15.09.2022

ЧТОБЫ НИ ОДИН ГОЛОС НЕ ПРОПАЛ! НЕОБХОДИМО ВЕРНУТЬ ЖИВЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

Общественные слушания по Волжской пойме. Фото: Валерия Алтарева.. Общественные слушания по Волжской пойме. Фото: Валерия Алтарева.

В апреле 2020г в Нижнем Новгороде публичные слушания по обсуждению  градостроительных вопросов заменили на дистанционную форму — на сайте мэрии в сети интернет. Как объясняли городские власти — заочная форма вводилась из-за пандемии. https://www.gordumannov.ru/?id=80525  

О «введении режима повышенной готовности» и отмене всех публичных мероприятий  говорила руководитель городского градостроительного департамента А.Коновницына 29.04.2020г. на заседании гордумы, когда обсуждался вопрос о введении заочных общественных обсуждений. Ссылка на видео официального сайта гордумы   (тайминг: с 01ч:15мин по 01ч:26мин). 

И именно «ковидная» причина указана в пояснительной записке к документу. https://www.gordumannov.ru/?id=80314

Поскольку коронавирусные ограничения давно отменены, в городе проводится большое количество мероприятий с участием жителей и органов власти, в том числе обсуждение проектов благоустройства, то логично было бы восстановить  прежний вариант проведения публичных слушаний в форме собрания.

Поэтому в июле этого года Союз попечительских советов парков направил в мэрию и гордуму предложения вернуть публичные слушания с очным участием жителей города.

Понятно, что чиновникам гораздо удобнее  формат безмолвных обсуждений, когда у граждан нет возможности  публично выразить отличную от властей позицию и нет публичного освещения в СМИ поднятых градостроительных проблем. Но полученные отказные ответы поражают тем, что в них, кроме надуманных поводов, не представлено ни одного аргумента, обосновывающего сохранение дистанционного варианта.

Более того, суть отказа городской администрации выражена в претензии, что на публичных слушаниях граждане якобы выступают не по теме обсуждения, а используют трибуну, дословно: для «манифестирования вопросов». Обвинив горожан в том, что они пользуются возможностью публичного мероприятия для выражения своей позиции, мэрия описала преимущества дистанционных обсуждений. Удобство выбранного формата по мнению чиновников в том, что жители могут «в режиме 24/7, находясь в любой точке мира, направить свои возражения и предложения». Такие обоснования неубедительны, поскольку  прежний вариант публичных слушаний предоставлял точно такую же  возможность без личного присутствия на слушаниях письменно направить в адрес комиссии свои предложения.

Публичные обсуждения строительства храма в сквере на Прыгунова. Январь 2020 года.

Властям тогда отмолчаться не удалось

Мы сделали сравнение 2-х документов для наглядности в табличной форме – Положения об общественных обсуждениях (дистанционный формат)  и Положения о публичных слушаниях (в форме собрания с живым участием). Оба варианта дают возможность направить письменные обращения в адрес комиссии  и тем самым заочно принять участие в обсуждении. Оба документа практически слово в слово описывают формат дистанционного участия, если у жителей нет возможности личного присутствия.

Гордума также отказались отменять дистанционный формат. Хорошо, что в депутатском ответе отмечено право граждан направлять письменные замечания в обоих вариантах (при публичных слушаниях и при общественных обсуждениях) и таким образом принимать участие в обсуждении градостроительных вопросов. Но плохо, что для отказа сформулирован сомнительный повод: председатель гордумы опасается, что якобы граждане начнут жаловаться, если депутаты отменят дистанционный формат.

Дословно ответ звучит так: «Градостроительный кодекс РФ не содержит критериев определения, в каких случаях могут проводиться публичные слушания, а в каких общественные обсуждения, что может повлечь жалобы граждан при выборе органами местного самоуправления той или иной формы проведения обсуждения проекта в области градостроительной деятельности». Кстати, депутаты не опасались народного возмущения, отменяя форму публичных слушаний. И даже не ссылались на изучение общественного мнения по данному вопросу, поскольку мнения самих граждан города никто и не спрашивал.

Нам представляется, что действующая с апреля 2020г. заочная форма себя не только не оправдала, но и дискредитировала. Если посмотреть на вывешенные итоговые заключения,  заметно, что т.н. «общественные» обсуждения  проходят практически без участия жителей.   https://xn--b1acdfjbh2acclca1a.xn--p1ai/Gorod/Napravleniya-raboty/Gradostroitelstvo/Publichnye-slushaniya/Obshchestvennye-obsuzhdeniya-2022

Дистанционный вариант имеет множество недостатков:

— нижегородцы либо не знаю о проводимых обсуждениях, которые достаточно сложно откопать в недрах сайта городской администрации;

— либо не могут зарегистрироваться и стать полноценными участниками из-за сложностей с идентификацией;

— либо боятся оставлять персональные данные на сайте мэрии;

— либо чиновники, отвечающие за проведение общественных обсуждений, не регистрируют граждан в качестве таковых участников.

