномоченные органы: областное министерство экологии, городское управление АТИ.

Основные нарушения при проведении работ, прописанные в правилах благоустройства.

П. 6.10. На территориях, в пределах которых произрастают зеленые насаждения, запрещается:

  • повреждать и уничтожать зеленые насаждения, газоны, цветочные клумбы;
  • разводить костры, жечь опавшую листву, сухую траву и тополиный пух, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку;
  • производить сброс мусора, скола асфальта и отходов, образующихся при содержании или вырубке зеленых насаждений;
  • производить сброс снега с крыш на участки, занятые зелеными насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников;
  • производить на газонах (травяном покрове) временное складирование горюче-смазочных и химически активных веществ (в том числе соли), мусора, песка, различных грузов (в том числе строительных материалов), выгрузку асфальтобетонных смесей;
  • производить вырубку (снос) зеленых насаждений без получения разрешения;
  • окапывать деревья с насыпкой земли у ствола дерева,
  • производить окольцовку стволов деревьев, делать надрезы, надписи и наносить другие механические повреждения,
  • ломать ветви в кронах деревьев;
  • подвешивать к деревьям веревки для сушки белья, электропровода, забивать гвозди,
  • крепить к деревьям указатели, рекламные конструкции, объявления, растяжки, оттяжки и другие внешние механические присоединения;
  • рвать цветы, ломать ветви деревьев и кустарников.

 

П.11.2.3. При производстве зимних уборочных работ запрещается складирование снега на озелененных территориях.

 

П. 6.12. В целях охраны зеленых насаждений при производстве земляных и строительных работ требуется:

  • ограждать деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами высотой 2 м, щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м;
  • оставлять вокруг дерева свободный приствольный круг диаметром не менее 2 м с последующей установкой решетки или другого защитного покрытия при мощении и асфальтировании городских проездов, площадей  и тротуаров;
  • производить выкопку траншеи на расстоянии:

— при прокладке силового кабеля и кабеля связи от ствола дерева не менее 2 м; от кустарников — не менее 0,7 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви;

— при прокладке сетей теплоснабжения и водопровода от ствола дерева не менее 2 м; от кустарников не менее 1 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви;

— при прокладке сетей канализации от ствола дерева не менее 1,5 м; от кустарников не менее 1м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви;

  • не допускать обнажения и повреждения корневой системы деревьев и кустарников,
  • не допускать засыпку деревьев и кустарников грунтом и строительным мусором;
  • располагать подъездные пути и места для установки подъемных кранов вне зоны зеленых насаждений;
  • оставлять вокруг дерева свободные пространства (приствольные лунки) диаметром не менее 2 м при производстве замощений и асфальтировании проездов, площадей, тротуаров.

Нормой п.15.4 правил благоустройства об общественном контроле за работой на озелененных территориях (фотофиксация нарушений, направление обращений в уполномоченные органы) пользуются активные граждане и попечительские советы, которые следят за работами по благоустройству на озелененных территориях.