На примере Почаинского оврага видны все минусы дистанционного формата.

С 17 по 28 июня 2022 проходили общественные обсуждения проекта планировки по созданию в овраге террасного парка. Если верить итоговому заключению, выложенному на сайте городской администрации, то жители города вообще не участвовали в обсуждениях. Оказались равнодушными даже те граждане, чьи дома попадают под снос и расселение. https://xn--b1acdfjbh2acclca1a.xn--p1ai/uploads/editor/6a/10/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9D%D0%9D%D0%93%D0%A1%D0%A3.pdf 

План изменений в Почаинском овраге. Фото администрации Нижнего Новгорода

У нас есть сомнения, что данные участников отражены корректно, и кроме двух юридических лиц никто не изъявил желания дать свои замечания по проекту. Тем более, что активисты проекта «42 – Я имею право!» //dront.ru/project/42pravo/ зарегистрировались на сайте и пытались принять участие в обсуждениях, отправляя свои вопросы и предложения. Однако в итоговом документе себя не обнаружили. К сожалению, предварительно не был сделан скриншот обращения в уверенности автоматической регистрации и порядочности организаторов. Получается, что либо это оплошность сотрудников мэрии, либо нижегородцев специально не регистрируют как участников обсуждений.

Неправдоподобно выглядит заключение 2021г. по смене зонирования Почаинского оврага. В прошлом году власти прислушались к мнению жителей и зону застройки наконец-то сменили на зону рекреации. Но по версии мэрии в общественных обсуждениях не принял участия ни один житель города. Отметим, что на страницах проекта «42 – Я имею право!» экологи призывали граждан принять участие в обсуждениях, а нижегородцы давали обратную связь, подтверждая свое участие. Но в итоговом заключении количество жителей отмечено подозрительной цифрой «0».  https://xn--b1acdfjbh2acclca1a.xn--p1ai/uploads/editor/02/97/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B4%20_%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B0%D0%B8%D0%BD(1).pdf    

Подозрительной потому, что при обсуждении аналогичного вопроса смены зонирования оврага в 2018г., когда действовало прежнее положение о публичных слушаниях, зал был полностью заполнен. Тогда большинство собравшихся (это были дольщики ЖК Сердце Нижнего) требовало сохранить зону застройки, и вопрос по развитию территории застопорился на несколько лет.

Подробнее о ситуации с обсуждениями Почаинского оврага в статье экоцентра Дронт. //dront.ru/news/2022/07/19/neobhodimo-vernut-zhivye-publichnye-slushaniya-po-obsuzhdeniyu-gradostroitelnyh-voprosov/

Проанализировав проблемы, возникающие при проведении дистанционных обсуждений, попечительские советы парков предложили городским властям вернуться к привычному варианту публичных слушаний.

Отказы мэрии и думы вернуться к варианту живого участия наглядно показывают, что властям удобно, когда жители тихо направляют свои предложения  на сайт. Управленцев не волнует, что люди не всегда могут пройти идентификацию и стать полноценными участниками общественных обсуждений. Тем более, что дистанционный формат позволяет чиновникам без объяснения причин не регистрировать и не вносить замечания жителей, и в итоге приводит к тому, что в обсуждениях принимает участие «0» человек.

Получается, что пользуясь пандемией, городские власти заменили живые публичные слушания на дистанционные обсуждения, а спустя 2 года нашли поводы, чтобы не возвращать очный формат.

Мы надеемся вернуть публичные слушания — если нижегородцы проявят заинтересованность.

Тем более, что жители все чаще стали сталкиваться с фальсификациями в итоговых документах.

Повторяющиеся ситуации с исчезновением голосов жителей (отсутствие в итоговом заключении мнения участников дистанционных общественных обсуждений)  подтолкнула нижегородцев к копированию своих предложений, отправляемых на сайт, чтобы иметь возможность подтверждения участия.

Именно так и поступили жители Ленинского района, оставляя комментарии под обсуждением религиозной застройки на месте бывшего детсада. Из материалов сайта видно, что как минимум 3 человека высказались против реализации проекта. Но их мнение не было отражено в заключении.  И по сложившейся «традиции» количество участников дистанционных обсуждений обозначено цифрой «0».

Поэтому мы решили узнать мнение нижегородцев – какой вариант удобнее:

— публичные слушания в форме собраний граждан?

— или дистанционные общественные обсуждения в интернете с регистрацией на сайте?

Голосование

Если формат живого обсуждения градостроительных вопросов окажется востребованным: гражданам города важно личное участие, выражение позиции, общение с единомышленниками, ответная реакция властей, освещение озвученных проблем в СМИ, и самое главное — сохранение своего голоса,  своей позиции по обсуждаемой проблеме, мы повторно, с результатами голосования, направим обращения городским властям и продолжим добиваться возврата публичных слушаний.

  Положение о публичных слушанияхРешение городской думы от 11.07.18 №177 Положение об общественных обсужденияхРешение городской думы от 29.04.20 №77
Кто может быть участником  2.1. Участниками публичных слушаний являются  граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены проекты.2.2. Участие в публичных слушаниях является свободным и добровольным.Участники публичных слушаний имеют право участвовать в обсуждении проектов,  задавать вопросы, высказывать свое мнение, вносить свои предложения и замечания. 2.1. Участниками общественных обсуждений являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены проекты.2.2. Участие в общественных обсуждениях является свободным и добровольным.Участники общественных обсуждений имеют право участвовать в обсуждении проектов, выражать мнение, вносить предложения и замечания.
Как проходит идентификация  2.3. В целях идентификации участники публичных слушаний представляют о себе сведения с приложением документов, их подтверждающих:фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства (регистрации).Оригинал документа, удостоверяющего личность, предъявляются секретарю Комиссии на обозрение.2.4. Участниками публичных слушаний, прошедшими идентификацию, считаются лица, если представленные документы, удостоверяющие личность, позволяют установить фамилию, имя, отчество и регистрацию по месту жительства. 2.3. Участие в общественных обсуждениях осуществляется при условии прохождения процедуры идентификации.2.3.1. При личном обращении в Комиссию в целях идентификации лица предоставляют следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства (регистрации), с предъявлением документа, удостоверяющего личность.2.3.2. При обращении через информационную систему, обеспечивающую проведение общественных обсуждений с использованием сети «Интернет» (далее — ИСОО), участники  проходят идентификацию посредством единой системы идентификации и аутентификации.
Направление письменных обращений  3.11. На официальном сайте администрации города  в сети «Интернет» размещается проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и поступившие информационные материалы к нему.3.12. В период размещения проекта, информационных материалов и открытия экспозиции участники публичных слушаний, прошедшие идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся проекта:3.12.1. В письменной форме в адрес Комиссии.3.12.2. Посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта.3.14. Предложения и замечания  подлежат регистрации секретарем Комиссии в листе регистрации предложений и замечаний участников публичных слушаний.  3.7. Проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, информационные материалы к нему подлежит опубликованию и размещается на официальном сайте администрации города и в ИСОО.4.1. Участники общественных обсуждений, имеют право вносить предложения и замечания в отношении проекта, в сроки, указанные в оповещении о начале обсуждений.4.2. Внесение предложений и замечаний участниками обсуждений осуществляется:4.2.1. Посредством записи в журнале учета посетителей экспозиции проекта.4.2.2. В письменной форме в адрес Комиссии.Предложения и замечания в письменной форме должны содержать следующую информацию о лице, внесшем замечания и предложения: фамилию, имя, отчество, адрес места жительства (регистрации), реквизиты документа, удостоверяющего личность.4.2.3. Посредством ИСОО.4.4. Предложения и замечания, внесенные участниками, подлежат регистрации и обязательному рассмотрению Комиссией.Предложения и замечания лиц, не прошедших идентификацию участников общественных обсуждений, в протокол не вносятся и Комиссией не рассматриваются. 
Личное участие в собрании  4.4.Собрания участников публичных слушаний проводятся по рабочим дням не ранее 18.00 часов.4.5.Перед началом проведения собрания осуществляется идентификация и регистрация участников публичных слушаний с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства (регистрации).4.6.К участию в собрании допускаются лица, прошедшие идентификацию участников.В ходе проведения собрания участников публичных слушаний, замечания и предложения также могут быть представлены в письменной или устной форме.3.13. Устные замечания и предложения излагаются в протоколе публичных слушаний.Информация о наличии письменных замечаний и предложений указывается в протоколе.Текст поступивших замечаний и предложений и копия листа книги учета посетителей экспозиции —  являются приложением к протоколу.Замечания и предложения лиц, не прошедших идентификацию участников публичных слушаний, в протокол не вносятся и Комиссией не рассматриваются.   
Что должно быть отражено в итоговом заключении 4.14. В заключении должны быть указаны:4.14.4. Содержание внесенных предложений и замечаний участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний. 4.9. В заключении указываются:4.9.4. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений. 

Источник: Репортер-НН